Подлинно творческий процесс материализации исполнительского замысла начинается с момента, когда произведение технически выучено и дирижер обретает свободу в выражении своего исполнительского «я». Точное выполнение нотного текста — это еще не искусство. Полноценное художественное исполнение музыкального произведения отличается от грамотного прочтения нот так же, как художественное исполнение стихотворения — от простого чтения вслух, «Чтение нот, —
1 Соколов Вл. Работа С хором. — М., 1983. — С. 177.
136 Глава 6. Репетиционная работа с хором
писал в этой связи А. Серов, — самое верное, в самом широком смысле значения слова чтение (т. е. при безукоризненной технике) — только азбука музыкального исполнения. Можно очень верно прочитать какое-нибудь музыкальное произведение (т.е. исполнить совсем хорошо со стороны техники) и быть между тем за миллион верст от смысла сочинения»1.
Это действительно так. Технически разобрать произведение, выучить его на память и грамотно спеть могут многие, а дать убедительную и яркую интерпретацию — единицы. Не случайно среди руководителей хоров значительно чаще встречаются профессионально грамотные хормейстеры-репетиторы, чем дирижеры-исполнители. Если для технического выучивания произведения с хором достаточно владеть хормейстерскими навыками и методическими приемами хоровой работы, то для «постановки» музыкального произведения этого мало. Здесь нужны художественная одаренность, культура, тонкость восприятия, воображение, фантазия, вкус, эмоциональность.
|
|
Ясно, что не все руководители обладают этими качествами. Однако если мы хотим, чтобы хоровое исполнение характеризовалось не только техническим мастерством, но и художественной убедительностью, воспитывать в себе эти качества необходимо.
Наиболее эффективный путь воспитания указанных ка
честв заключается в осознании выразительной сущности от
дельных исполнительских средств и приемов, закономернос
тей их художественного воздействия. Рассмотрим наиболее
существенные из них.
Средства исполнительской выразительности