В торговле используются разнообразные рекламные и информационные средства, многие из которых применяются для рекламного оформления магазина. Они представляют собой носители информации, с помощью которых до покупателей доводится определенное рекламное сообщение. Рекламно-информационное оформление магазина удобнее осуществлять по предварительно разработанному проекту. При разработке такого проекта следует ознакомиться с расположением здания, его архитектурно-строительными особенностями, технологической планировкой торгового зала, организацией торгово-технологического процесса.
Осуществляя комплексное рекламно-информационное оформление магазина, необходимо придерживаться принятого для него стиля рекламного оформления.
Внешняя информация торгового предприятия, как правило, включает вывеску, состоящую из названия магазина, отвечающего типу предприятия, фирменного знака, а также указателя времени работы магазина.
Изготовление, форма вывесок регламентированы. Они регистрируются, за их использование взимается арендная плата.
Кроме вывесок применяются указатели, размещаемые вблизи магазинов, на остановках транспорта и в других местах скопления людей. С их помощью можно сообщить адрес магазина, направление движения к нему и т. д.
При входе в магазин должна быть размещена информация не только о времени его работы, но и о расположении основных товарных групп. По мере продвижения покупателя в торговый зал его следует сориентировать так, чтобы он мог без затруднений найти интересующий его потребительский комплекс или товарную секцию, контрольно-кассовый узел и т. д.
С помощью унифицированных рекламных средств, современных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров можно добиться единого, типового стиля оформления интерьера, характерного для магазинов соответствующей фирмы и определяющего общую картину торгового зала.
Для рекламного оформления магазинов широкое распространение получили пиктограммы. С их помощью ориентируют покупателей в торговом зале, информируют о предлагаемых услугах. Они облегчают нахождение товарных групп, отдельных товаров. Разработаны пиктограммы для различных групп товаров и рекомендованы для использования в магазинах различных форм собственности. Выполняются они в реалистической обобщенной манере и представляют собой стилизованное изображение товара, заключенное в рамки различной (для продовольственных и непродовольственных товаров) конфигурации.
При оформлении торгового зала необходимо иметь в виду, что слишком большое количество рекламных элементов плохо воспринимается покупателями. Это особенно характерно для небольших магазинов. Не рекомендуется использовать слишком много контрастных цветов, что вызывает чувство утомления.
Одним из основных элементов оформления магазина является торговое оборудование, при выборе и расстановке которого следует учитывать сочетание практической и эстетической сторон. Оно не должно «противоречить» другим элементам оформления торгового зала. Форма и конструкция оборудования, особенности стиля и способов выкладки товаров, сочетание цветов, рекламные тексты должны создавать единый, законченный ансамбль.
Большое влияние на общее впечатление о магазине оказывают витрины. Они помогают знакомиться с основным ассортиментом товаров в магазине. Это средство рекламы находится непосредственно на месте продажи товаров, и покупатель, ознакомившись с товаром, рекламируемым в ней, может сразу же купить его. Кроме того, на покупателя существенное влияние может оказать наличие других покупателей, разглядывающих этот же товар в витрине. Известно, что влияние витрин на стимулирование продажи увеличивается в несколько раз, если показ товара в них сочетается с его рекламой в газете или других средствах массовой информации.
С помощью витрин информируют покупателей о товарном профиле магазина, рекламируют новые товары, прогрессивные методы продажи, дополнительные услуги, оказываемые магазином. Они являются украшением магазинов и улиц населенных пунктов.
По характеру оформления витрины принято подразделять на товарные, товарно-декоративные и сюжетные.
В товарных витринах не используют декоративные элементы. Для их оформления применяют только товары.
Товарно-декоративные витрины оформляют с применением товаров и декоративных элементов (макеты, цветы и т. п.).
Сюжетные витрины оформляют по мотивам известных сказок и т. п.
Товарные витрины могут быть узкоспециализированные (для показа какого-либо одного вида товара), специализированные (для экспонирования товаров одной группы) и комбинированные (для показа товаров нескольких товарных групп).
С учетом технического устройства их подразделяют на статические и электродинамические. Для оборудования статических витрин применяют неподвижное витринное оборудование и инвентарь. Электродинамические витрины служат для демонстрации товаров в движении.
В витринах могут также использоваться звуковые установки и световые эффекты.
Для демонстрации образцов скоропортящихся продуктов применяют охлаждаемые витрины.
Оформление товарных витрин должно осуществляться с соблюдением определенных требований. Основным элементом их оформления должны быть натуральные образцы товаров. В витринах должны выставляться только те товары, которые имеются в продаже.
Особое внимание должно быть уделено рекламированию новых товаров, с которыми покупатели еще не знакомы.
Нельзя перегружать витрину товарами, декоративными элементами или инвентарем, так как это затрудняет осмотр ее покупателями. На всех выставленных в витрине товарах должны быть ценники.
При оформлении витрин важное значение придается правильному цветовому решению, которое достигается сочетанием цвета товаров, декоративных элементов и фона витрины. Цветовое решение витрины зависит от рекламируемого товара, времени года, а также от композиции витрины.
Оформление витрин осуществляется на основе предварительно разработанных эскизов. Частота смены оформления витрины зависит от ее назначения и места расположения, особенностей демонстрируемых в ней товаров и некоторых других факторов. Наиболее частой смены экспозиции требуют внутримагазинные витрины.
Эффективное рекламное воздействие на покупателей оказывает выкладка товаров на торгово-технологическом оборудовании. В магазинах, где продажа товаров осуществляется через прилавок обслуживания, товары выкладывают на пристенном и прилавочном оборудовании.
Выкладка должна привлекать покупателей, информировать их об имеющихся в продаже товарах. Здесь широко должны быть использованы пояснительные тексты, ценники и т. д. Очень важное значение имеет рациональная выкладка и показ товаров в магазине самообслуживания, где реклама в известной мере принимает на себя функции продавца.
Кроме перечисленных средств рекламы в магазинах используют световую рекламу в виде вывесок, указателей, табло и т. д. Для их размещения используют фасады и крыши зданий, витрины, торговые залы магазинов.
Применяемые в магазине рекламные средства следует сочетать с внутримагазинной информацией. К основным средствам внутримагазинной информации относят указатели, ценники, объявления, информационные схемы.
Средства информации необходимо размещать так, чтобы покупатели при входе в торговый зал получили подробную информацию о размещении товаров, направлениях покупательского потока. Указатели товарных групп концентрируются, как правило, в зонах выкладки товаров над торгово-технологическим оборудованием, в проходах или на границе их, у входа в торговый зал. Информационные указатели устанавливают перпендикулярно к направ лению движения покупательских потоков. Уровень их подвески избирается с условием обеспечения наилучшего восприятия их под различными углами зрения.
Выложенные на торгово-технологическом оборудовании товары должны иметь четкие, правильно оформленные ценники.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные составляющие фирменного стиля.
2. Из каких элементов формируется интерьер торгового зала магазина.
3. Перечислите рекламные и информационные средства, используемые в торговле.