Семиотические модели рекламы
Программа и методические указания
По изучению курса
Для студентов гуманитарного факультета
Санкт-Петербург
Одобрено и рекомендовано к изданию
Учебно - методическим советом Университета
Ш87(03)
Семиотические модели рекламы. Программа и методические указания по изучению курса / Университет ГА. С.– Петербург, 2008.
Издаются в соответствии с программой курса «Семиотические модели рекламы».
Содержат тематический план, программу, планы семинаров, литературу и вопросы к зачету.
Предназначены для студентов гуманитарного факультета.
.
С Университет гражданской авиации
Введение
Усвоениетеоретических знаний по вопросам основ семиотики и моделирования рекламного пространства с использованием различных знаковых систем является в настоящее время актуальной проблемой как исследовательского, так и практического значения. Овладение понятийным аппаратом современной семиотики представляется серьезной и актуальной задачей для современных специалистов в области рекламы и PR.
|
|
1. Цели и задачи дисциплины.
1.1. Цель дисциплины: дать студентам представление о теоретических основах семиотики и моделирования как о методологии изучения окружающего мира, использующей различные знаковые системы с целью выявления его характеристических свойств, для дальнейшего использования, например, в рекламной деятельности.
1.2. Задачи дисциплины:
- усвоение основных понятий и определений теоретической семиотики как предметной области;
- описание роли семиотических систем (или разновидностей знаковых систем) как инструмента воздействия на индивида с определенной целью в рекламной коммуникации;
- овладение языком современной семиотики на уровне ее понятийного и терминологического аппарата, используемого в рекламной деятельности;
- использование разработанных в семиотике различных исследовательских методов и моделей для создания итогового рекламного продукта.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Курс «Семиотические модели рекламы» является одной из специальных учебных дисциплин, определяющих профессиональную подготовку специалиста по связям с общественностью. Основные требования данного курса определены Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности «связи с общественностью».
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– основные понятия теоретической семиотики (знак и знаковая система, их типологии и т.п.);
– основные принципы и семиотические закономерности, используемые для описания изучаемого объекта с целью построения семиотической модели, используемой в рекламной деятельности;
|
|
– язык современной семиотики и рекламной деятельности.
Студент должен уметь: формулировать основные понятия семиотики рекламы; разъяснять символические концепции рекламы и мифологические элементы рекламного сообщения; уметь производить семиотический анализ изучаемого объекта для построения его модели.
Студент должен приобрести навыки владения основными понятиями семиотики рекламы и способами декодирования скрытой рекламной информации.
3. Объемы дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
Вид итогового контроля | Зачет |
4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план:
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Лекции | Семинары |
1. | Предмет семиотики. | ||
2. | Язык как знаковая система. | ||
3. | Основные понятия семиотики. | ||
4. | Модели рекламной коммуникации. | ||
5. | Модели аргументирующей рекламной коммуникации. | ||
6. | Текст. Знаки в тексте. | ||
7. | Семиотические модели рекламы. | ||
8. | Семиотическая визуализация рекламы. | ||
9. | Мифотехнологии в рекламе | ||
ИТОГО: |
4.2. Содержание разделов дисциплины:
4.2.1. Предмет семиотики. Семиотика как междисциплинарная наука. Предмет и задачи семиотики. Место семиотики в кругу других наук. Вклад в развитие семиотики Ч.С.Пирса, Ч.У.Морриса, Ф. де Соссюра, американских структуралистов, французских структуралистов.
4.2.2. Язык как знаковая система. Языковые знаки, их строение и функционирование. Функции языка. Уровни языка. Звуковой и письменный язык. Язык в отношении к жестам и телодвижениям, позам, мимике, взглядам, прикосновениям, модуляциям голоса и т.п. Естественные и искусственные языки.
4.2.3. Основные понятия семиотики. Взаимоотношение семиотики и теории коммуникации. Понятия коммуникации, информации, функции, структуры, системы, семиотического поля, кода, типов кодов. Знак в семиотической системе и в акте коммуникации. Значение знака. Типы знаков (индексы, символы, иконические знаки). Разделы общей семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Понятие кода, типов кодов. Понятие знакового процесса (семиозиса). Объединение знаков в системы. Примеры культурного означивания вещей (символика цвета, чисел, язык жестов, язык цветов, танца, камни и знаки и др.). Знаки в языке. Внутреннее строение знаковой системы. Семиотические оппозиции. Различные типы знаков в рекламе.
4.2.4. Модели рекламной коммуникации. Модель «Спираль молчания», модель оркестрового вагона. Диффузная модель. Модель привратника. Прагматическая модель коммуникации П.Грайса в контексте рекламы. Проблема метатекста и полисемантические факторы. Говорящий и слушающий: проблемы коммуникации в рекламе. Максимы идеальной коммуникации и импликатура в рекламе.
4.2.5. Модели аргументирующей рекламной коммуникации. Особенности аргументации в рекламной коммуникации. Дуальные виды аргументации. Виды аргументации в рекламном сообщении.
4.2.6. Текст. Знаки в тексте. Текст. Знаки в тексте. Употребление знаков в тексте. Синтагматические отношения (отношения между знаками в тексте). Правила комбинирования знаков. Семиотика текста. Художественная коммуникация. Фольклорная коммуникация. Специфика текста рекламных сообщений. Влияние художественных и фольклорных элементов коммуникаций на создание рекламы. Семантический анализ рекламного текста. Вербальная выразительность в рекламе. Цитатность и интертекстуальность рекламного сообщения. Двойное кодирование.
|
|
4.2.7. Семиотические модели рекламы. Моделирование объектов окружающего мира семиотическими системами как методологический аспект познания объектов. Использование различных семиотических систем как моделей рекламы. Рекламный продукт как совокупность нескольких семиотических (и/или знаковых) систем. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты рекламной деятельности и создания рекламного продукта. Ассоциативный ряд в рекламе как совокупность знаковых систем, влияющих на успех рекламы. Семиотическая модель Ю.М.Лотмана и теория деавтоматизации. Семиотическая модель У.Эко и неязыковая семиотика. Ж.Бодрийяр «Система вещей». Логика Пер-Ноэля в построении рекламного пространства. Логика дурака и механизмы ее действия.
4.2.8. Семиотическая визуализация рекламы. Стили рекламы. Элементы визуализации рекламы. Шрифтовая коннотация. Модель цветового разграничения. Модель «индивидуализации». Модель метафоризации букв. Морфемы. Метафора, гипербола, литота в рекламных изображениях.
4.2.9. Мифотехнологии в рекламе. Мифологические модели в рекламной коммуникации. Особенности мифа. Модель Б.Малиновского. Модель К.Юнга. Модель К.Леви-Стросса. Модель Р.Барта. Архетипы. Геометрическая символика. Эротические образы в рекламе. Мифология и социальное конструирование реальности в рекламе. Мифология потребления. Мифотворчество в концепции Дж.Кэмпбелла и современная реклама. Политические мифы.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ