Понятие о процессе обучения. Двусторонний характер обучения. Функции обучения, их реализация. Целостность учебно-воспитат. процесса

Обучение - целенаправленная, организованная, систематич.передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

В процессе обучения учащиеся усваивают определенные стороны общественно-исторического опыта человечества: идеологию, политику, науку, мораль, труд, литературу и искусство, общую и физическую культуру.Обучение закладывает основы всестороннего, гармонич.развития личности.

Обучение как совместная деятельность учителя и учащихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса:✓ преподавание как деятельность учителя; учение как деятельность ученика.

Преподавание слагается из нескольких сторон: знания учителем своего предмета, умения организовать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубокого понимания умственного развития ученика, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств учащихся.Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.Преподавание и учение - две стороны единого учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не думая об учащихся, не ориентируясь на их активность, развитие, возможности, знания и умения.

Ф-ии обучения: образовательная - процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений; развивающая - заключается в умственном развитии учащихся.; воспитывающая - учебная деятельность воспитывает ученика; у него формируются патриотические, нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дисциплинированность, трудолюбие.Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника. Задача обучения состоит в том, чтобы научиться управлять этими функциями; целенаправленно, систематически воздействовать на ум, чувства, волю детей с целью привития необходимых качеств

8. Законы и закономерности обучения. Принципы обучение как категории дидактики. Характеристика принципов обучения.

Законы(Лернер, Махмутов) 1 соц.обусловленности цели, задач, сод-я и методов обучения - объективный процесс решающего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. 2 Воспитывающ. и развивающ.обучения - соотнош.между овладением знаниями, способами деятельности и всесторонним развитием личности. 3 .обусловленности обучения и воспитания хар-ром деятельности учащихся - соотноше.между пед. руководством и развитием активности учащихся, между способами организации обучения и его результатам. 4 целостности и единства пед.проц. - соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, инф.и поискового, содержательного,. 5.единства и взаимосвязи теории и практики обучения.6.единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

Закономерности обуч. - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между сост.частями, компонентами процесса обучения. Выделяются вн. и внутр. закономерности процесса обучения Первые хар-ют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-эк., пол.ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и р уровня образования и ин.К внутр. закономерностям процесса обучения отн.взаимосвязи между его компонентами: между целями и задачами, содержанием, методами, средствами, формами Или это зависимость между преподаванием, обучением и учебным м материалом.Дидактич.принципы – свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, орг.специфику, содержание и нормативы, соотв. Конкр. уровню развития общества.1.Пр.сознательности и активности. отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. 2. Пр. наглядности является достаточно эффективным. Пользуясь наглядным материалом учитель открывает для учеников зрительный канал восприятия, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения. 3. Пр. систематичности и последовательности придает системный хар-р процессу обучения, что явл.необходимым условием эффективности любого воздействия. 4. Пр. прочности. прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине.5. Пр. доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. 6. Пр. связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: