Мастер Сайто, какие отличительные черты преподавания Айкидо в вашей школе Ивама?

Главное представительное лицо организации «Ивама Син Син Айки Кай Шужэнь», Сайто Хитохира сенсей в ноябре 2014-го года приехал в город Ренн(Франция), чтобы провести третий международный семинар. Сын и преемник Морихиро Сайто сенсея, Сайто Хитохира сенсей один из немногих учителей, которые жили и практиковали под руководстом О-сенсея с детства. Приглашённый Оливером Эберхардтом и благодаря поддержке организации айкидо Ивама Рю во Франции, он согласился ещё раз ответить на вопросы о том, что связывало его с семьёй мастера Уэсибы и об особенностях Айкидо, которые он развивает по всему миру.

Мастер Сайто, какие отношения связывают семьи Сайто и Уэсиба?

Мой отец стал учеником О-сенсея в 1945 году и следовал его наставлениям (учился у него) вплоть до самой смерти сенсея в 1969 году. От Основателя мой отец унаследовал землю, расположенную рядом с его домом, где он построил дом, в котором я живу и по сей день. Мой отец очень любил О-сенсея. Моя мать также служила семье Уэсиба восемнадцать лет.

Несмотря на то, что сейчас я обрёл самостоятельность, я всё ещё благодарен семье Уэсиба. Более того, свою самостоятельность я обрёл только после разрешения и одобрения со стороны третьего дошу, Моритеру Уэсиба. Таким образом, между нами нет разногласий, и Моритеру сенсей для меня как старший брат. Устойчивое (стабильное) развитие семьи Уэсиба очень важно для меня и я искренне надеюсь, что в будущем семьи Уэсиба и Сайто сохранят это сотрудничество. (практику обучения учеников в этих школах.-прим.пер.)

Мастер Сайто, какие отличительные черты преподавания Айкидо в вашей школе Ивама?

Перед тем, как начать говорить о тренировках, важно помнить, что мой отец, Морихиро Сайто, был непосредственным учеником О-сенсея много лет, и то, что он руководил Додзё О-сенсея до его смерти. Всё это продолжалось полвека, пятьдесят лет…

Мой отец передал мне Айкидо в том виде, в каком его преподавал О-сенсей, Айкидо, основанное на трёх базовых элементах: работа с оружием(букиваза), практика без оружия (тайдзюцу) и Синтоистская духовная практика. Сегодня только Ивама-стиль Айкидо предлагает точную во всех деталях практику Айкидо. Практику, которая включает в себя все эти три элемента. У О-сенсея было много учеников. Некоторые рано обрели самостоятельность. Другие остались в школе Айкикай, но среди них только лишь малое количество действительно поняли глубину учения О-сенсея. При том условии, что мой отец провёл 23 года с О-сенсеем, который полностью передал ему своё учение. Мой отец практиковал каждый день непосредственно с О-сенсеем и то же самое учение он передал в Ивама Додзё. Я только сохраняю это наследие: наша практика полностью воспроизводит Айкидо во всех аспектах, которые практиковал О-сенсей.

С точки зрения тренировок, есть здесь один момент, который вводит всех в заблуждение. В Будо правило простое: если ты демобилизован(то есть, не можешь двигаться) и не можешь освободиться - ты мёртв.

Следовательно, одна из основ Будо это уметь высвободиться из-под контроля (имеется в виду схватывание-прим.пер.) сильного и обездвиживающего. Вот почему первая, самая основная и необходимая позиция тренирующегося - это статика. Безусловно, конечной целью является быть в состоянии уклониться до того момента, когда противник зафиксирует захват и использовать технику в её подвижном(динамичном) варианте. Но, представьте, что случится, если, не важно по какой причине, такой как, например ошибка в расчёте времени, вы не смогли вовремя уклониться от атаки. Вы уже мертвы. Вот почему мы считаем настолько важным и первоочередным тренировать (или воспроизводить) техники из самой опасной и трудной позиции для нас.

Первый шаг это научиться действовать в непредвиденных обстоятельствах. Затем практикующий постепенно осваивает все эти основы своим телом и постепенно обретает возможность использовать техники в динамичном режиме.

Это постепенное развитие не свойственно только Айкидо. Это также существует в каллиграфии, где это отражается в трёх разных тилях написания(Кайсё, Гёсё,Сосё) и всё тоже самое происходит и в Будо.

Даже больше, этот принцип мы наблюдаем во всех сферах нашей жизни; например, кто-то в первый раз садится на велосипед: в начале у него ничего не получается, потому что в нём нет баланса. Шаг за шагом он обретает его, все время продолжая ездить. Он делает успехи и постепенно он привносит новые ощущения в своё тело. Для нас тренировки это тот же самый путь. Наш метод тренировки начинается с самой неблагоприятной, но очень реальной позиции статики: мы учимся правильно исполнять техники, оставаться устойчивым и разбалансировать соперника. Постепенно ваша техника становится точнее благодаря точному пониманию углов, расчёта времени и в один прекрасный день вы будете в состоянии полностью воспроизвести технику в её динамичном варианте. Целью Айкидо, конечно, является практика подвижных техник, но чтобы, когда-нибудь стать способным их исполнять, нужно пройти через ограничивающее, сдерживающее, статическое обучение. Невозможно рассчитать лучшее время для уклонения от удара если ваше тело не умеет чувствовать момент и место, в котором оно будет обездвижено.

Но, эта тренировка,(кейко), должна практиковаться не только в идеальных условиях. Это также отношение к жизни: а что, если вы не в форме, или больны? Реальная жизнь не всегда предоставляет нам идеальные условия. Что если вы дошли до изнеможения, ваши ноги обездвижены, если темно и вы не способны отреагировать правильным уклонением от атаки? С Древних времён японцы обращают особое внимание на совершенствование базовых основ, так как они не знают, что за условия принесёт им новая жизненная ситуация и не обязательно благоприятная, например: болезнь, грязь, ночь..

Усвоены эти основы или нет, вот что решает всё в критической ситуации,защитите ли вы свою жизнь или нет. Конечно, везде существуют сильные люди, независимые от метода тренировки, но для большинства из нас, чтобы действительно достичь этого, начальным этапом кейко(тренировки)будет являться внедрение наименее благоприятных ситуаций. Также дело обстоит в каждом Будо. Это подход стиля Ивама, это то, чему учил нас О-сенсей и мы верны этому.

Как я упомянул выше, мы развиваемся постепенно и сначала мы должны научиться двигаться даже если мы демобилизованы. О-сенсей сказал: "kashiri tsumete"(диалект региона Вакаяма). Это означает: схватывать крепко. Для него истинный Будока должен уметь двигаться даже если он обездвижен. Необязательно ослаблять захват, ваш партнёр должен быть заблокирован,иначе Будо станет бессмысленным. Недостаточно просто объяснять, что «обычно» нужно делать или же как нужно правильно рассчитывать время в той или иной ситуации. Этот способ обучения не отвечает истинному духу Будо. Это только объясняет как должен выглядеть идеальный сценарий развития событий в той или иной ситуации, но не объясняет как достичь этого идеального уровня. Всё это не имеет ничего общего с жизнью, вот почему моё обучение начинается именно с баз: что делать в самой неблагоприятной ситуации. (когда ты заблокирован…)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: