Логика бытия

Логика бытия подразделяется на логику: 1) качества, 2) количества, 3) меры. 1). Качество — понятийное определение, непосредственно совпадающее с вещью. 2). В понятии количества качество игнорируется и мыслится как индифферентное. 3). Мера есть синтез, снимающий и удерживающий два предыдущих момента,

Логика
Стр. ==89

единство качественного и количественного, т. е. это «квалитативное количество», или иначе — «правило» любой операции измерения (в самом деле, мера — это качественно-количественный синтез).

Абсолютное начало «Логики» образуется первой триадой, состоящей из бытия, небытия и становления. Здесь Гегель суммирует положения античной метафизики (досократиков, Парменида, Гераклита), первые попытки мыслить и говорить об Абсолюте. Если я мыслю чистое бытие (лишенное определений), то мыслю и нечто, что не есть ничто (определенное). Чистое мышление не есть истинное. Мышление — это движение, и как таковое оно проявляется в становлении. Становление предполагает непрерывный переход от бытия к небытию (и наоборот). Внимательный исследователь гегелевских сочинений Гадамер заметил, что становление — истина мышления так же, как и истина реальности.

«Нечто» отсылает от своего определенного бытия к «иному», другому нечто, то нечто — к другому, и так далее до бесконечности. Бесконечное нельзя понять здесь иначе, как бегство от конечного, что описывается прямой без предела. Но такое бесконечное ложно, ибо оно проистекает от рассудка, «надуманно». «Истинная бесконечность» — разумная бесконечность, и она кругообразна, точнее, это циркулярный процесс, цель которого — достичь самого себя через иное.

Но есть и другой ошибочный способ мыслить бесконечное, как в старой метафизике, уносившей его за пределы конечного, т. е. в духе бесконечной трансцендентной субстанции. Бесконечность, по Гегелю, — это непрерывное диалектическое преодоление конечности (конечным же).

По поводу негативности конечного Гегель пишет: «Конечное не просто молчит, как нечто оно вообще исчезает, и не просто в возможности, но его не было бы и как неисчезающего. Бытие конечного таково, что внутри себя оно уже содержит семя разложения: час рождения — это и час смерти конечного».

Философия, приписывающая истинную реальность конечному, не заслуживает и называться философией. «Положение, что конечное идеально (не имеет реальности в себе), конституирует идеализм. Философский идеализм не признает конечное за истинное бытие. Любая философия сущностным образом — идеализм или как минимум идеализм в основе. Вопрос только в том, до какого пункта этот принцип реализован. Философия — идеалистична, как идеалистична религия. Ведь и религия не признает конечное как истинное бытие... Оппозиция идеалистической философии и реалистической, следовательно, лишена смысла. Философия, которая приписывает конечному существованию истинное бытие, определенное и абсолютное, не заслуживала бы имени философии».

К оглавлению

==90

==91

ЛОГИКА И ВСЕОБЩНОСТЬ ЕЕ КАТЕГОРИЙ

1. Качество: 1. Бытие 2. Количество: 3. Мера: 1. Сущность: ИДЕЯ В СЕБЕ,ИЛИ 2.Сущность 2.Явление ИДЕЯ КАК ЛОГОС

3. Действительность: 1 Бытие — ничто — становление

2 Наличное бытие как таковое — конечность — бесконечность

3 Для-себя-бытие — одно и многое — отталкивание/притяжение

1 Чистое количество — непрерывная и дискретная величина — ограничение количества

2 Число — экстенсивное и интенсивное определенное количество — количественная бесконечность

3 Количественное отношение прямое — обратное — степенное отношение

1 Специфическое количество — специфицирующая мера — для-себя-бытие в мере

2 Отношение самостоятельных мер — узловая линия отношений меры — безмерное

3 Становление сущности абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов — переход в сущность

1 Видимость существенное и несущественное — видимость — рефлексия

2 Определенные сущностности тождество — различие — противоречие

3 Основание абсолютное — определенное — условие

1 Существование вещь и ее свойства — материя вещей — растворение вещи

2 Явление закон явлений — являющийся мир и в себе сущий мир — разложение явления

3 Существенное отношение между целым и частями — между силой и ее проявлением — внешнего и внутреннего

1 Развертывание абсолютного — абсолютный атрибут — модус абсолютного

2 Случайность — относительная необходимость — абсолютная необходимость

3 Абсолютное отношение субстанциальности — отношение причинности — взаимодействие

1. Субъекпивность: 3. Понятие 2. Объективность: 3. Идея:1 Понятие, всеобщее — особенное — единичное 2 Суждение наличного бытия — рефлексии —необходимости — понятия 3 Умозаключение наличного бытия — рефлексии — необходимости 1 Механический объект — процесс — абсолютный механизм 2 Химический объект — процесс — переход химизма 3 Телеология субъективная цель — средство — осуществленная цель 1 Жизнь живой индивид — процесс жизни — род 2 Идея познания идея истинного — идея блага 3 Абсолютная идея, тотальность всех категорий в их структурной диалектической связи
Гегель

Стр.

==92 4.3. Логика сущности

Чтобы найти корни бытия, следует идти вглубь, этим и занимается логика сущности Следует вспомнить, что слово «сущность» в немецком — «Wesen» — происходит от причастия глагола «быть», «gewesen» В определенном смысле это значит «отраженное в мысли бытие», свернутое в понятии бытие, конденсированное в себе. Греческое понятие «сущность» («to ti en ernai») латиняне переводили как «quod quid erat esse» («то, что было бытием»), подчеркивая смысл «бьггия как отраженного в мысли и конденсированного в себе». Стало быть, логика сущности изучает мысль, идущую в основание бытия, желающую видеть, что скрывается за его поверхностью.

Посредством трех основных категорий — 1) рефлексии, 2) феномена и 3) актуальной реальности — Гегель указывает три ступени углубления в основание бытия кажимое, являемое и полностью манифестируемое Ясно, что между чистой видимостью и полной проявленностью — диалектическая связь взаимообратимости.

Принципы тождества и непротиворечия, сформулированные Аристотелем, и леибницианский принцип достаточного основания, с точки зрения Гегеля, сугь законы рассудка, а не разума «Что все тождественно себе (А = А) и, в негативе, А не может быть в одно и то же время А и не-А, — это принцип не истинного мышления, а абстрактного рассудка» Истинное тождество сохраняет в себе различия, пусть и в снятом виде.

Не так просто понять роль противоречия в системе Гегеля. «Все противоречиво в себе в этом истина и суть вещей» «Один из самых тяжелых предрассудков старой логики состоит в непонимании, что противоречие — такая же сущностная детерминация, как и тождество Если и необходимо удерживать две эти детерминации как раздельные, то именно противоречие следует считать более глубоким и более существенным Ибо тождество есть не иначе как определение простой непосредственности, мертвого бытия, напротив, в противоречии — пружина любого движения и витальный корень У всего живого есть инстинкт активности, постольку поскольку оно противоречиво изнутри» 'Это можно выразить и таким образом, что бесконечное непротиворечиво только в смысле неустанного преодоления противоречивости конечного.

В этом месте логики Гегель подтверждает известное еще со времен Ансслъма онтологическое доказательство существования Бога Критику Кантом этого доказательства он находит несостоятельной «Если исходить из положения Гегеля о совпадении мышления и бытия, то думать о Боге без мысли о Нем как сущем невозможно В привычных нам силлогизмах в основание Абсолюта, как кажется, помещается конечное бытие, если есть конечное, значит, есть Абсолют. На самом деле истина — в противоречивой

Логика
Стр. == 93

природе конечного, которое потому несамостоятельно, а значит, Абсолют есть»

В этой части «Логики» Гегель рассматривает знаменитые теоретические фигуры «Истину» пары «субстанция—акциденция» он видит отраженной в паре «причина—следствие» Отсюда он двигается ко всем последующим выводам логики сущности Всякое следствие имеет, в свою очередь, причину, и так до бесконечности. Но это не прямолинейный прогресс, а замкнутый на себя круг. Мы имеем дело со взаимодействием, в котором причина и следствие, активное и пассивное отождествляются.

Таким образом, из сферы необходимости мы переходим в сферу автономии, а значит, свободы (ведь взаимодействие подразумевает автокаузальность, а не гетерокаузальность) Так совершается переход от сущности к понятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: