К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил.
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Оно получило известность как «план Шумана», но на деле было разработано французским комиссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне — Шумана: объединение и передаче всего франко-германского производства угля и стали под управление общего (наднационального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран.
Европейское объединение угля и стали. 18 апреля 1951 г. в Париже по ее итогам подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (неофиц. название — Парижский договор). Вступил в силу после ратификации всеми участниками 25 июля 1952 г. Сторонами( государствами — членами ЕОУС) 6 стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Охватывал сферы общественной жизни:
В экономической сфере курс на слияние национальных экономик в общий рынок в угледобывающем секторе промышленности и сталелитейном производстве. Охватывает: гарантии создания (отмена таможенных пошлин и количественных ограничений на движение товаров), централизованное регулирование (инвестиции и финансовая помощь предприятиям, производства, ценовой политики, охраны конкуренции…)
В политической сфере оформил создание общих органов власти ( введен термин «институты»). Основным был - Верховный орган: правотворческие и административные функции, состоял из 9 человек, независимых от государств-членов, назначались национальными правительствами. Совмин (Специальный совет министров): орган выражения интересов государств-членов, представительный орган - из представителей на уровне министров государств-членов (по 1 от страны), ограниченные полномочия. Ассамблея: узкие, консультативные полномочия —из делегатов национальных законодательных собраний. Судебная власть - наднациональный Суда, право заявлять иски государства-члены и частные лица (предприятия и их объединения).
Три основных характеристики ЕОУС:
наднациональные органы ЕОУС могли издавать НПА и обязывать своими решениями не только государства-члены, но и их частных лиц;
наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями; они были правомочны применять штрафные санкции к юридическим лицам государств-членов, когда нарушали условия конкуренции;
ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся из системы собственных ресурсов, а не за счет взносов государств-членов.
Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет. На Амстердамской 1997 г., а позднее и на Ниццкой 2001 г. конференциях представители государств-членов констатировали нецелесообразность пролонгации Договора о ЕОУС. 24 июля 2002 г. эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу.
Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме теми же 6 государствами подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, вступивший в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г. и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Достижения:
В экономической сфере создание общего рынка, включавшего все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет.
В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховного органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС.
Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и нормативных положений (свыше 200 статей), повторяют соответствующие положения Договора о ЕС.
Статьи в разделы: «Задачи Сообщества» вводные положения; «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» права и обязанности наднациональных институтов и государств-членов; «Положения, регулирующие деятельность институтов», «Финансовые положения», «Общие положения», «Положения, относящиеся к начальному периоду» и «Заключительные положения».
Далее 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интеграции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную:
— в целях выработки «европейской внешней политики» в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-членов создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Объединяло те же страны, являлось обособленной структурой с собственными механизмами принятия решений. Это прообраз общей внешней политики и политики безопасности ЕС;
— в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ, положившая начало сотрудничеству государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
В связи с экономическими и общественно-политическими изменениями в 1986 г. проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА). По форме это договор), подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге, вступил в силу 1 июля 1987 г.
ЕЕА не создавал новых организаций. «Ревизионный» договором, вносил много поправок в учредительные документы Сообществ: расширена предметная компетенция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого «внутреннего рынка» (1 января 1993 г.). В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики). Наметил дальнейшие шаги в целях объединения в единую структуру — ЕС.