Ввелвжмимкрский филиал 12 страница

Андрей. О послушании и краже

Летописец особо подчеркивает, что в Суздальскую зем­лю молодой князь бежал без отцовского дозволения. То, что попутно он похитил церковную реликвию, нареканий, как ни странно, не вызывает. Вероятно, в сознании чело­века XII столетия дальнейшие события придали всей за­тее с чудотворной иконой своего рода высшую рациональ­ность.

В основе PR-концепции Боголюбского лежит интересная легенда. В женском монастыре близ Киева была привезен­ная из Константинополя икона Богородицы. Авторство приписывалось самому евангелисту Луке. По легенде по ночам икона сама отходила от стены и становилась посре­ди церкви, словно показывая, что ее надо переместить ку­да-то еще. Нам неизвестно, был ли Андрей сам автором ле­генды или просто воспользовался распространенным пове­рьем. Но известно, что князь подговорил священника, вы­нес чудотворную икону из монастыря и сразу после этого отправился в Суздальскую землю.

Не самоплачущая, как обычно, а самодвижущаяся ико­на теперь перемещалась на северо-восток Руси.

Как и следовало ожидать, путешествие сопровождалось чудесами, и по пути постоянно происходили исцеления. Слава иконы, написанной «лично» апостолом и автором одного из Евангелий, только росла по дороге. Уже минова-


Шапками Мономаха закидаем

И Владимир, чтобы доставить ее в древние Ростов или Суз­ил ь, как кони вдруг стали. В повозку, в которой перево-ИЛСЯ драгоценный образ, запрягли свежих лошадей, но и I не смогли сдвинуть воз с места.

Во все времена на Руси было принято приплачивать воз-жцам за быструю езду. Но в данном случае, полагаю, от­ельный бакшиш явно последовал за «стояние». у Помните, как в телефильме «Формула любви» герой в 'кожей ситуации спрашивал: «За день карету починишь? jCMO. А за два? А всю неделю чинить можешь?» «За день Очинить? Это могем, - отвечал смышленый кузнец, - и за ни могем, а за неделю не, тут помощник нужен». В общем, здесь же решили ночевать. А утром князь вы-|л ИЗ шатра и объявил, что ему являлась во сне Богома-• *I и» и приказала не везти «ее» икону в Ростов, а поставить О Владимире.

♦Удивительно совпали содержание вещего сна и тайные ищи Андрея, который, очевидно, с самого начала на­меревался сделать столицей своего княжества новый го-рил.

И в Ростове, и в Суздале, как и в Киеве, следовало слу-iii.iii. бояр и оглядываться на них. А в сравнительно юном • иридс Владимире он был бы полным господином ситуации. Но простодушному, искренне верующему человеку Сред­них веков все было понятно: так велит Богородица.

Вот он, гениальный PR-ход! Выше мы уже говорили о >гт1.ей силе во властной структуре русского общества. им.чья Древней Руси целовали крест и клялись Христом, Включая договоры и союзы, но при этом в реальной поли-ИКС слишком часто игнорировали церковь. Боголюбский РГКрЫЛ в религии новый властный ресурс. Это не прибави-9 ему войск и не сделало более родовитым. Но у него по­мылось новое право. Он стал первым правителем на Руси, рРОрый опирался на силу идей.



200


201


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



Как ни странно, все это имеет свои параллели с нашей сегодняшней жиз­нью. Вертится в голове: «Там, где сила силы убывает, там возрастает сила слова». Откуда это? Вот-вот, из уже давнего выступления Владисла­ва Суркова перед активом партии «Единая Россия». Помощник Прези­дента так определял ситуацию пере­хода от тоталитарного общества. Возрастает сила слова... Чем не кон­цепт Андрея Боголюбского?

А еще действия Андрея очень на­поминают драку наследников Лени­на за право трактовать его наследие... Кто тут самый правоверный лени­нец?! У кого самые правильные ле­нинские тексты?! Так вот и Боголюб-ский оказался владельцем огромно­го по значимости раритета - иконы Богородицы, написанной лично апо­столом Лукой.

И получается - самым христиан­ским князем на Руси. Продолжате­лем и Византии, откуда привезена икона, и вообще всей православной традиции.

Самым верным из сыновей Церк­ви.

Это отчасти и принесло ему почет­ное прозвище Боголюбского. Того, кто любит Бога и любим Богом.


СУРКОВ Владислав Юрье­вич (р. 1964). Первый заме­ститель руководителя крем­левской Администрации. Тот уникальный случай, когда опытный пиарщик-технолог (Менатеп, Альфа-Банк, ОРТ) пришел в боль­шую политику — и доказал свою универсальность и эф­фективность. Редкие выс­тупления Суркова перед из­бранной публикой стано­вятся заметными идеологи­ческими и даже философс­кими явлениями. Книга его воспоминаний когда-нибудь станет абсолютным бестсел­лером и, возможно, побьет тиражами мемуары Черчил­ля


Боголюбский и его «монументальная» белокаменная РКопаганда

 

' Те линия, которую избрал Андрей, предполагала поддер-ику всего народа. Православного|№христианского, кресть-N некого. Да-да, «крестьянин» - это видоизмененное, пере­осмысленное в народном сознании «христианин». Говоря |0Временным языком, Боголюбский должен был сделать 1'йоЙ электоральный потенциал максимально широким. Кстати, после смерти отца он действительно был избран (!) нни.чем - ростовским и суздальским боярством. Для того ЦТобы никогда не пришлось снова проходить через эти вы­боры, ему, взявшему в союзники религию, требовалось, что­бы его любил богобоязненный русский народ. Бог, государь, MB род - это триединство еще оформится в будущем, а пока нн*Л только поиск путей.

 

Силу идей князь Андрей трансформировал в нечто мате­риальное и весьма затратное. Воистину - архитектура есть Воплощенная в камне политика. На том самом месте, где •пыл о ему видение», Андрей соорудил каменную церковь 10 ИМЯ Рождества Богородицы и основал при ней монас-i i.ipi.. Так возникло село Боголюбово, которое сделалось ВГ0 любимым местопребыванием. Во Владимире Андрей ЙОСТавил великолепную церковь Успения Богородицы из белого камня. В этом храме теперь хранилась похищенная и t Киева икона, которая с тех пор стала носить имя Щади-МИрекой. Князь дал построенной им во Владимире церкви ДОЛЮ от своих доходов и сверх того город Гороховец и села. Он также построил во Владимире Спасский и Вознесен­ий й монастыри, церковь Св. Федора Стратилата, знамени­тую ныне церковь Покрова на Нерли, много других камен­ных церквей.

Появление и «торжественное открытие» каждого из этих ирамов становилось важным публичным событием, привле-



202


203


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



кавшим внимание и укреплявшим в народе уважение к кня­зю-строителю.

Даже современных москвичей охватывает смешанный с восторгом ужас при виде какого-нибудь очередного желе­зобетонного творения мэра-строителя. Это нас, привыкших к небоскребам, пантеонам и гранд-холлам! Ну а великоле­пие белокаменных храмов потрясало воображение челове­ка Средних веков куда более.

Васнецов В. М. (1848-1926). Князь Андрей Боголюбский. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве


Внутри храмов часто можно было видеть самого князя -10 время молитвы, со слезами умиления на глазах, с гром-I* им и воздыханиями. Добронравие и богобоязненность Ан­дрей ставил выше рыцарских достоинств - и об этом тоже rttiiAO широко известно. «Андрей всенародно раздавал ми­лостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал Похвалы своему христианскому милосердию. Нередко по ночам он входил в храм, сам зажигал свечи и долго молил-i и перед образами», - отмечает Костомаров.

Почти святой - таков был имидж правителя Ростово-уадальского княжества.

Боголюбский и его воинство Христово

Дальнейшему укреплению власти Боголюбского, конеч-ю, поспособствовала бы еще и «маленькая победоносная ими па». Словно пересмотрев еще раз американский кино-PR-ин-лтр «Wag the Dog» («Хвост виляет собакой»), Андрей ^М1ЧИнает и этот «военный проект». Причем неприятеля под­бирает исключительно грамотно: начать усобицу с соседним русским князем — это уже не комильфо. Народ не поймет.

'Что делает Андрей? Князь подбирает себе неприятеля. Идеальный противник с точки зрения PR — конечно, не - русский князь, а враг, который бы ни у кого поло­жительных эмоций не вызывал однозначно. То есть - «по-1ЧИШФ». Другой язык, другая внешность, одежда, и глав-• «поганая», «нехристианская» вера. Ближайшие нехристи нашлись недалеко, на Волге. Итак -И01Ч1ИЫЙ поход православного князя Андрея против булгар ■ 1164 году.

Вулгарское царство приняло ислам еще в X веке, и оче-рдиую экспедицию против этого волжского народа Анд­рей оформил как свой собственный Крестовый поход. Он



204


205


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



взял с собой ту самую икону Богородицы работы святого Луки - духовенство шло пешее и несло ее под знаменами. Сам князь и все войско перед походом причащались... Им сопутствовала удача. Победа была приписана чудотворно­му действию иконы Богородицы. В память этого чуда было установлено празднество с водосвятием, которое утвердил сам константинопольский патриарх.

Приватизация идеологемы Христа... Как в XX веке сна­чала Троцкий и Сталин присвоят себе идеологию марксиз­ма - каждый в своей собственной версии. Потом и Никита Хрущев приватизирует некое свое понимание марксизма. И так вплоть до Горбачева с его «возвращением к ленин­ским нормам». Нет числа примеров этому в истории. Лю­бопытно, что люди как бы и понимают, что идею присвоили и использовали... Но слишком уж сильна идея, обычно она все равно действует.

Ну вот, «крышу снесло»

Видимо, Андрей Боголюбский решил, что под высшей за­щитой ему можно на Руси все. И стал выходить из им же созданного образа. Когда великий князь киевский по древ­нему обычаю посадил в Новгороде своего сына, Андрей собрал коалицию из 11 князей и пошел на Киев. У него было свое мнение о том, кто и как должен садиться на великокня­жеский престол.

Выдержки киевлян хватило только на три дня. Великий князь бежал, Киев был взят и подвергся двухдневному раз­граблению. «Не было пощады ни старым, ни малым, ни полу, ни возрасту, ни церквам, ни монастырям. Зажгли далее Пе-черский монастырь. Вывезли из Киева неиюлько частное имущество, но иконы, ризы и колокола», - отмечает хро­нист.


Как-то не очень по-христиански... Конечно, здесь была Политическая целесообразность: после разграбления и уни-гния Киев уже не поднялся как столица всей Русской зем­ли. Андрей посадил в нем своего младшего брата, опреде­лим, что в дальнейшем всегда будет сам решать, кому быть в Намечающей столице князем. Но политическая целесообраз-MI нть начала разрушать тот образ христианского правите­ли, благодаря которому Андрею Боголюбскому удалось так Mm)го. Пастырь превратился в полицейского.

Имидж князя, охраняемого самим Богом, еще работал, N0 расплата не заставила себя ждать. Расправившись с Ки-ftOM, Андрей взяЩя за независимый Новгород. Обоснова­нием его действий стала теперь уже не апелляция к высшим силам, что в условиях Средних веков было для Руси ориги-Мйльным PR. Он опирался на традиционные, но не очень убедительные и лишенные всякого полета рассуждения, йнписанные суздальскими летописцами.

 

Вот одно из них: «Не будем говорить, что новгородцы iip.uu.i, что они издавна от прародителей князей наших сво­бодны; а если б и так было, то разве прежние князья велели им преступать крестное целование и ругаться над внуками и правнуками их?» Современному человеку этого и не по­пить: вроде все слова русские, а логика не улавливается. Нонгородцам же было ясно, что суздальцы говорят: коро-мг, плевать нам на ваши так называемые права и свободы.

Зимой 1170 года явилась грозная рать Андрея под Нов­городом. Новгородцы бились храбро, однако потом стали ислибевать. Враги Новгорода, надеясь на победу, заранее •лили по жребию новгородские улицы, жен и детей нов­городских... «Но в одну ночь, — пишет летописец, — новго­родский архиепископ Иоанн молился перед образом Спаса ■ услышал глас от иконы: "Иди на Ильину улицу в церковь Dmica, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси на «н б рало стены, и она спасет Новгород". Он так и сделал.



206


207


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



Туча стрел посыпалась на него, из глаз у образа потекли слезы и упали на фелонь епископа».

Тут, согласно летописной легенде, на суздальцев нашло одурение (как в иные времена на Святополка Окаянного); они пришли в беспорядок и стали стрелять друг в друга, И побежали. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок - в соответствии с нравами и бизнес-практикой того времени.

Не правда ли, что-то знакомое?

С близкой по духу легенды Андрей Боголюбский начи­нал свой путь. Но стоило ему разрушить образ христолю­бивого государя, как, фигурально выражаясь, икона отвер­нулась от него.

Контрпропаганда XII века строилась более изобретав тельно, чем традиционно советская: «У нас в магазинах кол­басы нет? А у вас негров вешают!»

Но тоже предполагалась некая симметрия в ответе... Эта новая легенда имела и важное политическое значение: и будущие времена ей предстояло поддерживать новгород­цев в их противостоянии с суздальскими князьями.

Мораль: нельзя безнаказанно попирать законы пиара. Андрей Боголюбский вышел из созданного им образа - и тут же начал проигрывать. А созданное им PR-ноу-хау ус­пешно применили против него... Не надо думать, что создав пиар-прецедент, долго будешь оставаться его единственным владельцем ©.

Князь Андрей и Феодорец-Белый Клобучок

В глазах подданных власть Андрея Боголюбского еще вроде бы сохраняла свою божественную природу, но в эли­те что-то разладилось. Зарвался... Теперь его открыто на­зывали «жестковыйным» - то есть не наклонявшим голо-


им, заносчивым, гордым. Князь всегда держал голову не­много откинутой, глядя на собеседников гордо, непреклон­но. Когда вскрыли раку с мощами Андрея во Владимире, у вкслета оказались сросшимися несколько шейных позвон­ков! Человек, похороненный в Успенском соборе, при всем желании не мог бы держать голову и шею иначе! Так что летописец в своем определении - «жестковыйный», назвал к и язя Андрея очень точно — шея у него и впрямь была край­не «жесткая», в самом буквальном смысле. Летописец, ко­нечно же, имел в виду совсем другое, да и все окружающие были уверены — осанка князя доказывает вовсе не костную болезнь, а его страшное высокомерие, заносчивость...

Теперь ему и «жестковыйность» припомнили. Ну и чув­ство меры потерял.

Андрей Боголюбский выгнал из Ростова неугодного ему Щископа и решил поставить «своего» епископа, Феодора. Князь хотел даже создать вторую митрополию на Северо-Иоетоке, помимо киевской, и все с тем же Федором, «своим человеком» во главе. Получилось плохо, потому что пат­риарх константинопольский новую митрополию основы-имть отказался.

Федору пришлось ехать в Константинополь, где он все-Таки выхлопотал себе посвящение хотя бы в епископы рос­товские. Жить, по желанию Андрея, он стал во Владимире, н столица князя обрела новый статус.

Тут бы Федору стать смиреннее и просто гибче, поехать ' и.1 на поклон к митрополиту Киевскому. А тот возгордил -|и, как и его шеф. Не поехал за благословением в Киев, счи-|ця достаточным поставление в епископы от патриарха.

Через голову непосредственного начальника — не по уста-|у как-то... Местное духовенство достаточным это не посчи-мло и перестало подчиняться Федору. Народ волновался.

К тому же Федор отказался отправить жену в монастырь, "вкова была обычная практика — епископу «подобает дев-



208


209


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



ство», и если священник становится епископом, то жену -в монастырь, дело житейское.

За свое «преступление» Федор получил в народе презри­тельную кличку «Феодорец — Белый Клобучок» — белый клобук подобал священнику, имеющему приход и живуще­му в нем с женой. Эдак уменьшительно-пренебрежительно.

Федор ответил репрессиями: закрыл церкви и запретил богослужение. В духе времени в подвале своего дома он мучил непокорных игуменов и пойманных «обидчиков» I тех, кто обзывал его «клобучком». Федор собственноруч­но рвал монахам бороды, рубил священникам головы, вы­жигал глаза, резал языки.

Репутация у «Феодорца — Белого Клобучка» сложилась такая, что и Андрей им пожертвовал, увидев, как растет народное возмущение. Отправил к киевскому митрополи­ту, а тот поступил жестоко, но справедливо: приказал от­рубить злодею правую руку, отрезать язык и выколоть гла­за. Вполне византийское, хотя и совсем не христианское решение проблемы.

Так что с церковной автономией у Андрея не получилось, Хотел как лучше: усилить свой имидж боголюбивого князя, которого поддерживает Церковь... А получилось как всегда -поддержал явного преступника. Имидж только ухудшился.

С родней тоже вышли проблемы.

Не желая междоусобиц, Андрей изгнал из Ростово-Суз­дальской земли трех младших братьев, и они вместе с мате­рью - византийской, кстати, царевной - отправились на ее историческую родину. Император принял их по-родствен­ному тепло.

Потом Андрей изгнал с родных земель бояр, в чьей ло­яльности сомневался. Личная власть князя вроде бы укреп­лялась, но одновременно росла «внешняя» оппозиция. Про­тивники князя были далеко, и никто не мешал им строить планы его свержения.


ЛЮДОВИК XIV (1638-

Много позже, в XVII веке, фран­цузский король Людовик XIV по-|Троил под Парижем большой двор-цииый комплекс, Версаль, и собрал тим всю знать Франции, чтобы дер­жи ть ее под постоянным контролем. Л раньше те сидели по своим родо-нi.i м замкам - Бургундиям, Норман-д| i и м, Гасконям иль Провансам - и от Лг.чделья плели заговоры... Король кормил и поил своих аристократов, встраивал для них беспрерывные 171*) i мог быть жесток,

Л двуличен или равнодушен,

ОВЛЫ и фейерверки, а в нужный мо- но никогда не был груб, Его

 

мпit КОГО-ТО Оперативно ОТПраВЛЯЛ принцип - добиваться свое-
ИВ войну, благо воевала Франция в те го> не унижая подданных.

т, Непрерывная череда доро-
•ремена постоянно. Все это делалось гост^/щих церемоний, ко­
да и того, чтобы аристократия всегда торыми король окружал

Находилась на глазах, и в королев- себя> была своеобразным
L,. „„ и дворцовым PR. При «коро-

втве не зрело никаких заговоров. Но r п

" г ле-солнце» расцвели искус-

ИТО НОу-Хау ГОраЗДО более ПОЗДНИХ ства и истощилась казна

промен, и Боголюбскому оно было монедомо.

О том, насколько призрачным стал былой благочестивый Имидж князя, свидетельствует такой эпизод.

После одного переворота в Киеве Андрей отправил туда г моего приближенного, чтобы тот изгнал заговорщиков из Столицы, разослав их в разные концы Руси.

«А Мстиславу скажи так: ты всему зачинщик — я не велю Тебе быть в русской земле», — давал указание Боголюбский.

Не пройдет и восьмисот лет, как вот так же отправят в Миграцию «иудушку» Троцкого. То есть Андрей Боголюб-• кий был настолько уверен в своих силах, что полагал: ОД­НОГО его слова будет достаточно. J Но времена уже были не те.



210


211


Особенности национального пиара

В гордом Мстиславе не было показной покорности Льва Давидовича перед волей партии.

Он приказал посланцу Андрея остричь волосы на голове и бороде (страшное оскорбление для Руси тех времен) и сказал: «Передай от нас своему князю вот что. Мы тебя до сих пор считали отцом и любили, ты же прислал к нам та­кие речи, что считаешь меня не князем, а подручником и простым человеком. Делай, что замыслил. Бог всему судья!» (Типа, ты за кого меня, братец кролик, принимаешь? Я, по­нимаешь, полноценный партнер по АО «Киевская Русь», а не на зарплате у тебя тут сижу!)

Боголюбского уже укоряли перед Богом. И это не могло хорошо закончиться.

Смерть в Боголюбове

Андрей по-прежнему жил в своем Боголюбове, но дела князя противоречили его прозвищу. Когда он велел казнить брата своего любимого слуги, тот стал подбивать дружков: «Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: раз­делаемся-ка с этим князем!» 28 июня 1174 года в доме зятя боярина Кучки, бывшего владельца Москвы, собралось че­ловек двадцать. И решили убить князя в ту же ночь. ^Заговорщики отправились сначала в медушу (погреб), где и напились для храбрости, а потом пошли к ложнице (спаль­не) Андрея.

Костомаров изображает все в лицах.

«Господине, господине!» - сказал один, толкаясь в дверь.

«Кто там?» - откликнулся Андрей.

«Прокопий», - отвечали ему. Прокопий был верный слу­га Андрея.

«Нет, паробче, ты не Прокопий», - ответил, догадав­шись, Андрей и бросился искать свой любимый меч. Но


Шапками Мономаха закидаем

•ча не было: ключник, который участвовал в заговоре, (фанее его унес. Выломали дверь, бросились на Андрея. Семеро профессиональных воинов с мечами и копьями корвались в спальню, стали рубить и колоть князя. Но князь Ь|м набросился на них! Так успешно напал, что даже сва-ИЛ одного из нападавших. - Нечестивцы! Какое зло я вам сделал?! — кричал князь. Убийцы кинулись прочь, унося с собой лежавшего на &ОЛу человека... Только на улице, при свете луны и звезд нсдь стояла ясная июньская ночь!) убийцы поняли, что Ошиблись, взяв не того.

Тут раздались громкие стоны - голос князя Андрея зву-•шл в ночи. Убийцы кинулись назад... в неверном свете фа­келов, но князя в спальне не оказалось...

Кровавый след помог убийцам найти его, уже почти спас-ннтося где-то под лестницей в горнице.

I Известно имя того, кто отсек князю правую руку: Петр, Мть боярина Кучки. И сделав свое дело, убийцы беспре-МГетвенно ушли.

Почему никто не помог князю?! Ну ладно, ключник его Предал... А как же "молодшая дружина" - сотни професси­ональных воинов, каждый из которых всем был обязан Ан­дрею Боголюбскому?! Наверняка во дворце была охрана, и Ответ может быть только один, довольно грустный - oxpa-Ml тоже изменила своему князю. Пусть и не убивали благо-Ц§теля, но и не спасли, когда он со стонами, пятная соб-|ТВенный дворец кровью, пытался спрятаться под сени. А потом дали убийцам удалиться.

Православная церковь канонизировала князя Андрея, и 1Г0 мощи в роскошной гробнице находились в Успенском |Оборе во Владимире. Уже в XX веке советский историк Ьписал: "Революционный народ не почитает мощей, и мно­гие мощи, служившие раньше для обмана верующих, были



212


213


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



публично вскрыты и ликвидированы. При этом нередко выяснялось, что в гробнице "святого"1 лежали вовсе не че­ловеческие кости, а кости животных".

Но только вот ведь незадача! Исследование костей ске­лета, несколько столетий пролежавшего в Успенском со­боре, полностью подтвердило - это скелет Андрея Бого-любского. Более того — изучение скелета позволило объяс­нить некоторые странности в описании летописца.

У историков давно были сомнения - не преувеличил ли летописец героизма князя Андрея. Мог ли человек в 64 года, безоружный, оказать такое эффективное сопротивление нескольким опытным воинам? С физподготовкой у князей тогда вообще-то было получше, чем у любого «рядового дружинника»3. Это много позже, в «галантные времена» (не говоря уже о современности), физически хилый монарх мог легко удержать трон. В XII веке это было немыслимо.

А в Успенском соборе лежал человек, чей "скелетный возраст был меньше паспортного", как высказались ученые на профессиональном жаргоне. Физиология и физическая мощь Андрея Боголюбского в момент смерти соответство­вала не 64, а скорее 50-55 годам.

Постпиар Боголюбского

Мы уже говорили - само имя или прозвище - важная часть имиджа. У Андрея Боголюбского оказалось удачное прозвище.

1 Кавычки автора цитаты, не мои! - В. М.

2 Рабинович М. Г. Судьбы вещей. М., Детгиз, 1973.

3 А дружинник тех времен - это вам не современный солдатик-сроч-
ник. Это, по нашим понятиям, скорее контрактник - офицер спецназа,
у которого вся жизнь лет с шестнадцати и до храброй смерти в бою
проходила в сплошных «горячих точках».


Важно, чтобы прозвище было «говорящее» и чтобы оно егко запоминалось. Как Сталин или как Ленин. А Зино-ш»ев или Каменев - примеры неудачных прозвищ. Когда ^кскурсовод произносит прозвище князя Андрея где-ни-удь в пределах Золотого кольца, то просвещающаяся Публика среди обрушившегося на ее головы обилия дат, ^}Мен и названий запоминает именно князя Боголюбско-•о. Слово «Боголюбский» - не пустой звук. А так как бо­гоугодное прозвище досталось ему по результатам всей ГО деятельности, можно сказать, что владимирский Нязь сам добился того, чтобы остаться на слуху и через ввять веков...

Для православных его имя имеет особое значение. За-{Тупница Москвы, икона Владимирской Богоматери, пришла к нам из Киева именно благодаря Боголюбскому. Роцерковленные люди знают, что празднества в честь Вла­димирской иконы Божией Матери совершаются три раза в ГОД. И забыть Боголюбского, чье имя связано с символом Православия, получается, просто невозможно.

Первые профессионалы древнерусского PR

 

^1ы привычно считаем летописцев историками. Но чем Вльше от нашего времени, тем меньше историографии и больше - идеологии. От Карамзина до Нестора истори-ИФСКие источники правильнее следует называть докумен­тами по идеологии. А самые старые летописцы — просто работники идеологического отдела Киевского обкома ПЦртии!

Летописей было много. Каждая состояла из множества других, более ранних, у каждой из которых когда-то был СВОЙ автор. Билл Гейтс с ума бы сошел от того отношения к ||Т0рскому праву, которое практиковалось летописцами.



214


215


Особенности национального пиара


Шапками Мономаха закидаем



ГЕЙТС Билл (р. 1955)- американский програм­мист. Стал самым богатым человеком в мире бла­годаря собственным маркетинговым талантам, странностям капиталистической экономики и практически монопольному положению, кото­рое занимает его компания «Майкрософт» на мировом рынке программного обеспечения для персональных компьютеров. Анекдот: «Журна­листы: "Господин Гейтс, почему вы назвали свою компанию Microsoft?" Билл застенчиво: "Better ask my wife"»


Коровин К. А. (1861-1939). Северная идиллия

И при этом их работа чем-то очень напоминает сегодняш­нее отношение к информации, существующее в интернете. Скопировал текст, что-то поправил по своему вкусу или по прямому заказу, вставил на свой сайт - и он уже как бы твой. В резшьтате тексты становятся общенародной соб­ственностью. Но некоторые фигуры профессионального древнерусского PR нам известны.


Нестор. Приоритет

Его труд «Повесть временных лет» охватывает несколь­ко веков русской истории и до сих пор служит главным ис­точником сведений о Киевской Руси. Летопись кончалась НИ) годом и, как считается, была дописана в 1111 году. fltCTop был иноком Киево-Печерского монастыря и лето-иш'цсм Святополка.

Историко-географическое введение в историю Киев­ской Руси (от V-VI веков нашей эры до 860 года) изложе­но в «Повести» с небывалой широтой и достоверностью. В «Повести временных лет» нет легендарных Чеха, Леха и 'уса, привычных для западнославянских хроник. Нет, зна-ЧКТ, одной из наиболее известных и распространенных ми­фологем - о трех славянских братьях, имена которых явно ■Ояникли от названий этнических общностей, «основате-ММИ» которых были братья. Зато у Нестора указаны все Действительно существовавшие крупные союзы племен в области первоначального расселения славян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: