Программа 5-го класса базируется на элементарных представлениях о музыке в ее взаимосвязях с окружающей действительностью, а также другими видами искусства, полученных учащимися в начальной школе; углубляет художественные знания и умения, направлена на активизацию навыков импровизации школьников. Специальное внимание уделяется изучению художественного наследия, творчеству современных мастеров искусства во взаимодействии с отечественной историей, фольклором, литературой и изобразительным искусством.
Тематика художественно-творческих уроков музыки скоординирована с учебными программами гуманитарного и эстетического циклов. Отечественная музыка представляет на занятиях в контексте социально-исторических процессов, важнейших художественно-эстетических тенденций, а также народных поэтических и музыкальных традиций. Подтемы-варианты охватывают широкий круг проблем от зарождения музыки, основных этапов ее эволюции, включая историю древнерусского певческого искусства, до диалогов культур: "Древняя Русь и современность", "Россия и Запад", "Фольклор и композитор" и др.
|
|
Практическая деятельность учащихся на музыкально-эстетических занятиях, как и в начальных классах, нацелена на развитие художественно-созидательного потенциала в процессе разнообразных видов импровизации, моделирования, элементарного сочинения, конечная цель которых — углубление и расширение диалектических представлений об искусстве и жизни.
В 5-м классе закрепляются полученные на предыдущем этапе обучения знания об основных слагаемых музыкального языка, их драматургической значимости. Формирование, художественно-образного понятийного мышления подростков позволяет вывести на качественно новую ступень процесс постижения искусства.
Задачи музыкально-творческого развития учащихся в 5-м классе:
- воспитание нравственно-эстетической культуры учащихся, понимания социально-исторической роли музыки;
- дальнейшее развитие образно-эмоционального восприятия, конкретно-исторического видения искусства и окружающей действительности, отзывчивости на нравственные стороны бытия;
- формирование осознанного отношения к музыке как к сокровищнице духовного и художественного опыта;
- раскрытие национальных особенностей отечественной музыкальной культуры, а также ее гуманистических основ;
- оптимизация художественно-созидательной активности личности, достигаемая за счет проблемных методов обучения, интенсивного включения каждого ученика в индивидуальную и коллективную работу, развития самостоятельности художественно-образного мышления.
|
|
Формирования художественно-творческих умений, навыков, а также знаний в области культуры и искусства:
- постижение на основе собственных созидательных опытов особенностей отечественной музыкальной культуры;
- осознание типических и индивидуальных черт основных жанров народного музыкально-поэтического и профессионального искусства;
- изучение наследия виднейших представителей национальной композиторской школы;
- актуализация проблем отечественной музыки от истоков до XVII века в контексте современности;
- постижение общих структурных закономерностей музыкальных, литературных, живописных произведений;
- анализ основных эстетических категорий в области искусства;
- художественно-осмысленное хоровое, ансамблевое и инструментальное исполнение изучаемых произведений, а также овладение навыками импровизации;
- участие в создании коллективных композиций в качестве режиссера, либреттиста, композитора, художника, сценографа, исполнителя.