«Франция представляет собой настоящую лабораторию по изготовлению конституций, их можно здесь найти буквально на любой вкус»
Марсель Прело
Франция – правовое, светское, социальное государство, с республиканской формой правления(смешанной), сочетающей в себе элементы президентской и парламентской. Единственный источник власти – народ.
Краткое описание: Франция – полупрезидентская, полупарламентарная республика, сложное унитарное государство. Конституция Франции: Декларация прав человека и гражданина 1789 г., преамбула конституции 1946 г., Конституция 1958 г. Законодательная власть: парламент – национальное собрание и сенат. Исполнительная власть: президент и правительство. Две группы полномочий президента: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры. Высшие контрольные и консультативные органы: Конституционный Совет, Государственный совет, Высший совет магистратуры. Особенности судебной власти во Франции - четыре различные ветви осуществления правосудия: общественные суды, общие суды, специальные суды, административные суды.
Особенности: 1. За 200 с небольшим лет, в стране сменилось 4 республики, 2 империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. Было принято около 200 различных конституций, конституционных хартий, конституционных законов. 2. Специфика Конституции заключается в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Конституция 1958 г. вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы, которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполнительной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о то что Французская Конституция принадлежит к числу так называемых жестких конституций(ужесточенный порядок осущ. конституц. реформ). 3. Одна из важных особенностей конституционного режима Пятой республики состоит в ограничении сферы применения закона, которая определена ст. 34 Конституции. Все, что лежит вне сферы, регулируемой законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рассматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение закона. 4. Составные части Франции не являются ни государствами, ни государственными образованиями.
Конституция Франции, оформила создание Пятой республики, была одобрена подавляющим большинством голосов на референдуме(28 сентября 1958 г., вступила в силу 4 октября 1958 г.) Принципы, разработки проекта конституции: выборы как источник власти, а равно разделение властей; парламентская ответственность Правительства и подтверждение независимости судебной власти; уважения основных свобод. Принципы играющие весомое значение в конституции: внешняя политика Франции(ратифицированные или одобренные международные договоры или соглашения имеют преимущественную юридическую силу по сравнению с внутренним законом); организация публичной власти(регулирует статус и полномочия Президента Республики, место и роль Правительства и характер его взаимоотношений с парламентом); постановления, относящиеся к организации законодательной власти; определяет статус Конституционного совета; закрепляет независимость судебной власти и содержит некоторые нормы, касающиеся организации самоуправления на местах и т.п.
Две процедуры внесения изменений в текст основного закона: 1. вотирование конституционного закона посредством референдума, 2. возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса.
Основной закон государства(Пятой республики) подвергался конституционному пересмотру: 1. В 1960г, изменение постановлений, определявших характер и структуру "франко-африканского сообщества". 2. В 1962г, изменение порядка выборов Президента Республики(на всеобщее прямое избирательное право). 3. В 1992г, раздел(14) посвященный ЕС и т.п.
Французская Пятая республика использует систему квазисудебного конституционного контроля.Конституционный совет - наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране.
Конституционный совет - независимый государственный орган, осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе. Состав: 9 членов - срок 9 лет, и бывшие президенты Французской республики. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три — Председателем Национального собрания, три — Председателем Сената. Всем его членам запрещено заниматься политической деятельностью. Председатель назначается Президентом. Полномочия: руководит работой Конституционного совета, представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном совете, определяет дату и порядок дня заседаний, голос председателя – весомый(дает перевес при разделении голосов пополам), занимает 5 место в официальной иерархии должностных лиц Республики после Президента, Премьер-министра и председателей палат. Полномочия Конституционного совета: ратификация международных договоров и соглашений, по просьбе Правительства определяет законность или незаконность принятого до вступления в силу закона, является судьей по выборам, осуществляет надзор за правильностью проведения президентских выборов, производит официальную регистрацию кандидатов, определяет результаты голосования и прокламирует избрание Президента Республики, рассматривает жалобы, подаваемые относительно правильности проведения выборов Президента Республики, осуществляет надзорные функции при проведении референдума, рассматривает жалобы приносимые на правильность выборов депутатов и сенаторов.
Декларация прав человека и гражданина(1789 г.), и Преамбула к Конституции(1946 г.) – структурно обособленные конституционные тексты, закрепляющие и регулирующие основные права и свободы.
Декларация 1789 г.(17 статей) - выдающийся правовой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции, так и многих других государств мира, закрепляющий важнейшие права и свободы личности и устанавливающий позитивные нормы, регулирующие их осуществление. Декларация провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принадлежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обеспечение при помощи равного для всех закона свободы и возможных пределов ее ограничения.
Важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод - дозволено все, что прямо не запрещено законом.
Современная конституционно-правовая доктрина проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. Основные - положения, которые непосредственно фигурируют в конституционных текстах, обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали указанным принципам. Общие - принципы, связывающие не законодателя, а исполнительную власть. Контроль за их соблюдением возлагается на органы административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции.
Личные права и свободы(ст2 Деклорации): свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответственности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на основе закона. Законодательное подтверждено право на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.
Социальные и экономические права - изложены, в Преамбуле к Конституции 1946 г. Значительное место в Преамбуле занимает сфера трудовых прав. Собственность – коллективная.
Политические права и свободы - содержатся в различных конституционно-правовых актах: в Декларации 1789 г., в Преамбуле к Конституции 1946 г., в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На конституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа единственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.
Девиз Республики — "свобода, равенство и братство". Ее принцип — "правление народа, через народ и для народа". Национальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих представителей (косвенная демократия) или путем референдума (прямая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и условия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положениях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики. На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм, свобода образования политических партий, свобода мнения, свобода слова и т.п.
Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 Конституции устанавливает: «Никто не может быть произвольно лишен свободы. Судебная власть — хранительница личной свободы — обеспечивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом». Суды: Специальные административные трибуналы(рассматривают посягательства на права и свободы со стороны администрации), Суды общей юрисдикции(уголовное и гражданское судопроизводство и т.п.)
Политические партии и партийная система(ст.4 Конституции).
Политические партии образуются свободно и их существование непосредственно не связано с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии(т.е. уведомительная система - само объявление о создании политической партии уже представляет собой определенный юридический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия). Политические партии не обязаны проходить регистрацию. Политическая партия как юридическое лицо должна удовлетворять требованиям Закона об ассоциациях и представить необходимые для регистрации документы. Особенность правового регулирования: государственные органы, осуществляющие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в этой регистрации, а следовательно, и в публичном объявлении о ее создании(только м.б. судебный запрет).
Медиатор (уполномоченный по правам человека) - обладает относительно скромными полномочиями, главное из которых — привлекать внимание общественности и обращать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека.
Условия образования и функционирования политических партий: соблюдение принципа национального суверенитета и демократии, надлежит действовать в условиях и в рамках установленного конституционного строя, национальный характер(не может быть образована иностранцами), деятельность не должна финансироваться из иностранных источников.
Социальное назначение политических партий: участвовать в организации и проведении выборов, выражая интересы тех или иных групп и слоев населения, и тем самым способствовать учету их воли и интересов в ходе формирования и деятельности представительных учреждений.
Основные политические партии Франци:
1. Объединение в поддержку республики (ОПР). Лидером партии -Жак Ширак(формально оставивший свой пост в связи с избранием Президентом Французской Республики, но практически остающийся ее лидером). Характер партии: правоконсервативный(сочетает либеральные свободы с более активной деятельностью государства по регулированию всех сфер общественной жизни). В государственно-правовой области ОПР — один из ярых защитников и приверженцев режима сильной власти. Партия отстаивает идею политической стабильности как условия успешного внутреннего развития и достижения внешнеполитических целей, отвечающих национальным интересам страны. Она поддерживает в целом планы европейской интеграции и является активным защитником идеи создания экономического и валютного союза в рамках ЕС.
2. "Союз за французскую демократию" (СФД) - правоцентристские политические группы.
3. Французская социалистическая партия (ФСП) - Одна из крупнейших, наиболее влиятельных в настоящее время политических партий образует Социалистическое движение во Франции имеет богатую историю. ФСП - типичная социал-демократическая партия. В ее программе большое место уделяется решению проблем социального порядка. Своими успехами она в значительной мере обязана обещаниям улучшить социальную обстановку в стране и, в частности, добиться сокращения безработицы. ФСП - сторонник плюралистической демократии, активно защищает действующую Конституцию и конституционный строй. В частности, французские социалисты — активные сторонники европейской интеграции, упрочения Европейского Союза и введения единой европейской валюты.
4. Французская коммунистическая партия (ФКП) – входит в состав правительственной коалиции и поддерживает политику Правительства, хотя и не отказывает себе в праве на критику конкретных его мероприятий, действует в рамках конституционной законности.
5. Национальный Фронт (НФ) - националистическая партия.
Во Франции – многопартийная система. Основа: крупные общенациональные политические партии и объединения, оказывающие активное воздействие на формирование политического курса страны, а равно на функционирование всего механизма власти. Сегодня во Франции сложилась так называемая блоковая система, когда с одной стороны выступают Объединение в поддержку республики и Союз за французскую демократию, образуя тем самым единый, хотя и разношерстный блок, а с другой стороны им противостоит блок, основу которого образуют ФСП и ФКП. Политический плюрализм и многопартийность рассматриваются как одно из главных условий демократии в современной Франции.
Избирательное право и избирательная система. Конституционные принципы избирательного права(ст.3 Конституции): выборы во Франции являются всеобщими(граждане достигшие 18 лет), равными(равные права и возможности всех граждан при пользовании активным и пассивным избирательным правом) и тайными. Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и не граждане, постоянно проживающие в стране.
Ограничения избирательных прав: недееспособные, лица, отбывающие наказание по приговору суда, злостные банкроты и некоторые другие. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке.
Не подлежат избранию: лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций. Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-то должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закрепленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства.
Голосование всегда является тайным. Избирательные операции должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность свободного волеизъявления избирателя. Всякая попытка контроля за голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение, которое влечет за собой ответственность по закону.
Выборы могут быть прямыми или косвенными. В настоящее время используется преимущественно процедура прямых выборов. Она применяется при избрании Президента Республики, депутатов нижней палаты Парламента, депутатов Европейского парламента, а также при выборах в местные представительные учреждения. Система косвенных выборов используется при формировании верхней палаты Парламента — Сената.
Выдвижение кандидатов на любые выборные должности является свободным. В избирательный бюллетень могут быть внесены только зарегистрированные кандидаты. Основным условием регистрации является подача заявления, поддерживаемого определенным числом выборных представителей.
Избирательные системы: 1. мажоритарная система выборов в два ту ра. Она применяется на выборах Президента Республики и депутатов Национального собрания. Избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования(свыше 50%, при явке не менее 25%). Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает пост Президента Республики. В Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов. Выборы депутатов проводятся по одномандатным округам. Система носит название мажоритарной униноминалъной системы. 2. Пропорциональная система выборов - При выборах в Европейский парламент, при избрании членов региональных ассамблей. Каждый список должен включать число кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. Особенность: пятипроцентная оговорка, которая устанавливает избирательный порог участия тех или иных списков, баллотировавшихся на выборах, в распределении мандатов. 3. Косвенная система выборов, предусмотренная при избрании Сената, предполагает формирование коллегии выборщиков, которая избирает членов верхней палаты Парламента. Состав: депутаты Национального собрания, члены представительных собраний регионов и департаментов и представители муниципальных советов коммун. Голосование проводится по департаментам. В тех из них, где избирается пять или более членов Сената, применяется пропорциональная система, во всех остальных — мажоритарная.
Референдум (ст.11, ст.89, ст.53 Конституции). Решение о проведении принимается главой государства. Законодательные акты рассматриваемые на референдуме: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разрешающие ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, мог бы отразиться на функционировании государственных институтов; 3) санкционирующие изменения в области экономической и социальной политики государства. Контроль за правильностью проведения референдум отнесен к ведению Конституционного совета. Помимо референдума, проводимого на общенациональном уровне, возможно также его проведение на местном уровне по вопросам местного значения, в частности слияния и сотрудничества коммун.
Система государственных органов Франции. Основные принципы построения механизма власти во Франции: принцип разделения властей (ст.16 Декларации): законодательная, исполнительная, судебная. Пятой республики характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента(т.е. центр тяжести смещен от представительного органа к исполнительному). Правовой характер: бицефалъная исполнительная власть. Носители: Президент Республики и Правительство. Президент наделен собственными, единоличными полномочиями, которые он может осуществлять самостоятельно. Вооруженные силы и административный аппарат страны находятся в ведении Правительства. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием — нижней палатой Парламента.
Особенность государственного механизма: практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к пропрезидентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существованием института парламентской ответственности Президент вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные ему силы. Возможности Президента по осуществлению исполнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает. Такую ситуацию принято называть "сосуществованием".
Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов(ст.5 Конституции). Следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики — верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях, ведет международные переговоры и заключает международные договоры. Полномочия: назначение Премьер-министра, решение о досрочном роспуске Национального собрания, использование чрезвычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др.
Президент Республики — высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий — 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено.
Института вице-президента во Франции нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Правительством.
Президент Республики обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Он председательствует в Совете министров, назначает Премьер-министра и по его представлению других членов Правительства. Он же отзывает Премьер-министра и иных членов Правительства. Глава государства назначает на все высшие военные и гражданские должности. Обладает широкой регламентарной властью.
Президентские ордонансы и декреты — это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон. Ордонансы - наиболее важные регламентарные акты, издаваемые Президентом. Декреты - текущее правовое регулирование. Президенту принадлежит право законодательной инициативы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом.
Президенту принадлежит право досрочного роспуска Национального собрания. Такого рода досрочный роспуск не может иметь место только в трех случаях: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст. 16 Конституции; 3) в течение года после досрочный выборов. Обладает определенными полномочиями в судейской сфере. Он председательствует в высшем совете магистратуры, его актами производится назначение и перемещение профессиональных судей, Президент Республики обладает правом помилования.
Важными полномочиями наделен Президент в сфере внешней политики и обороны. Он представляет страну в международных отношениях, назначает дипломатических представителей Франции, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители. Президент ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.
Официальная резиденция Президента — Елисейский дворец. При главе государства функционирует специализированный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный кабинет и генеральный секретариат. Все сотрудники Елисейского дворца назначаются и увольняются Президентом по его собственному усмотрению.
Правительство — коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики исполнительную власть. Обладает своеобразной структурой: выступает в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра. Вопросы подлежащие обязательному рассмотрению в Совете министров: наиболее важные проекты регламентарных нормативных актов, проекты законов, решение о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на высшие государственные должности и другие. Деятельностью Правительства руководит Премьер-министр. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом Республики.
Внутренняя структур а: иерархична. Состав: Премьер-министр, государственные министры, министры, государственных секретарей и некоторые другие категории членов.
Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правительству. Определенной оригинальностью отличается и процедура принятия либо отклонения резолюции порицания. На голосование ставится только один вопрос: кто за принятие этой резолюции; кто из депутатов против или воздержался — не выясняется. Резолюция считается принятой, если она собрала абсолютное большинство голосов депутатов.
Правительство как коллегиальный орган и его руководитель — Премьер-министр обладают широкими полномочиями, которые осуществляются либо совместно с Президентом Республики, либо кабинетом, либо единолично Премьер-министром.
В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов образуют весьма важный источник французского права. Акты - подписываются Премьер-министром. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на определенный срок в целях выполнения правительственной программы. В этом случае Правительство принимает необходимые меры путем издания ордонансов. Особенность их правового режима заключается в том, что такие акты вступают в силу с момента опубликования, но перестают действовать, если законопроект об их утверждении не передан Правительством на рассмотрение Парламента до истечения срока делегирования полномочий.
Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за обеспечение национальной обороны, т. е., иначе говоря, наряду с Президентом Республики принимает непосредственное участие в решении вопросов военного строительства. На Премьер-министра возложено обеспечение исполнения законов. Он обладает собственной регламентарной властью. Премьер-министру принадлежит право назначения на военные и гражданские должности. Специальные законодательные акты разграничивают соответствующие полномочия главы государства и Премьер-министра. Премьер-министру принадлежит право законодательной инициативы. Он пользуется правом обращения в Конституционный совет в целях установления соответствия вотированного палатами проекта основному закону страны. По предложению Премьер-министра созываются чрезвычайные сессии Парламента. Вносит предложения о продлении срока очередной сессии Парламента. По предложению Премьер-министра проводятся закрытые заседания палат в форме секретного комитета. Целый ряд важных полномочий Президента Республики осуществляется по предложению или после консультаций с Премьер-министром.
Официальная резиденция главы Правительства — Отель Матиньон. При Премьер-министре функционирует разветвленный вспомогательный аппарат. Его работой руководит - Генеральный секретарь Правительства, выполняющий весьма важные функции по организации работы Правительства в целом и по координации сотрудничества с аппаратом Президента Республики. Под началом Премьер-министра функционирует ряд важных государственных служб. Среди них, например, такие, как Генеральный секретариат по вопросам планирования, служба контрразведки и др.
Парламент — высшее представительное учреждение Французской Республики. Состав: Национальное собрания(нижняя палата), Сенат(верхняя палата). Обе палаты – равнопраны!
Национальное собрание Франции состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого голосования. Применяется мажоритарная униноминалъная система выборов в два тура. Кандидат: любой француз, пользующийся в полном объеме избирательными правами и достигший двадцатитрехлетнего возраста. Срок полномочий Национального собрания — 5 лет. Состав обновляется полностью. Решает окончательно вопрос о судьбе государственного бюджета, осуществляет в полном объеме контроль за деятельностью Правительства, вправе отказать в доверии или принять резолюцию порицания, влекущие за собой отставку Правительства
Сенат. Срок 9 лет(обновление - по третям каждые три года). Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, в которых преобладают представители муниципальных советов коммун. Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом.
Бюро – руководит работой каждой из палат. Состав: Председателя, вице-председателей, секретарей и квесторов(ведают административно-хозяйственными и финансовыми вопросами).
Конференция председателей – определяет повестки дня и приоритетность рассмотрения вопросов. Состав: члены бюро, председатели партийных и постоянных комиссий.
Комиссии: постоянные, временные специальные, по контролю и расследованию.
Полномочия Парламента в целом: законодательные, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, контроль за деятельностью исполнительной власти, решение вопросов войны и мира. Ограничена сфера применения закона(Статья 34 Конституции). Право законодательной инициативы практически почти полностью монополизировано Правительством. Свыше.90% законов, вотированных Парламентом, принимаются на основе правительственных текстов. Призван осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Ролномочи в сфере внешней политики и обороны(ратификация наиболее важных международных договоров и соглашений).
Административно-территориальное деление и местное самоуправление.
Французская Республика — унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно-территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы еще в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80-х гг. посредством принятия законов о децентрализации.
Франция обладает довольно сложной административно-территориальной структурой. Традиционно в качестве ее составных частей выступают (снизу вверх): коммуна, кантон, округ, департамент и регион. Специальных округа: военные, судебные, школьные и другие округа(границы не всегда совпадают с границами административно-территориальных единиц). Коммуны, департаменты, регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Основные административно-территориальные единицы Франции: департамент(свыше 90), регионы и коммуна
Контроль за деятельностью органов самоуправления осуществляет выборное представительное собрание и создаваемые им органы.
Вопросы разграничения компетенции между государством и самоуправляющимися коллективами урегулированы законодательными актами. В соответствии с этими актами была значительно расширена сфера компетенции самоуправляющихся коллективов и сформулированы некоторые общие принципы, определяющие, какие именно материальные ресурсы и финансовые средства передаются в ведение органов самоуправления, об инвестициях в жилищное строительство, о распределении муниципального жилья, о пользовании земельными участками в городах и ряд других.
Во Франции сейчас имеется три вида территориальных самоуправляющихся коллективов: регион(20), департамент и коммуна.
Цели создания регионов (Закон от 2 марта 1982 г.): обеспечение экономического, социального, культурного и научного развития, развитие здравоохранения и принятие необходимых мер по обустройству территорий и защите самобытности каждого региона. Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы экономического и социального развития, обустройства территории и развития инфраструктуры региона. Полномочия: в сфере проблемы занятости, профессиональной подготовки, жилищного строительства и т.п. Не допускается установление иерархических отношений подчинения между территориальными коллективами различного уровня.
Региональный совет – главный представительный орган региона. Члены избираются путем всеобщих и прямых выборов. Выборы проводятся по департаментам, число избираемых представителей пропорционально количеству населения, от департамента избирается не менее трех представителей. Применяется пропорциональная избирательная система. В распределении мест участвуют списки набравшие не менее 5% голосов избирателей. Принцип - наивысшей средней. Работает в сессионном порядке, собрания проводятся не реже одного раза в квартал. Вправе принимать обязательные решения по всем вопросам, отнесенным к ведению региона.
Функции органа исполнительной власти осуществляет председатель регионального совета - региональный комиссар Республики. Полномочия: контроль за законностью решения регионального совета. Влияние регионального префекта весьма значительно. Выступает в качестве представителя центральной власти в регионе. В его ведении находятся административные службы, являющиеся представительством тех или иных центральных министерств и ведомств. На него возложено осуществление политики Правительства в сфере экономического и социального развития и обустройства территорий. Обладает также собственными службами управления.
Экономический и социальный комитет региона - получение его заключения в соответствующих областях является обязательным для регионального совета.
Департамент — старейшая административно-территориальная единица Франции. В рамках департамента действует орган общей администрации в лице префекта, назначаемого Президентом Республики в Совете министров по представлению министра внутренних дел – комиссар Республики. Департамент образует самоуправляющийся территориальный коллектив.
Территориального коллектива обладает компетенцией по вопросам: дорожного строительства и организации транспорта (за исключением городского), вопросы социального обеспечения, организация здравоохранения. Департамент создает и обеспечивает работу местных медицинских и социальных служб. Несет ответственность за решение экологических проблем. Занимается вопросами организации просвещения. Территориальные коллективы трех уровней занимаются: коммуна — начальным образованием, вышестоящий регион — лицеями, а территориальный коллектив среднего звена — департамент — колледжами.
Департамент - координирует деятельность органов самоуправления коммун, создает публичные агентства, призванные оказывать материальную, финансовую, юридическую и иную помощь органам местного самоуправления в коммунах. Ему принадлежит прерогатива распределение финансовых субсидий между коммунами.
Генеральный совет - представительный орган департамента. Принимает решения по всем вопросам, отнесенным к ведению департамента. Генеральные советники - члены генерального совета. Избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования. Применяется мажоритарная система выборов в два тура. Избирательный округ на выборах – кантон("кантональные выборы"). Генеральные советники избираются сроком на 6 лет, состав совета обновляется наполовину каждые три года. Председатель генерального совета – председатель генерального совета. Ему оказывают помощь заместители. В ведении находятся все местные административные службы, содержащиеся за счет департаментского бюджета. Префект - представитель Правительства. Руководит работой всех местных должностных лиц, отделений, управлений и агентств, которые представляют центральное Правительство. В ведении префекта: контроль за законностью решений и действий выборных органов и должностных лиц департамента, разветвленный административный аппарат. Подчинены: службы охраны порядка, аппарат самой префектуры. Под началом префекта работают супрефекты, которые, как правило, действуют в пределах округов, не обладающих органами самоуправления, не являющихся территориальными коллективами, и функции опеки супрефекты осуществляют в основном по отношению к низовому территориальному коллективу, каким является коммуна.
Коммуна образует главную базовую административно-территориальную единицу Франции. Коммуна — это старейший самоуправляющийся территориальный коллектив, обладающий сравнительно широкими полномочиями. Особенность правового статуса: в их пределах никогда не было органа общей администрации в лице назначаемого Правительством чиновника. Функции представителя Правительства в коммуне мэр коммуны, который располагает двойственным статусом. Он одновременно представитель государства в коммуне и представитель самоуправляющегося территориального коллектива.
Муниципальный совет - представительный орган коммуны, избирающий мэра. Муниципальные советники избираются путем всеобщего прямого голосования избирателями, которые внесены в избирательные списки коммун. Срок полномочий муниципальных советов — 6 лет. Советы обновляются полностью. В коммунах с населением менее 3 500 человек используется мажоритарная система выборов в два тура. В коммунах с большим числом жителей используется комбинированная избирательная система голосования в два тура, но при сочетании мажоритарной системы с принципом пропорционального представительства. Особенность: до проведения второго тура, который организуется через неделю, в ранее выдвинутый список могут быть внесены изменения. Муниципальный совет избирает из своего состава большинством голосов мэра и его заместителей.
Характеризуя в целом современную административно-территориальную структуру Франции и организацию местного самоуправления, можно отметить, что она отличается, во-первых, весьма усложненной структурой административно-территориального деления и, во-вторых, тенденцией к дальнейшей децентрализации, что заметно повышает роль и значение территориальных самоуправляющихся коллективов в осуществлении местных проектов и решении местных дел.
ФРГ
«Права человека не создаются конституцией, а признаются ею»
Основной закон
Общие сведения: Германия – парламентарная республика, относительно децентрализованное федеративное государство. Конституция Германии 1949 г. Законодательная власть: бундестаг (Союзное заседание) и бундесрат (Союзный совет). Исполнительная власть в Германии - Федеральное правительство. Специализированная судебная система: конституционная юстиция, общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.
ФРГ – республика, демократическое(народ является носителем государственной власти и ее единственным обладателем), социальное(помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум), правовое(обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом), федеративное государство с парламентской формой правления.
Основной закон — это новый юридический документ, сохраняющий, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. Состав: Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела. Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру, констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. Базируется на традициях германского конституционализма.
Разделы: 1. "Основные права", 2. "Федерация и земли"(основы конституционного строя ФРГ, характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза), 3-4. Посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству), 5. Регламентирует статус Совместного комитета. 6-7-8. Регламентируют законодательную и исполнительную деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель, 9. Судебная власть, 10. "Финансовая конституция"(регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, доходы и расходы Федерации), 11. Регламентация мер на случай состояния обороны, 12. "Состояние обороны", 14. "Переходные и заключительные положения".
Закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.
Охрану конституции осуществляет Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС является одной из составных частей судебной власти (ст. 92). Состав: 2 сената по 8 судей в каждом. Судьи избираются в равной пропорции Бундестагом и Бундесратом. Выборы в Бундесрате - прямые, в Бундестаге — косвенные. Для избрания судьи необходимо большинство в две трети голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются поочередно то Бундестагом, то Бундесратом. Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом. Срок полномочий судей ФКС — 12 лет, предельный срок пребывания в должности — 68 лет.
Полномочия ФКС: 1. конституционно-правовые конфликты между Федерацией и землями или между различными землями в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель. 2. споры по вопросам толкования положений Основного закона об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа(Бундестага, Бундесрата, Правительства, Федерального президента) или другого участника конфликта, наделенного Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами. 3. контроль правовых норм. 4. ФКС рассматривает конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав. 5. выносит решения о лишении основный прав тех граждан, которые используют их против свободного демократического порядка. 6. рассматривает жалобы на решения Бундестага о проверке правильности выборов, порядка проведения референдума или народного опроса.
Основные права — это закрепленные в конституции неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина.
Все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) связаны основными правами (ч. 3 ст. 1).
Пять видов судебной юрисдикции: суды общей юрисдикции (по гражданским и уголовным делам), административные суды, суды по трудовым спорам, финансовые суды и суды по социальным вопросам. Если гражданин считает, что решение одного из этих судов противоречит конституции, он может обратиться за разрешением данного вопроса в конституционные суды.
Германское гражданство. Немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, а также супруга или потомки одного из этих лиц. Конституция ФРГ проводит различие между всеобщими правами человека и так называемыми гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Лишение германского гражданства запрещено, а его утрата возможна лишь на основании закона. Ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Гражданство ФРГ приобретается в основном по рождению. Для иностранцев основным условием приобретения гражданства является натурализация, т. е. издание административного акта по ходатайству заинтересованного лица. К иностранцу предъявляются определенные требования: быть дееспособным по законам своей страны, вести безупречный образ жизни, иметь жилище и быть в состоянии содержать себя и своих близких. Гражданство утрачивается в результате приобретения иностранного гражданства, а также выхода из гражданства.
Основные прав: свободное развитие личности, право на жизнь и физическую неприкосновенность, свобода личности, свобода передвижения, право на неприкосновенность жилища, тайна переписки, почтовой, телефонной и телеграфной связи, свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов, свобода совести и т.п.
Политические парти и. Основы правового статуса партий, их организационные принципы и задачи урегулированы конституцией и специальным законом о партиях (ст. 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.). Политические партии — это свободные общественные объединения, преследующие политические цели. Партии — это те политические организации, которые подбирают и выдвигают кандидатов на официальные посты, воля государства не может быть сформирована без активной деятельности партий.
Руководящие органы партий легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составе членов правления или функционеров этих партий. Партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление. Партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.
В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности.
Крупнейшие политические партии ФРГ: 1. Христианско-демократический союз (ХДС), около 700 тыс. человек. Народная партия, ее электорат составляют представители всех социальных слоев. Главная опора партии - работодатели, особенно представители крупного и среднего финансово-промышленного и торгового капитала. Играет ведущую роль в политической жизни страны. 2. Христианско-социальный союз (ХСС). Действует только в пределах Баварии. На федеральном уровне партия образует единый блок с ХДС, в Федеральном парламенте существует единая фракция ХДС—ХСС. Партия десятилетиями доминирует в политической жизни Баварии, неизменно получая на земельных выборах абсолютное большинство голосов. 3. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Она же — самая крупная по численности (на июнь 1994 г. — 827 601 член). Характеризует себя как реформистский союз старых и новых социальных движений. Наряду с признанием парламентской демократии и социального рыночного хозяйства как основы общественного устройства ФРГ для этих объединившихся в СДПГ движений характерно стремление к ограничению экономической власти крупного капитала и достижению большего социального равенства и справедливости. Народная партия, открытая для всех социальных слоев и групп общества, однако традиционной опорой партии остаются работающие по найму, в первую очередь организованный в профсоюзы рабочий класс ведущих отраслей материального производства. 4. Свободная демократическая партия (СвДП), около 140 тыс.чел. Наследница классического германского либерализма с его защитой неограниченной частной собственности и индивидуальных гражданских свобод. Социальный базис партии всегда был чрезвычайно неустойчивым, что выражалось в преобладании либо правых консервативных, либо левых социал-либеральных настроений и взглядов. 5. Экологическая партия "Зеленые". Цельной системы идей в партии нет, существует довольно эклектичное соединение различных взглядов и подходов. 6. Партия демократического социализма (ПДС). Партия признает парламентскую демократию и многообразие форм собственности, одновременно она выступает за расширение форм демократического волеизъявления граждан, вплоть до признания правомерности внепарламентских акций сопротивления и ограничение экономической власти крупных монополий и их воздействия на политику. 7. Республиканская партия - правоэкстремистская партия, исповедующая откровенно националистические взгляды. Ее позиции довольно сильны в ряде земель
Германская Федераци я - традиционная для Германии форма государственного устройства. Германия сегодня — это конститутивная федерация, т. е. федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между ее субъектами. В конституции ФРГ нет специального раздела о федеративном устройстве, соответствующие положения можно найти в Преамбуле и практически в каждой главе Основного закона. В конституции нашли закрепление принципы взаимоотношений Федерации и ее субъектов, а также основы разграничения компетенции между ними. Германская Федерация построена по территориальному принципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований кроме земель в составе ФРГ нет. Подавляющее большинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего общего с исторически самостоятельными германскими государствами(исключение: Бавария и Саксония). По своим объективным характеристикам (размер территории, численность населения, экономические показатели и др.) земли сильно разнятся, однако в конституционно-правовом отношении они равноправны.
Взаимоотношения Федерации и земель строятся на основе следующих ключевых положений: 1) конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства, 2) закрепляется презумпция компетенции земель (осуществление государственных полномочий и решение государственных задач относится к ведению земель) одновременно закрепляется приоритет федерального права перед правом земель, 3) устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь, 4) на всей территории Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни, каждый немец в любой земле имеет равные права и обязанности, в федеральных учреждениях должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель.
В сфере законодательной компетенции доминирует Федерация, а в сфере управления и правосудия — земли.
В исключительном ведении Федерации находятся внешние сношения, оборона и безопасность, регулирование отношений по поводу свободы передвижения и выбора места жительства, паспортизация, иммиграция, финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральный, железнодорожный и воздушный транспорт, информация и связь, федеральная государственная служба, охрана промышленной собственности, авторское и издательское право, таможенное регулирование и некоторые другие (ст. 73). В сфере исключительной компетенции федерального законодателя законы могут приниматься только на уровне Федерации.
В сфере конкурирующей компетенции земли могут принимать законодательные акты до тех пор и постольку, пока и поскольку Федерация не использует свои законодательные полномочия(гражданское, уголовное и процессуальное право, отношения, связанные с реализацией конституционного права на объединения и свободу собраний, хозяйственное право, трудовое право, законодательство о промышленных корпорациях, о купле-продаже земельных участков, земельное и жилищное законодательство, правила уличного движения и речного судоходства, почти все налоговое законодательство и др. (ст. 74)).
Все, что не относится к исключительной компетенции Федерации, к конкурирующей компетенции и к основам законодательства, входит в исключительную компетенцию земель. В ведении земель находятся: конституционное законодательство и административное устройство земель, школа, культура, средства массовой информации, некоторые аспекты социальной сферы и законодательство о местном самоуправлении. Осуществление исполнительной власти и управление относится преимущественно к компетенции земель. Правительственно-административные органы земель осуществляют исполнение не только своих законов, но и федеральных, в частности, по поручению органов Федерации. Наиболее крупными отраслями федерального управления являются почта, железнодорожный транспорт, трудовые отношения, вооруженные силы, дипломатическая служба, таможенный контроль, пограничная служба и некоторые другие.
Правосудие осуществляется в первую очередь судами земель. Федерация образует лишь пять судов высшей инстанции: Федеральная судебная палата — высший судебный орган по гражданским и уголовным делам, Федеральный трудовой суд, разрешающий споры между работодателями и наемными работниками, Федеральный административный суд — орган судебного контроля в сфере государственного управления, Федеральный социальный суд, рассматривающий споры в социальной сфере и сфере социального обеспечения, и Федеральный финансовый суд — высшая инстанция по разрешению налоговых и таможенных споров.
Бундестаг (656 чел., число может меняться) — это законодательный орган Федерации. Порядок формирования: депутаты избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права. Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом. При выборах применяется смешанная система — "персонализированная пропорциональная". Половина(328) избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий. Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос — за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от одной партии, а "второй" — земельному списку кандидатов от другой партии. В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства). Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий.
Организация Бундестага: Председатель (официально он именуется президентом). Избирается из числа депутатов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. Одновременно с ним избираются заместители — соответственно числу фракций, представленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты.
Совет старейшин - важнейший орган Бундестага. Состав: председатель, вице-председатели и 24 члена, назначаемых фракциями пропорционально их численности. Задачи Совета: согласование между фракциями численности комитетов Бундестага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей, согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок, принимает проект бюджета Бундестага, выносит решения по его внутренним делам.
Партийная фракция Бундестага (объединенная фракция состоит из двух групп депутатов — ХДС и ХСС). Фракцию может создать только такая группа депутатов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депутатов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях палаты, формулируют законодательную политику партии, назначают докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы. Партийной фракцией руководит правление. Состав: председатель фракции, заместители и секретари, прочие члены. В каждой фракции образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образуют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламентскую политику партии, занимают ответственные посты в Бундестаге. Остальные члены фракции - "заднескамеечники", особого влияния не имеют, поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.
Комитеты: отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).
Компетенция Бундестага: развитие законодательства, утверждение федерального бюджета, избрание Федерального канцлера и парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.
Важнейшая функция: законотворчество. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Законодательная процедура регулируется регламентом Бундестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопроекта: 1. Информация о законопроекте с предложением совета старейшин(обсуждаются общие принципы законопроекта). 2. Обсуждают законопроект в редакции, предложенной комитетом, вместе с докладом последнего(могут вносить поправки и дополнения) Проводят голосование(по частям) и голосование по внесенным поправкам. 3. Возобновляют обсуждение проекта в целом, вносят новые поправки, но уже только от имени фракции. Затем следует заключительное голосование.
Государственное право ФРГ различает конституционные (принимаются Бундестагом квалифицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом), "федеративные" (т. е. затрагивающие федеративную структуру государства или полномочия государственных органов земель) - принимаются простым большинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бундесрата, обыкновенные законы(принимаются только Бундестагом простым большинством голосов).
Важнейшее полномочие Бундестага: утверждение федерального бюджета(проект бюджета составляется Федеральным правительством).
Важнейшая функция Бундестага: решение вопроса о главе Правительства. Решение этого вопроса зависит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реальный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.
Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер.
Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рождественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания проходят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни заседают комитеты и фракции.
Бундесрат — это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского Союза (ст. 50)(верхняя палата парламента). Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель. Всего в Бундесрате — 69 мест.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий - это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если последний временно не может выполнять своих функций.
Постоянные комитеты. Состав: по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновников земли.
Полномочия Бундесрата: сфера законодательства, управления, дела Европейского Союза. Бундесрат принимает участие в законодательной деятельности. Обладает правом законодательной инициативы, его участие в принятии конституционных и "федеративных" законов является обязательным. Вправе опротестовывать обыкновенные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.
При определенных условиях Бундесрат может стать единственным законодательным органом. В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное правительство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.
Совместный комитет - создается на случай "чрезвычайного положения". Состав: 48 членов: две трети депутатов Бундестага и одна треть членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундестагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства.
Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент. Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания(создается только для выборов Президента). Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения.
На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президента обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится. Избранным на пост Президента считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большинства, назначается третий тур, в котором для избрания Президента достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты). Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд. При вступлении в должность Президент приносит присягу (ее текст содержится в конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.
Полномочия в области внутренней полит ики: подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать принятый па