Основы постчеловеческой систематики высоких технологий

Вне надежного системного подхода, исчерпывающей классификации вряд ли стоит рассчитывать на серьезный и полный анализ высоких технологий. Существующие в данной области разработки открыты к той или иной критике. В то же время, количество и качество подобного материала, уместная актуализация прошлых систематик техники и технологий, содержит в себе достаточно информации для того, чтобы снять указанную проблему.

В первом «FAQ по трансгуманизму» (1999) информация о высоких технологиях собрана в разделе «Трансчеловеческие технологии и прогнозы» [23]. Там упоминаются: нанотехнологии, сверхразум, виртуальная реальность, загрузка. Бросается в глаза отсутствие упоминания о биотехнологиях. Во втором «FAQ по трансгуманизму» (2001) указанный раздел дополнен биотехнологиями и крионикой [201]. Введение биотехнологий ожидаемо. Но вынесенная в заголовок детализация – «Биотехнологии, генная инженерия, стволовые клетки, клонирование» – вызывает двойственное чувство. Положительно можно воспринять сам факт конкретизации. Но что же постчеловеческого остается в биотехнологиях, если рядом с ними, т.е. вне них, уже упомянуты генная инженерия, стволовые клетки, клонирование? Насколько оправдана такая детализация, отсутствующая у других технологий. Постчеловеческая суть крионики – сохранять умершего человека в замороженном состоянии для последующего оживления – очевидна. Но насколько корректно упоминать крионику в одном ряду с биотехнологиями, не является ли крионика видом биотехнологий?

Другие источники – также открытые к критике за пропуски или излишнюю акцентированность – дают более связную, теоретически интересную информацию о направлениях постчеловеческой трансформации в формах высоких технологий. Согласно И.А. Апокину: «вырисовываются два направления радикальной модификации человека. … биологическое – направлено на разгадку человеческого кода … технологическое – нацелено на создание искусственных органов, полностью или даже более эффективно заменяющих естественные» [10, с. 70]. Объединяя в Hi-Tech информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, Е.А. Жукова так характеризует Hi-Tech в их сравнении, противопоставлении с Hi-Hume (социальными, гуманитарными технологиями): «Hi-Tech меняют реальность, а Hi-Hume – ее восприятие» [58, с. 243]. По Т.Д. Стерледевой, есть два направления постчеловеческих изменений: на одном из них происходит сращивание человека и машины, и получается киборг, свободный от биологических ограничений, в другом случае разумные существа живут в электронно-виртуальной реальности [142]. Согласно В.А. Лекторскому, может иметь место две постчеловеческие формы: «слияние человека с вычислительными устройствами и появление электронного человека; генные технологии и нанотехнологии могут модифицировать человеческую телесность до появления постчеловека» [82, с. 30]. П.С. Гуревич указывает на возможность появления киборгов и фантоматов (виртуальной реальности), описанных С. Лемом [46, с. 241]. По А. Болонкину, постчеловеческое будущее связано с появлением электронных разумных существ, Е-существ [19]. В контексте рассуждений о постчеловеческом будущем А.С. Нариньяни основным центром притяжения выступает виртуальная реальность [95, с. 16-17]. Ф. Фукуяма главным направлением постчеловеческой трансформации видит биотехнологии [163]. Согласно С.С. Хоружему, можно говорить о трех постчеловеческих возможностях – киборге, мутанте, клоне, из которых антропологически ясна «виртуальная киборгизация» [168, с. 21-22, 27].

Традиционные подходы к классификациям техники, технологии демонстрируют классический диалектический характер в их отношениях с постчеловеческой новизной. Достаточно много прошлой информации ничего не дает в плане обеспечения/создания постчеловеческой систематики высоких технологий. Примером этого является распространенная отраслевая классификация техники (производственная техника, техника транспорта и связи и т.д.).

Часть информации является весьма значимой для постчеловеческой теории, систематики. К примеру, это касается феномена NBIC-конвергенции, отмеченного в 2002 г. американскими учеными М. Роко и У. Бейнбриджем. Практически сразу этот феномен попал в поле зрения сторонников постчеловеческого [112]. Привлекает выделение всего четырех технологий, но стоит ли приветствовать эту краткость? Информационные технологии, очевидно, включают/скрывают в себе виртуальную реальность. Стоит ли соглашаться с этим? Когнитивные технологии несколько «затушевывают» тему искусственного интеллекта. Как нужно расценивать трансформацию NBIC- в NBICS-конвергенцию, где «S» отражает социальные, гуманитарные технологии?

В прошлых, человеческих подходах техника (технология) есть оптимальное искусственное средство решения человеческих проблем, достижения определенных целей. Встала задача быстро добраться до отдаленного острова в море – используем техническое средство, самолет, который после выполнения своей задачи остается на аэродроме. В постчеловеческом случае все меняется. Биотехнологии, преобразуя человека, никуда не исчезают, а становятся органичной частью, естеством человека. Постчеловеческие технологии, в дихотомии средство или цель, соотносятся с целями. Отсюда объективный критерий выделения постчеловеческих технологий – они цель, а не средство. Это представление органично выводит и базируется на очень известном после Э. Каппа образе техники (технологии) как продолжении человека (железная дорога есть продолжение ног человека); последним известнейшим примером подобного подхода является образ М. Маклюэна: современные информационно-коммуникационные технологии – есть форма расширения психики человека. В постчеловеческой перспективе эти образы претендуют быть реальностью.

Постчеловек – эта форма бытия высоких технологий. Постчеловеческим преобразованиям должен быть открыт человек как таковой, начиная от очевидной телесности и заканчивая самым сокровенным, психическим, духовным. Это первое направление постчеловеческих преобразований может быть обозначено как вещно-предметное.

Начальное направление достижения постчеловеческих целей в рамках реальных постчеловеческих трансформаций – это преобразование биологического тела человека, избавление его от всех биологических ограничений. Подобное достижимо двумя способами. В одном случае биологическое остается определяющим. Соответственно, определяющими постчеловеческими технологиями будут биотехнологии. В другом – постчеловеческая трансформация будет использовать все возможные абиологические средства, не исключая уход с «биологической платформы». Можно обозначить эти технологии как «киборгетические», поскольку слово и феномен «киборга» достаточно известны. Дихотомия биотехнологий и киборгтехнологий охватывает весь спектр возможных реальных постчеловеческих трансформаций. На базе этого выбора можно оценивать статус, место всех других технологий. К примеру, видно, что крионика не может выделяться одной из базовых постчеловеческих высоких технологий.

За рамками указанных технологий остались нанотехнологии и технологии искусственного интеллекта. Их ведение требует особенного представления.

Существуют, по крайней мере, три причины, почему нанотехнологии следует выделять и ставить на первое место в ряду вещно-предметного направления постчеловеческой трансформации. Во-первых, нанотехнологии только недавно стали и остаются предметом широких научно-технических разработок и общественного обсуждения. Отсутствие их специального представления усложнит понимание постчеловеческого. Во-вторых, многие сторонники постчеловеческого понимают нанотехнологии способом решения всех проблем, что, практически, делает нанотехнологии одной из главных целей постчеловеческого. В-третьих, и самое главное, нанотехнологии могут выступать в роли root, базовых технологий, которые не просто работают на самом пределе материального знания мира, но позволяют получить некий исходный, физический, технологический базис техногенной цивилизации вообще, делая ее и всё в ней (включая человека) полностью техногенными.

Постчеловеческая полнота содержания биотехнологий и киборгтехнологий должна включать представления не только о телесной перестройке человека, но и о перестройке сознания, психики. В этом случае проблематика искусственного интеллекта «расходится» по био- и киборгтехнологиям. Это объективный процесс, но он должен быть естественным, общенаучным, любые попытки его активизировать только ненужно усложнят общее понимание исследуемых здесь сложнейших проблем. Адекватным современным решением проблемы является отдельное включение технологий искусственного интеллекта во множество реальных постчеловеческих технологий. Одновременно с этим теория постчеловеческого будет в полном объеме контролировать проблему возможного появления внешнего искусственного интеллекта (здесь к тематике искусственного интеллекта должна быть подключена тематика робототехники), что, конечно, имеет прямое отношение и значительно меняет всю ситуацию с постчеловеческим.

Ряд обозначенных высоких технологий – нанотехнологии (root-технологии), биотехнологии, киборгтехнологии, технологии искусственного интеллекта – в принципе, исчерпывает реальное направление постчеловеческих трансформаций. Этим не исчерпывается вся возможная тотальность постчеловеческих трансформаций. Достаточно указать на известный факт определенной независимости психического от материального. Примером последнего является не знающее ограничений воображение, психический настрой, благодаря чему и тяжелобольной, и находящий в тюремном заключение человек могут быть в прекрасном расположении духа. Здесь же следует напомнить о том, что субъективно человек никак не воспринимает те телесные, физиологические, нервные процессы (гиле), на базе которых протекает его психическая деятельность (морфе). Следовательно, нужно выделить еще одно, второе направление возможных постчеловеческих трансформаций.

Общей целью этого постчеловеческого направления является прямое воздействие на психику человека. В принципе, любое разумное материальное изменение окружающего мира стремится к подобному. Но только со временем появления новейших информационных технологий стало ясно, что реальные материальные изменения стремятся, а информационные технологии делают это. Только информационные технологии могут быть соотнесены с быстротой и качественными ожиданиями психики. Примерами последнего можно взять обычное посещение традиционной библиотеки с работой со сравнительным массивом электронных книг, не выходя из дома на компьютере, или реальное перекрашивание опытного образца техники с информационным – в компьютере.

Обычные современные информационные технологии дают общее представление о происходящих процессах замены реальности ее психически комфортными образами или специально смоделированной реальностью. Конечный, качественный результат этого направления постчеловеческих трансформаций выражает виртуальная реальность. Несомненно, что во всех этих случаях огромную роль будут играть социальные, гуманитарные технологии. Но вряд ли следует их выделять в отдельную группу постчеловеческих технологий. Другое дело, что эти технологии обязательно будут актуализироваться в ходе создания качественного воображаемого мира. В соответствие с базисными технологиями это направление постчеловеческой трансформации можно обозначить как информационно-виртуальное.

Выделенные вещно-предметное и информационно-виртуальное направления постчеловеческой трансформации охватывают всё поле возможных направлений и форм создания/появления постчеловеческого будущего. Последнее, в частности, подтверждается тем, что фактически мы работали в рамках известного еще с мифических времен дихотомического деления мира на материальное и идеальное, где третьего не дано. Нанотехнологии (root-технологии), биотехнологии, киборгтехнологии, технологии искусственного интеллекта, информационные технологии, технологии виртуальной реальности – это конкретные формы возможной постчеловеческой жизни: исторической преемственности, конкуренции, борьбы, взаимодополнительности постлюдей (постобществ), самих по себе, и в их разнообразных отношениях с людьми (сообществами людей).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: