Современные принципы выкладки и размещения товаров в торговом зале магазина

На уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени влияет размещение товаров в торговом зале. Схема технологической планировки магазина во многом зависит также от размещения и методов продажи товаров, в свою очередь определенные правила в размещении торгово-технологического оборудования оказывают влияние на расположение товаров в магазине.

Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров иприменяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д.

При продаже товаров через прилавок обслуживания покупателю предлагаются только образцы товаров, находящиеся за прилавком, и поэтому для покупателя не имеет значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранный им товар. С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для их выкладки, приобретают самостоятельное значение и оказывают прямое влияние на объем реализации.

В смешанных магазинах, в ассортимент которых входят продовольственные и непродовольственные товары, для размещения этих товаров рекомендуется выделять отдельные зоны. Если не удается обособить эти зоны, то на участке соприкосновения продовольственных и непродовольственных товаров размещают нейтральные по своим свойствам товары, например мелкие галантерейные изделия.

Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. При этом следует различать понятия размещения и выкладки товаров.

Под размещением ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии с планом помещения и имеющейся площадью для выкладки товаров.

Предварительно определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале, площадь, необходимая для их выкладки. Размер площади, выделяемой для выкладки определенной группы товара, должен соответствовать их удельному весу в товарообороте магазина, удовлетворять требованиям эффективного использования площади выкладки и емкости торгового оборудования, а также предоставлять покупателям максимум удобств при отборке товаров.

При самообслуживании всю необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром, поэтому особенно важное значение приобретает обозреваемость всех находящихся в зале товаров. При размещении товара руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства,

Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего против хода часовой стрелки. Поэтому при размещении товаров необходимо обеспечивать равномерное распределение потока по­купателей по всему торговому залу.

Размещая товары в торговом зале и закрепляя за ними постоянные зоны, стремятся подбирать отдельные товары и группы товаров по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению. Это дает возможность покупателям совершать комплексную покупку, сокращает время их пребывания в магазине. Взаимозаменяемыми считаются товары, которые могут заменить друг друга по своим потребительским свойствам. По назначению группируются товары, которые могут удовлетворить какую-либо определенную потребность покупателя.

При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать под выкладку товаров каждый квадратный метр торгового зала, облегчить доступ покупателейковсем товарам, обеспечить быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента, а также хороший обзор торгового зала работниками магазина с тем, чтобы оперативно следить за своевременным пополнением товаров.

Эффективное использование площади выкладки и емкости оборудования позволяет разместить в торговом зале основную массу товаров и сократить запасы товаров в кладовых магазина.

При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования:

− зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна примыкать непосредственно к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;

− для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательских потоков;

− крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около узла расчета или близко к выходу из торгового зала;

− товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым помещениям;

− выложенные товары должны обеспечивать свободныйпроходпокупателей и доступ к ним.

Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи кабины контролера-кассира в передвижных тележках или контейнерах. Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают рядом с основными. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживает покупательский поток, то можно расположить их в нескольких местах торгового зала.

Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты овощи и др.), размещают за прилавком обслуживания.

Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы товаров корзинах надо размещать стиральные порошки, товары бытовой химии и другие, в силу своих физико-химических свойств отрицательно влияющие на другие товары.

В торговом зале магазина самообслуживания следует размещать максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. Замечено, что лучше реализуются товары в магазинах, имеющих насыщенную выкладку, поэтому продавцы должны своевременно пополнять товарные запасы. Пополнение товарами производится, как правило, до открытия и перед закрытием магазина, а при необходимости и в течение рабочего дня.

Под выкладкой товаров понимается процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании. При этом стремятся показать весь ассортимент и каждый товар в отдельности. В торговом зале магазина самообслуживания товары выкладывают на стационарном оборудовании, в проволочных корзинах, в таре-оборудовании.

При этом каждый товар получает свое определенное место. При выкладке товаров учитывается степень его спроса, цвет, упаковка и размеры. Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, его место должно быть заполнено другим, его заменяющим. При размещении товаров важную роль играют приемы выкладки. Товары выкладывают рядами, штабелями, стопками, навалом, некоторые подвешивают.

В магазинах самообслуживания широко применяется выкладка товаров навалом в кассетах и контейнерах. Этот прием удобен и покупателям, и продавцам (требуется меньше времени на выкладку товаров и можно более рационально использовать демонстрационную площадь оборудования).

Навалом выкладывают товары в прочной упаковке. Скоропортящиеся продукты помещают в охлаждаемые прилавки.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется поместить один образец без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о ее содержимом.

Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю. Независимо от способа выкладки товары укладывают на полках островных и пристенных горок прямыми рядами и стопками, а в таре-оборудовании — навалом.

Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ удобен тем, что обеспечивается хороший показ товаров, свободный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну - две полки. Горизонтальный способ широко применяется для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего применяют комбинированный способ, при котором используют элементы горизонтальной и вертикальной выкладки.

В любом случае товары должны быть выложены так, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться и отбирать их. Следует учитывать, что внимание привлекается чаще к товарам, выложенным на торцовых приставках к горкам, на средних полках горок, расположенных на высоте 110 - 160 см над уровнем пола, в поле зрения покупателей. Поэтому на них рекомендуется выкладывать новые и малоизвестные товары, а также товары импульсивного спроса, желание купить которые возникает у покупателя только после того, как он обратит на них внимание. По этим же соображениям на средних полках выкладывают товары замедленной оборачиваемости. Товары устойчивого спроса целесообразно располагать внизу обору­дования, если позволяет упаковка — навалом. На верхних полках оборудования размещают товары, пользующиеся более редким спросом.

Кроме того, наиболее удобными для покупателей зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Это учитывается при размещении товаров редкого спроса, новинок, чтобы привлечь к ним вни­мание и увеличить объем их продажи.

Полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить. Непривлекательный, запачканный или с изъянами товар должен удаляться с полки и уцениваться для ускорения его продажи. Этикетки на продаваемом товаре должны быть хорошо закреплены, а банки без этикеток должны быть идентифицированы, уценены и выставлены в другом месте (где товар выкладывается «навалом»).

Особое внимание при выкладке товаров стоит уделять новой продукции. Ведь в поддержку ее компании проводят большинство своих рекламных акций, и посетители магазинов именно на нее обращают внимание в первую очередь.

Выкладка бывает товарная и декоративная. Товарную выкладку применяют в магазинах самообслуживания для одновременного показа и отпуска товаров. Декоративная выкладка товаров, например, в виде фигурных штабелей, пирамид, позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее можно применять для оформления витрин, в магазинах или отделах, где продажа товаров производится через прилавок обслуживания. Но использование декоративной выкладки в магазинах самообслуживания нецелесообразно, так как покупатели неохотно разрушают сооружения из товара в виде пирамид, красиво выложенных стопок, спиралей и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: