Методы охраны

Проекты планировки и застройки поселений с ценным историко-культурным наследием могут выполняться только послесоответствующих предпроектных исследований, на основе которых составляют опорные историко-архитектурные планы и проекты зон охраны памятников истории и культуры этих поселений. Эти документы в качестве обязательных входят в состав генеральных планов. Любое вмешательство в зоне исторической застройки необходимо согласовывать с государственными органами охраны памятников истории.

Новое строительство необходимо планировать при бережном сопоставлении масштабности застройки, ограничения этажности с целью сохранения силуэтов, формировавших исторические ансамбли. Соблюдение особого градостроительного режима в этих зонах поможет избежать необдуманных решений и невозвратимых потерь.

На территориях с историческим культурным слоем следует учитывать необходимость проведения археологических исследований.

В случае обнаружения в процессе исследований уникальных археологических памятников (фундаментов древних стен, древних погребальных сооружений, пещер, жилых комплексов и оборонительных систем) необходимо предусмотреть их музеефикацию.

В современном понимании охрана культурного наследия - это система правовых организационных, финансовых, материально-технических, градостроительных, информационных и других мероприятий по учету (выявление, научное изучение, классификация, государственная регистрация), предотвращению разрушения или причинения вреда, обеспечению защиты, сохранения содержания, соответствующего использования, консервирования, реставрации, ремонта, реабилитации, приспособления и музеефикации объектов культурного наследия.

Воссоздание ценности исторических комплексов называется ревалоризацией (от франц. valorisation – повышение стоимости). Иногда в этом же значении употребляется понятие ревитализации (от лат. vitalis - жизненный), что означает возвращение историко-культурному наследию жизнеспособности в современных условиях. В градостроительных комплексах в процессе ревалоризации можно выделить следующие характерные мероприятия: очистка («санация»), рекомпозиция, реинтеграция, реконструкция.

«Санация» состоит в устранении элементов, которые в историческом и композиционном смысле не являлись составными частями данного градостроительного образования. К ним относятся различные пристройки, надстройки, ограждения и т.п.

Рекомпозиция (то есть воссоздание композиции) состоит в возвращении комплексу свойственных ему в прошлом композиционных свойств и признаков, со временем утраченных, и таких, которые не могут быть восстановлены только путем очистки.

Реинтеграция (повторное объединение) состоит в дополнении застройки и других элементов комплекса в соответствии с его историческим состоянием и композиционным замыслом или с его гармоничным соединением с современным городом.

Реконструкция (восстановление) применяется для объектов, утраченных в результате военных действий или стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, пожара).

Объектами ревалоризации являются градостроительные комплексы разного уровня и величины: исторические участки больших городов, историческая среда малых городов, отдельные историко-архитектурные комплексы.

С целью четкого определения территориальных границ охраны историко-культурного наследия в современном городе устанавливаются режимные зоны охраны исторической среды. К ним относятся: участки памятников архитектуры, зоны охраны достопримечательности, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта, зоны охраны археологического культурного слоя, в пределах которых действует специальный режим их использования.Установление границ участков архитектурных достопримечательностей осуществляется на основе историко-архитектурных и археологических исследований с учетом планировки и застройки окружающей территории. Границы участка комплекса памятников архитектуры (дворца, крепости, монастыря и т. п.) необходимо устанавливать в соответствии с их стенами, оградами, валами, рвами и природными рубежами: берегами рек, озер, балок и т.д.Границы территории памятника градостроительства (исторического участка города) устанавливают преимущественно по улицам и природным рубежам.Охранные зоны устанавливаются для отдельных памятников архитектуры и их комплексов с целью сбережения достопримечательности вместе с окружением, рационального ее использования и соблюдения оптимальных условий зрительного восприятия. Эти зоны необходимо рассматривать как планировочные единицы территории, имеющие особый режим застройки, оборудования и эксплуатации. Установление границ охранных зон прежде всего зависит от исторических особенностей и размеров участков достопримечательностей. Особое внимание необходимо обратить на условия оптимального визуального восприятия памятника, которые зависят от его высоты и угла зрения – ориентировочно 27˚ (две высоты сооружения), и исторически сформировавшуюся планировку и застройку, окружающую памятник и природную среду. Во всех случаях минимальное расстояние до границ охранной зоны принимается равным 50 м.В границах охранной зоны необходимо сохранить или желательно воссоздать историческую планировку и застройку территории и особенности ландшафта. За пределы охранной зоны должны быть вынесены объекты, вредные с точки зрения сохранения достопримечательности.Зону регулирования застройки следует рассматривать как современную пространственную среду, в которой памятнику архитектуры (комплексу, группе) отводится активная роль.Зона регулирования застройки – это территория, окружающая охранную зону памятника и необходимая для сохранения или воссоздания исторически сложившейся планировки, архитектурной или природной среды окружения достопримечательности и для обеспечения гармоничного соединения старой и новой застройки.В границах зоны регулированию (ограничению) подлежат все виды застройки, благоустройства территории, ее озеленение и инженерное оборудование. В зоне не допускается размещение производственных и транспортных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на сохранность историко-культурного наследия.Границы зоны необходимо устанавливать на основании планировки, застройки и функционального зонирования охранной зоны и прилегающей к ней территории, с учетом зрительного восприятия памятников, их силуэтов и панорам. При этом необходимо учитывать, что при угле зрения 18 - 20˚ (три высоты сооружения), архитектурная достопримечательность наилучшим образом воспринимается вместе с окружением.Установление и соблюдение режима зон регулирования застройки дает возможность сохранить исторически сформировавшуюся структуру города или его части и закрепить значение историко-культурного наследия в образе города. 13.4. Градостроительные новации в исторической среде

В настоящее время можно выделить два главных направления внедрения новых архитектурных форм в историческую архитектурную среду.

Первое можно назвать «историко-эмоциональным». Его сторонники придерживаются необходимости сохранения или воссоздания определенного комплексного состояния застройки из выбранного исторического периода. Речь идет о реконструкции утраченных исторических форм и объектов, а также целостных градостроительных комплексов (до исторических участков городов включительно).

Воссоздание утраченных градостроительных комплексов приобрело массовый характер после Второй мировой войны как волеизъявление народов в утверждении победы над захватчиками и как символ неистребимости материальных свидетельств национальной культуры. Это исторические центры Варшавы и Гданьска, дворцовые ансамбли Павловска, Петродворца и Царского Села, ратуши в Берлине и Лейпциге, соборы в Кельне и Ковентри, Оперный театр в Дрездене, церкви в Чернигове и Тернополе.

Второе направление можно назвать рациональным. Его приверженцы считают, что исторические центры нельзя полностью закрыть для новой застройки. Она должна проникать на свободные территории или занимать место зданий, которые не представляют ценности с точки зрения архитектуры, уродливы и подлежат сносу. проблема сочетания нового со старым возникает также на стыке исторических центров и новых районов.

Следует отвергнуть попытки слепого подражания прежним архитектурным формам, которые были столь часты в XIX в. и в отдельных случаях встречались до шестидесятых годов прошлого столетия (примеры мы можем наблюдать и в некоторых городах Украины – в центрах Киева, Львова, Днепропетровска, Запорожья). Здания, строящиеся в наши дни должны быть абсолютно современными; всякий другой подход был бы неестественным и вредным как для новой, так и для старой архитектуры. Сейчас эта точка зрения является господствующей. Однако понятие современности архитектуры в этом случае также прошло свой эволюционный путь развития – от крайних точек зрения, требующих полной свободы творчества и бескомпромиссного использования решений, отвечающим нынешним критериям, независимо от места размещения спроектированных объектов, через тенденции постмодернизма, пропагандировавшие произвольное смешение архитектурных форм разных эпох и стилей, к пониманию необходимости адекватности решений конкретному окружению. Подобной адаптации к конкретным условиям можно требовать от каждого нового сооружения, строящегося в историческом центре или в непосредственной близости от него, особенно если речь идет мемориальном комплексе большой ценности.

Использование контрастов может быть оправдано в комплексах, отличающихся разнородностью зданий. Однако контраст как средство усиления выразительности архитектурной композиции должен подчеркивать специфические черты комплекса, способствовать повышению его достоинств, а не их снижению, что происходило в 60-х годах ХХ столетия (в том числе и в СССР) в связи с индустриализацией строительных процессов и типизацией застройки.

Характерными примерами подобного подхода стали Новый Арбат в Москве, жилой комплекс Барбикан в Лондоне, высотные здания Монпарнаса в Париже, башня Веласка в Милане, жилищно-торговый комплекс Восточная стена в Варшаве.

Наиболее негативными были последствия таких решений для малых исторических городов Украины.

Принимая во внимание современное состояние исторических населенных пунктов в Украине, можно сформулировать ряд рекомендаций относительно внедрения градостроительных новаций в историческую среду поселений, основанных на анализе конкретной ситуации в области сохранности историко-культурного наследия.

Ситуация первая – сохранился целостный историко-архитектурный градостроительный комплекс высокой художественной ценности. В этом случае историческая планировочная структура территории подлежит безусловному сохранению. Здесь возможно применение только отдельных новых архитектурных форм-дополнений, соподчиненных историческому пространственному масштабу и архитектурным приемам. Например, города Бахчисарай, Каменец-Подольский, Луцк, Львов, Одесса, Полтава, Бережаны, Черновцы, Чернигов, Ужгород.

Ситуация вторая - историко-архитектурный градостроительный комплекс сохранился частично (преимущественно планировочная структура и сравнительно небольшое количество памятников). В данном случае исторические градостроительные формы также подлежат сохранению как основа сформировавшейся пространственной композиции комплекса. В то же время, существует возможность достижения относительного равновесия между историческими и новыми архитектурными формами в пространстве исторической среды города за счет соблюдения традиционного масштаба, ритмики и пластики архитектурных форм (Днепропетровск, Житомир, Измаил, Ивано-Франковск, Николаев, Харьков, Херсон, Тернополь, Белая Церковь, Умань, Ялта).

Ситуация третья – исторический комплекс не сохранился как целостность, но сохранились отдельные памятники в новом пространственном окружении.

В этом случае существуют объективные предпосылки для внедрения новых градостроительных форм на прежних исторических территориях поселения и новых архитектурных форм и пространственного масштаба в застройке (Винница, Донецк, Ровно, Кировоград, Ковель, Сумы, Черкассы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: