Педагог предлагает участникам дать определение понятия (ценности), сформулировать в определении свой смысл понятия (ценности). Для этого могут быть организованы работа со справочной литературой, живая беседа-опрос. В ходе опроса педагог фиксирует все неповторяющиеся определения понятия на доске или листе бумаги.
Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, участники взаимодействия выводят наиболее полное, универсальное определение понятия (ценности).
Например, для реализации данного метода педагог предложил учащимся нравственное понятие «справедливость».
Толковый словарь русского языка определяет это понятие как «справедливое отношение к кому-либо, беспристрастие» (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 757).
И. Кант утверждает, что «справедливость — это право совести» (Этика: Словарь афоризмов и изречений / Сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. М., 1994. С. 242).
Л. Н. Толстой отмечает, что «справедливость есть моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу — ничего лишнего — есть умеренность, в моральном — справедливость» (Этика: Словарь... С. 243).
Таким образом, обобщая названные точки зрения, можно дать следующее определение справедливости: беспристрастное, с позиций знания (ведения) правил, законов поведения, отношение к человеку.
Обобщенное определение нравственного понятия необходимо записать на доске или листе бумаги.