1. а) Издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей;
б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги с ними.
2. а) Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением;
б) людские невезения – результат их собственных ошибок.
3. а) Большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо с ними боремся;
б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.
4. а) К людям относятся так, как они того заслуживают;
б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.
5. а) Спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с руководителем курса;
б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.
6. а) Жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными;
б) большинство студентов не осознает, что их оценки в основном зависят от случайности.
7. а) Без везения никто не может преуспеть в жизни;
|
|
б) если человек способный немногого добился, значит, он не использовал свои возможности.
8. а) Как бы вы ни старались, некоторым людям вы все равно не понравитесь;
б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.
9. а) Наследственность играет главную роль в определении личности;
б) человека определяет его жизненный опыт.
10. а) Из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдет;
б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.
11. а) В жизни студента, который всегда тщательно готовится к занятиям, редко бывает несправедливая оценка;
б) систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.
12. а) Успех приносит усердная работа, он мало связан с везением;
б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.
13. а) Мнение студента будет учтено, если оно будет обосновано;
б) студенты практически не оказывают влияния на решение деканата.
14. а) Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;
б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.
15. а) Есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего;
б) что-то хорошее есть в каждом.
16. а) Если принято верное решение, то достижение того, что я хочу, мало зависит от обстоятельств;
б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.
17. а) Кто станет руководителем, часто зависит от того, кому повезет;
б) нужны специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно.
|
|
18. а) События в мире зависят от сил, которыми мы не можем управлять;
б) принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.
19. а) Если в общежитии скучно, значит, студком никуда не годится;
б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих.
20. а) Большинство людей не сознает, до какой степени их жизнь определяется случаем;
б) не существует реально такой вещи, как везение.
21. а) Человек иногда вправе допустить ошибку;
б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.
22. а) Трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям;
б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.
23. а) Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами;
б) большинство несчастных судеб – результат отсутствия способностей, избыток невежества и лени.
24. а) Аспирант – это в прошлом свободный, трудолюбивый студент;
б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».
25. а) Иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели ставят оценки;
б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.
26. а) Хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;
б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.
27. а) Добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения;
б) большинство великих научных открытий – результат непредсказуемого озарения.
28. а) Не раз я чувствовал, как мало влияю на события, которые со мной случаются;
б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.
29. а) Люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;
б) немного пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям, если ты им нравишься, то и так нравишься.
30. а) В высшей школе неоправданно много внимания уделяют физкультуре;
б) занятия спортом – лучшее средство воспитания характера.
31. а) То, что со мной случается – это мои собственные действия и поступки;
б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.
32. а) Рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;
б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры.
Результаты: В ходе ответов на вопросы заполняется соответствующий бланк.
№ п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | |||||
А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | |||||
Обработка результатов: Показатель субъективной локализации контроля соответствует сумме выбранных испытуемым альтернатив по каждому из видов локуса контроля. Максимальный локус контроля достигает значения 26 (из 32 высказываний вычитается шесть маскировочных пунктов – 1, 9, 15, 21, 26, 30). Если, к примеру, внутренний локус контроля оказался равным 26, то внешний локус контроля в этом случае будет равен нулю. Однако такого значения локуса контроля испытуемый может достичь в крайне редких случаях. В основном показатели локуса контроля испытуемых группируются вокруг средних его значений. Так, средний суммарный балл локуса контроля, определенный для большой выборки студентов различных вузов Москвы, был равен 14.