Закономерности воспитания

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ЛОГИКА ВОСПИТАНИЯ

Чтобы быть успешной, педагогическая деятельность в сфере воспитания должна иметь законосообразный характер, т. е. осуществляться на основе законов и с учетом закономерностей, существующих и проявляющихся в педагогическом процессе и педагогической деятельности. Закономерность, в которой воплощается и выражается действие того или иного закона, всегда существует и проявляется в виде связи между педагогическими явлениями.

Закономерная связь выражает важнейшие, сущностные характеристики педагогических явлений, педагогического процесса и педагогической деятельности. Она обладает такими чертами, как объективность, причинно-следственный характер, всеобщность, повторяемость.

Специфические законы воспитания касаются всех без исключения явлений, относятся к сфере воспитания. К ним можно отнести следующие:

1. Закон целостного развития человека.

Целостность человека ведет к тому, что любое случайное или целенаправленное воздействие или влияние вызывает изменения не только его личностных структур, но также индивидуальных и субъектных свойств. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными, как количественными, так и качественными. Из закона развития человека как целостности следует важный вывод для педагога: человека нельзя воспитывать «по частям» или «по направлениям», отделяя умственное воспитание от нравственного, трудовое от эстетического, физическое от экологического.

Целостность человека предписывает педагогу целостность воспитательных влияний. Воспитание человека осуществляется во всей целостности его отношений к окружающему миру и самому себе, в единстве его знаний, деятельности и ценностных установок.

Воспитательная ситуация должна быть обращена не только к разуму ребенка, но и к его чувствам, задействовать по возможности все каналы его восприятия - зрение, слух, ощущения.

2. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в такую деятельность, то даже при самых благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит.

Закон развития человека через деятельность требует от педагога направления деятельности детей на достижение социально значимых целей и решение конкретных воспитательных задач, наполнения ее культурным содержанием, учета интересов, потребностей, способностей и возможностей самого ребенка.

Деятельность детей далеко не всегда имеет материальный результат (написанное стихотворение, посаженные цветы, поставленный спектакль, чисто вымытый кабинет). Результат может быть и нематериальным, недоступным прямому наблюдению (внутренний отказ от безнравственного поступка, изменение точки зрения на то или иное явление, вывод об отношении к какому-то человеку). В этом случае говорят о духовной деятельности. Ее результаты не менее, а часто и более важны, чем результаты деятельности предметно-практической, имеющей материальный результат.

3. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой воспитательного процесса, как его кризисность.

В кризисных ситуациях человек оказывается одновременно перед необходимостью выбора и перед необходимостью совершения поступка. При этом ему приходится преодолевать не только внешние препятствия, которые мешают ему следовать по избранному пути, но и внутренние барьеры: желание уклониться от выбора и от необходимости совершать поступок, недостаток или отсутствие необходимых знаний и жизненного опыта, страх перед неизвестностью, боязнь быть осужденным другими людьми или выглядеть «не таким, как все» и многое другое. Становление человека осуществляется в серьезной духовной работе, а преодоление разного рода кризисов выступает механизмом его саморазвития.

Закон развития через преодоление требует от педагога определения оптимальной степени и формы оказания педагогической помощи в саморазвитии воспитанника.

В ситуациях затруднения воспитаннику может понадобиться помощь педагога, который не только поставит ребенка перед необходимостью активно действовать, но и предложит ему возможные варианты поведения в данной ситуации, а при острых затруднениях предъявит необходимую модель поведения.

4. Закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда являются обоюдными.

Этот закон указывает на существование зависимости между профессиональной компетентностью педагога и успешностью саморазвития воспитанников; при этом одинаково важны как интеллектуальный уровень развития педагога, так и его эмоциональная и нравственная культура, умение создать условия (организационные, материальные, психологические) для воспитывающего взаимодействия.

Закон со-трансформации педагога и воспитанника указывает на необходимость постоянного профессионального, личностного, духовного самосовершенствования педагога, которое является необходимым условием результативности его профессиональной деятельности.

5. «Закон сопротивления человеческого материала» (А. С. Макаренко). Этот закон устанавливает связь между результативностью деятельности педагога-воспитателя и способами педагогического воздействия и следует из того, что воспитанник является равноправным, активным участником воспитательного процесса.

Чем более открытым, явным, а иногда и грубым является воздействие на ребенка, тем активнее ребенок ему сопротивляется. Сопротивление не всегда бывает открытым. Иногда оно является скрытым, неявным, внешне никак не проявляющимся. В результате воздействие педагога в лучшем случае оказывается безрезультатным, в худшем - заставляет ребенка поступать вопреки справедливым, но выраженным в некорректной форме требованиям педагога, а следовательно, во вред себе.

Из признания ребенка равноправным субъектом воспитательного взаимодействия вытекает требование незаметного воспитательного воздействия.

Ребенок не должен чувствовать себя объектом приложения воспитательных усилий педагога; у него не должно возникнуть впечатление, что он является лишь средством для достижения педагогической цели.

Кроме того, разные дети в разной степени поддаются воспитательным влияниям и воздействиям, иначе говоря, оказывают разную степень сопротивления действиям педагога. Умение выявлять эту степень сопротивления с помощью разнообразных диагностических методик и с учетом ее проектировать и конструировать ситуации педагогического взаимодействия - один из показателей профессиональной компетентности педагога-воспитателя и его гуманитарной позиции.

6. Закон возрастания потребности в Другом по мере становления человека как личности, индивидуальности и субъекта собственной жизни. От направленности, характера и организации «сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания и приобщения к совместному творчеству» (М. Хайдеггер) зависит становление смысловой сферы человека и его индивидуальной системы ценностей, его собственный путь восхождения к культуре, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.

Все три аспекта воспитания — социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный — предполагают, с одной стороны, понимание и принятие Другого, с другой стороны — обогащение себя, своего внутреннего мира в процессе взаимодействия с Другим. Степень значимости для человека Другого зависит от степени его ориентированности на свой духовный мир, на его развитие.

Отсутствие у человека интереса к другим людям свидетельствует, как правило, об отсутствии интереса к себе, своему внутреннему миру. Чрезмерная замкнутость воспитанника на себе, своих проблемах и переживаниях также говорит о каких-то «сбоях» в развитии его личности, индивидуальности, субъектности.

Педагогу следует специально актуализировать, развивать и культивировать интерес воспитанника к окружающим людям и самому себе с учетом возрастных акцентов его развития, организуя для этого специальные диалогические и рефлексивные ситуации.

Среди законов, описывающих отдельные стороны воспитания, лучше всего изучены те, которые лежат в основе работы педагога с воспитательным коллективом. В качестве примера можно привести закон движения коллектива, сформулированный А. С. Макаренко. Согласно этому закону, коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов; остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: