Андрей. О послушании и краже
Летописец особо подчеркивает, что в Суздальскую землю молодой князь бежал без отцовского дозволения. То, что попутно он похитил церковную реликвию, нареканий, как ни странно, не вызывает. Вероятно, в сознании человека XII столетия дальнейшие события придали всей затее с чудотворной иконой своего рода высшую рациональность.
В основе PR-концепции Боголюбского лежит интересная легенда. В женском монастыре близ Киева была привезенная из Константинополя икона Богородицы. Авторство приписывалось самому евангелисту Луке. По легенде по ночам икона сама отходила от стены и становилась посреди церкви, словно показывая, что ее надо переместить куда-то еще. Нам неизвестно, был ли Андрей сам автором легенды или просто воспользовался распространенным поверьем. Но известно, что князь подговорил священника, вынес чудотворную икону из монастыря и сразу после этого отправился в Суздальскую землю.
Не самоплачущая, как обычно, а самодвижущаяся икона теперь перемещалась на северо-восток Руси.
|
|
Как и следовало ожидать, путешествие сопровождалось чудесами, и по пути постоянно происходили исцеления. Слава иконы, написанной «лично» апостолом и автором одного из Евангелий, только росла по дороге. Уже минова-
Шапками Мономаха закидаем
И Владимир, чтобы доставить ее в древние Ростов или Сузил ь, как кони вдруг стали. В повозку, в которой перево-ИЛСЯ драгоценный образ, запрягли свежих лошадей, но и I не смогли сдвинуть воз с места.
Во все времена на Руси было принято приплачивать воз-жцам за быструю езду. Но в данном случае, полагаю, отельный бакшиш явно последовал за «стояние». у Помните, как в телефильме «Формула любви» герой в 'кожей ситуации спрашивал: «За день карету починишь? jCMO. А за два? А всю неделю чинить можешь?» «За день Очинить? Это могем, - отвечал смышленый кузнец, - и за ни могем, а за неделю не, тут помощник нужен». В общем, здесь же решили ночевать. А утром князь вы-|л ИЗ шатра и объявил, что ему являлась во сне Богома-• *I и» и приказала не везти «ее» икону в Ростов, а поставить О Владимире.
♦Удивительно совпали содержание вещего сна и тайные ищи Андрея, который, очевидно, с самого начала намеревался сделать столицей своего княжества новый го-рил.
И в Ростове, и в Суздале, как и в Киеве, следовало слу-iii.iii. бояр и оглядываться на них. А в сравнительно юном • иридс Владимире он был бы полным господином ситуации. Но простодушному, искренне верующему человеку Средних веков все было понятно: так велит Богородица.
Вот он, гениальный PR-ход! Выше мы уже говорили о >гт1.ей силе во властной структуре русского общества. им.чья Древней Руси целовали крест и клялись Христом, Включая договоры и союзы, но при этом в реальной поли-ИКС слишком часто игнорировали церковь. Боголюбский РГКрЫЛ в религии новый властный ресурс. Это не прибави-9 ему войск и не сделало более родовитым. Но у него помылось новое право. Он стал первым правителем на Руси, рРОрый опирался на силу идей.
|
|
200
201
Особенности национального пиара
Шапками Мономаха закидаем
Как ни странно, все это имеет свои параллели с нашей сегодняшней жизнью. Вертится в голове: «Там, где сила силы убывает, там возрастает сила слова». Откуда это? Вот-вот, из уже давнего выступления Владислава Суркова перед активом партии «Единая Россия». Помощник Президента так определял ситуацию перехода от тоталитарного общества. Возрастает сила слова... Чем не концепт Андрея Боголюбского?
А еще действия Андрея очень напоминают драку наследников Ленина за право трактовать его наследие... Кто тут самый правоверный ленинец?! У кого самые правильные ленинские тексты?! Так вот и Боголюб-ский оказался владельцем огромного по значимости раритета - иконы Богородицы, написанной лично апостолом Лукой.
И получается - самым христианским князем на Руси. Продолжателем и Византии, откуда привезена икона, и вообще всей православной традиции.
Самым верным из сыновей Церкви.
Это отчасти и принесло ему почетное прозвище Боголюбского. Того, кто любит Бога и любим Богом.
СУРКОВ Владислав Юрьевич (р. 1964). Первый заместитель руководителя кремлевской Администрации. Тот уникальный случай, когда опытный пиарщик-технолог (Менатеп, Альфа-Банк, ОРТ) пришел в большую политику — и доказал свою универсальность и эффективность. Редкие выступления Суркова перед избранной публикой становятся заметными идеологическими и даже философскими явлениями. Книга его воспоминаний когда-нибудь станет абсолютным бестселлером и, возможно, побьет тиражами мемуары Черчилля
Боголюбский и его «монументальная» белокаменная РКопаганда
' Те линия, которую избрал Андрей, предполагала поддер-ику всего народа. Православного|№христианского, кресть-N некого. Да-да, «крестьянин» - это видоизмененное, переосмысленное в народном сознании «христианин». Говоря |0Временным языком, Боголюбский должен был сделать 1'йоЙ электоральный потенциал максимально широким. Кстати, после смерти отца он действительно был избран (!) нни.чем - ростовским и суздальским боярством. Для того ЦТобы никогда не пришлось снова проходить через эти выборы, ему, взявшему в союзники религию, требовалось, чтобы его любил богобоязненный русский народ. Бог, государь, MB род - это триединство еще оформится в будущем, а пока нн*Л только поиск путей.
Силу идей князь Андрей трансформировал в нечто материальное и весьма затратное. Воистину - архитектура есть Воплощенная в камне политика. На том самом месте, где •пыл о ему видение», Андрей соорудил каменную церковь 10 ИМЯ Рождества Богородицы и основал при ней монас-i i.ipi.. Так возникло село Боголюбово, которое сделалось ВГ0 любимым местопребыванием. Во Владимире Андрей ЙОСТавил великолепную церковь Успения Богородицы из белого камня. В этом храме теперь хранилась похищенная и t Киева икона, которая с тех пор стала носить имя Щади-МИрекой. Князь дал построенной им во Владимире церкви ДОЛЮ от своих доходов и сверх того город Гороховец и села. Он также построил во Владимире Спасский и Вознесений й монастыри, церковь Св. Федора Стратилата, знаменитую ныне церковь Покрова на Нерли, много других каменных церквей.
Появление и «торжественное открытие» каждого из этих ирамов становилось важным публичным событием, привле-
202
203
Особенности национального пиара
|
|
Шапками Мономаха закидаем
кавшим внимание и укреплявшим в народе уважение к князю-строителю.
Даже современных москвичей охватывает смешанный с восторгом ужас при виде какого-нибудь очередного железобетонного творения мэра-строителя. Это нас, привыкших к небоскребам, пантеонам и гранд-холлам! Ну а великолепие белокаменных храмов потрясало воображение человека Средних веков куда более.
Васнецов В. М. (1848-1926). Князь Андрей Боголюбский. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Внутри храмов часто можно было видеть самого князя -10 время молитвы, со слезами умиления на глазах, с гром-I* им и воздыханиями. Добронравие и богобоязненность Андрей ставил выше рыцарских достоинств - и об этом тоже rttiiAO широко известно. «Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал Похвалы своему христианскому милосердию. Нередко по ночам он входил в храм, сам зажигал свечи и долго молил-i и перед образами», - отмечает Костомаров.
Почти святой - таков был имидж правителя Ростово-уадальского княжества.
Боголюбский и его воинство Христово
Дальнейшему укреплению власти Боголюбского, конеч-ю, поспособствовала бы еще и «маленькая победоносная ими па». Словно пересмотрев еще раз американский кино-PR-ин-лтр «Wag the Dog» («Хвост виляет собакой»), Андрей ^М1ЧИнает и этот «военный проект». Причем неприятеля подбирает исключительно грамотно: начать усобицу с соседним русским князем — это уже не комильфо. Народ не поймет.
'Что делает Андрей? Князь подбирает себе неприятеля. Идеальный противник с точки зрения PR — конечно, не - русский князь, а враг, который бы ни у кого положительных эмоций не вызывал однозначно. То есть - «по-1ЧИШФ». Другой язык, другая внешность, одежда, и глав-• «поганая», «нехристианская» вера. Ближайшие нехристи нашлись недалеко, на Волге. Итак -И01Ч1ИЫЙ поход православного князя Андрея против булгар ■ 1164 году.
Вулгарское царство приняло ислам еще в X веке, и оче-рдиую экспедицию против этого волжского народа Андрей оформил как свой собственный Крестовый поход. Он
|
|
204
205
Особенности национального пиара
Шапками Мономаха закидаем
взял с собой ту самую икону Богородицы работы святого Луки - духовенство шло пешее и несло ее под знаменами. Сам князь и все войско перед походом причащались... Им сопутствовала удача. Победа была приписана чудотворному действию иконы Богородицы. В память этого чуда было установлено празднество с водосвятием, которое утвердил сам константинопольский патриарх.
Приватизация идеологемы Христа... Как в XX веке сначала Троцкий и Сталин присвоят себе идеологию марксизма - каждый в своей собственной версии. Потом и Никита Хрущев приватизирует некое свое понимание марксизма. И так вплоть до Горбачева с его «возвращением к ленинским нормам». Нет числа примеров этому в истории. Любопытно, что люди как бы и понимают, что идею присвоили и использовали... Но слишком уж сильна идея, обычно она все равно действует.
Ну вот, «крышу снесло»
Видимо, Андрей Боголюбский решил, что под высшей защитой ему можно на Руси все. И стал выходить из им же созданного образа. Когда великий князь киевский по древнему обычаю посадил в Новгороде своего сына, Андрей собрал коалицию из 11 князей и пошел на Киев. У него было свое мнение о том, кто и как должен садиться на великокняжеский престол.
Выдержки киевлян хватило только на три дня. Великий князь бежал, Киев был взят и подвергся двухдневному разграблению. «Не было пощады ни старым, ни малым, ни полу, ни возрасту, ни церквам, ни монастырям. Зажгли далее Пе-черский монастырь. Вывезли из Киева неиюлько частное имущество, но иконы, ризы и колокола», - отмечает хронист.
Как-то не очень по-христиански... Конечно, здесь была Политическая целесообразность: после разграбления и уни-гния Киев уже не поднялся как столица всей Русской земли. Андрей посадил в нем своего младшего брата, определим, что в дальнейшем всегда будет сам решать, кому быть в Намечающей столице князем. Но политическая целесообраз-MI нть начала разрушать тот образ христианского правители, благодаря которому Андрею Боголюбскому удалось так Mm)го. Пастырь превратился в полицейского.
Имидж князя, охраняемого самим Богом, еще работал, N0 расплата не заставила себя ждать. Расправившись с Ки-ftOM, Андрей взяЩя за независимый Новгород. Обоснованием его действий стала теперь уже не апелляция к высшим силам, что в условиях Средних веков было для Руси ориги-Мйльным PR. Он опирался на традиционные, но не очень убедительные и лишенные всякого полета рассуждения, йнписанные суздальскими летописцами.
Вот одно из них: «Не будем говорить, что новгородцы iip.uu.i, что они издавна от прародителей князей наших свободны; а если б и так было, то разве прежние князья велели им преступать крестное целование и ругаться над внуками и правнуками их?» Современному человеку этого и не попить: вроде все слова русские, а логика не улавливается. Нонгородцам же было ясно, что суздальцы говорят: коро-мг, плевать нам на ваши так называемые права и свободы.
Зимой 1170 года явилась грозная рать Андрея под Новгородом. Новгородцы бились храбро, однако потом стали ислибевать. Враги Новгорода, надеясь на победу, заранее •лили по жребию новгородские улицы, жен и детей новгородских... «Но в одну ночь, — пишет летописец, — новгородский архиепископ Иоанн молился перед образом Спаса ■ услышал глас от иконы: "Иди на Ильину улицу в церковь Dmica, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси на «н б рало стены, и она спасет Новгород". Он так и сделал.
206
207
Особенности национального пиара
Шапками Мономаха закидаем
Туча стрел посыпалась на него, из глаз у образа потекли слезы и упали на фелонь епископа».
Тут, согласно летописной легенде, на суздальцев нашло одурение (как в иные времена на Святополка Окаянного); они пришли в беспорядок и стали стрелять друг в друга, И побежали. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок - в соответствии с нравами и бизнес-практикой того времени.
Не правда ли, что-то знакомое?
С близкой по духу легенды Андрей Боголюбский начинал свой путь. Но стоило ему разрушить образ христолюбивого государя, как, фигурально выражаясь, икона отвернулась от него.
Контрпропаганда XII века строилась более изобретав тельно, чем традиционно советская: «У нас в магазинах колбасы нет? А у вас негров вешают!»
Но тоже предполагалась некая симметрия в ответе... Эта новая легенда имела и важное политическое значение: и будущие времена ей предстояло поддерживать новгородцев в их противостоянии с суздальскими князьями.
Мораль: нельзя безнаказанно попирать законы пиара. Андрей Боголюбский вышел из созданного им образа - и тут же начал проигрывать. А созданное им PR-ноу-хау успешно применили против него... Не надо думать, что создав пиар-прецедент, долго будешь оставаться его единственным владельцем ©.
Князь Андрей и Феодорец-Белый Клобучок
В глазах подданных власть Андрея Боголюбского еще вроде бы сохраняла свою божественную природу, но в элите что-то разладилось. Зарвался... Теперь его открыто называли «жестковыйным» - то есть не наклонявшим голо-
им, заносчивым, гордым. Князь всегда держал голову немного откинутой, глядя на собеседников гордо, непреклонно. Когда вскрыли раку с мощами Андрея во Владимире, у вкслета оказались сросшимися несколько шейных позвонков! Человек, похороненный в Успенском соборе, при всем желании не мог бы держать голову и шею иначе! Так что летописец в своем определении - «жестковыйный», назвал к и язя Андрея очень точно — шея у него и впрямь была крайне «жесткая», в самом буквальном смысле. Летописец, конечно же, имел в виду совсем другое, да и все окружающие были уверены — осанка князя доказывает вовсе не костную болезнь, а его страшное высокомерие, заносчивость...
Теперь ему и «жестковыйность» припомнили. Ну и чувство меры потерял.
Андрей Боголюбский выгнал из Ростова неугодного ему Щископа и решил поставить «своего» епископа, Феодора. Князь хотел даже создать вторую митрополию на Северо-Иоетоке, помимо киевской, и все с тем же Федором, «своим человеком» во главе. Получилось плохо, потому что патриарх константинопольский новую митрополию основы-имть отказался.
Федору пришлось ехать в Константинополь, где он все-Таки выхлопотал себе посвящение хотя бы в епископы ростовские. Жить, по желанию Андрея, он стал во Владимире, н столица князя обрела новый статус.
Тут бы Федору стать смиреннее и просто гибче, поехать ' и.1 на поклон к митрополиту Киевскому. А тот возгордил -|и, как и его шеф. Не поехал за благословением в Киев, счи-|ця достаточным поставление в епископы от патриарха.
Через голову непосредственного начальника — не по уста-|у как-то... Местное духовенство достаточным это не посчи-мло и перестало подчиняться Федору. Народ волновался.
К тому же Федор отказался отправить жену в монастырь, "вкова была обычная практика — епископу «подобает дев-
208
209
Особенности национального пиара
Шапками Мономаха закидаем
ство», и если священник становится епископом, то жену -в монастырь, дело житейское.
За свое «преступление» Федор получил в народе презрительную кличку «Феодорец — Белый Клобучок» — белый клобук подобал священнику, имеющему приход и живущему в нем с женой. Эдак уменьшительно-пренебрежительно.
Федор ответил репрессиями: закрыл церкви и запретил богослужение. В духе времени в подвале своего дома он мучил непокорных игуменов и пойманных «обидчиков» I тех, кто обзывал его «клобучком». Федор собственноручно рвал монахам бороды, рубил священникам головы, выжигал глаза, резал языки.
Репутация у «Феодорца — Белого Клобучка» сложилась такая, что и Андрей им пожертвовал, увидев, как растет народное возмущение. Отправил к киевскому митрополиту, а тот поступил жестоко, но справедливо: приказал отрубить злодею правую руку, отрезать язык и выколоть глаза. Вполне византийское, хотя и совсем не христианское решение проблемы.
Так что с церковной автономией у Андрея не получилось, Хотел как лучше: усилить свой имидж боголюбивого князя, которого поддерживает Церковь... А получилось как всегда -поддержал явного преступника. Имидж только ухудшился.
С родней тоже вышли проблемы.
Не желая междоусобиц, Андрей изгнал из Ростово-Суздальской земли трех младших братьев, и они вместе с матерью - византийской, кстати, царевной - отправились на ее историческую родину. Император принял их по-родственному тепло.
Потом Андрей изгнал с родных земель бояр, в чьей лояльности сомневался. Личная власть князя вроде бы укреплялась, но одновременно росла «внешняя» оппозиция. Противники князя были далеко, и никто не мешал им строить планы его свержения.
ЛЮДОВИК XIV (1638- |
Много позже, в XVII веке, французский король Людовик XIV по-|Троил под Парижем большой двор-цииый комплекс, Версаль, и собрал тим всю знать Франции, чтобы держи ть ее под постоянным контролем. Л раньше те сидели по своим родо-нi.i м замкам - Бургундиям, Норман-д| i и м, Гасконям иль Провансам - и от Лг.чделья плели заговоры... Король кормил и поил своих аристократов, встраивал для них беспрерывные 171*) i мог быть жесток,
Л „ двуличен или равнодушен,
ОВЛЫ и фейерверки, а в нужный мо- но никогда не был груб, Его
мпit КОГО-ТО Оперативно ОТПраВЛЯЛ принцип - добиваться свое-
ИВ войну, благо воевала Франция в те го> не унижая подданных.
т, Непрерывная череда доро-
•ремена постоянно. Все это делалось гост^/щих церемоний, ко
да и того, чтобы аристократия всегда торыми король окружал
Находилась на глазах, и в королев- себя> была своеобразным
L,. „„ и дворцовым PR. При «коро-
втве не зрело никаких заговоров. Но r п
" г ле-солнце» расцвели искус-
ИТО НОу-Хау ГОраЗДО более ПОЗДНИХ ства и истощилась казна
промен, и Боголюбскому оно было монедомо.
О том, насколько призрачным стал былой благочестивый Имидж князя, свидетельствует такой эпизод.
После одного переворота в Киеве Андрей отправил туда г моего приближенного, чтобы тот изгнал заговорщиков из Столицы, разослав их в разные концы Руси.
«А Мстиславу скажи так: ты всему зачинщик — я не велю Тебе быть в русской земле», — давал указание Боголюбский.
Не пройдет и восьмисот лет, как вот так же отправят в Миграцию «иудушку» Троцкого. То есть Андрей Боголюб-• кий был настолько уверен в своих силах, что полагал: ОДНОГО его слова будет достаточно. J Но времена уже были не те.
210
211
Особенности национального пиара
В гордом Мстиславе не было показной покорности Льва Давидовича перед волей партии.
Он приказал посланцу Андрея остричь волосы на голове и бороде (страшное оскорбление для Руси тех времен) и сказал: «Передай от нас своему князю вот что. Мы тебя до сих пор считали отцом и любили, ты же прислал к нам такие речи, что считаешь меня не князем, а подручником и простым человеком. Делай, что замыслил. Бог всему судья!» (Типа, ты за кого меня, братец кролик, принимаешь? Я, понимаешь, полноценный партнер по АО «Киевская Русь», а не на зарплате у тебя тут сижу!)
Боголюбского уже укоряли перед Богом. И это не могло хорошо закончиться.
Смерть в Боголюбове
Андрей по-прежнему жил в своем Боголюбове, но дела князя противоречили его прозвищу. Когда он велел казнить брата своего любимого слуги, тот стал подбивать дружков: «Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: разделаемся-ка с этим князем!» 28 июня 1174 года в доме зятя боярина Кучки, бывшего владельца Москвы, собралось человек двадцать. И решили убить князя в ту же ночь. ^Заговорщики отправились сначала в медушу (погреб), где и напились для храбрости, а потом пошли к ложнице (спальне) Андрея.
Костомаров изображает все в лицах.
«Господине, господине!» - сказал один, толкаясь в дверь.
«Кто там?» - откликнулся Андрей.
«Прокопий», - отвечали ему. Прокопий был верный слуга Андрея.
«Нет, паробче, ты не Прокопий», - ответил, догадавшись, Андрей и бросился искать свой любимый меч. Но
Шапками Мономаха закидаем
•ча не было: ключник, который участвовал в заговоре, (фанее его унес. Выломали дверь, бросились на Андрея. Семеро профессиональных воинов с мечами и копьями корвались в спальню, стали рубить и колоть князя. Но князь Ь|м набросился на них! Так успешно напал, что даже сва-ИЛ одного из нападавших. - Нечестивцы! Какое зло я вам сделал?! — кричал князь. Убийцы кинулись прочь, унося с собой лежавшего на &ОЛу человека... Только на улице, при свете луны и звезд нсдь стояла ясная июньская ночь!) убийцы поняли, что Ошиблись, взяв не того.
Тут раздались громкие стоны - голос князя Андрея зву-•шл в ночи. Убийцы кинулись назад... в неверном свете факелов, но князя в спальне не оказалось...
Кровавый след помог убийцам найти его, уже почти спас-ннтося где-то под лестницей в горнице.
I Известно имя того, кто отсек князю правую руку: Петр, Мть боярина Кучки. И сделав свое дело, убийцы беспре-МГетвенно ушли.
Почему никто не помог князю?! Ну ладно, ключник его Предал... А как же "молодшая дружина" - сотни профессиональных воинов, каждый из которых всем был обязан Андрею Боголюбскому?! Наверняка во дворце была охрана, и Ответ может быть только один, довольно грустный - oxpa-Ml тоже изменила своему князю. Пусть и не убивали благо-Ц§теля, но и не спасли, когда он со стонами, пятная соб-|ТВенный дворец кровью, пытался спрятаться под сени. А потом дали убийцам удалиться.
Православная церковь канонизировала князя Андрея, и 1Г0 мощи в роскошной гробнице находились в Успенском |Оборе во Владимире. Уже в XX веке советский историк Ьписал: "Революционный народ не почитает мощей, и многие мощи, служившие раньше для обмана верующих, были
212
213
Особенности национального пиара
Шапками Мономаха закидаем
публично вскрыты и ликвидированы. При этом нередко выяснялось, что в гробнице "святого"1 лежали вовсе не человеческие кости, а кости животных".
Но только вот ведь незадача! Исследование костей скелета, несколько столетий пролежавшего в Успенском соборе, полностью подтвердило - это скелет Андрея Бого-любского. Более того — изучение скелета позволило объяснить некоторые странности в описании летописца.
У историков давно были сомнения - не преувеличил ли летописец героизма князя Андрея. Мог ли человек в 64 года, безоружный, оказать такое эффективное сопротивление нескольким опытным воинам? С физподготовкой у князей тогда вообще-то было получше, чем у любого «рядового дружинника»3. Это много позже, в «галантные времена» (не говоря уже о современности), физически хилый монарх мог легко удержать трон. В XII веке это было немыслимо.
А в Успенском соборе лежал человек, чей "скелетный возраст был меньше паспортного", как высказались ученые на профессиональном жаргоне. Физиология и физическая мощь Андрея Боголюбского в момент смерти соответствовала не 64, а скорее 50-55 годам.
Постпиар Боголюбского
Мы уже говорили - само имя или прозвище - важная часть имиджа. У Андрея Боголюбского оказалось удачное прозвище.
1 Кавычки автора цитаты, не мои! - В. М.
2 Рабинович М. Г. Судьбы вещей. М., Детгиз, 1973.
3 А дружинник тех времен - это вам не современный солдатик-сроч-
ник. Это, по нашим понятиям, скорее контрактник - офицер спецназа,
у которого вся жизнь лет с шестнадцати и до храброй смерти в бою
проходила в сплошных «горячих точках».
Важно, чтобы прозвище было «говорящее» и чтобы оно егко запоминалось. Как Сталин или как Ленин. А Зино-ш»ев или Каменев - примеры неудачных прозвищ. Когда ^кскурсовод произносит прозвище князя Андрея где-ни-удь в пределах Золотого кольца, то просвещающаяся Публика среди обрушившегося на ее головы обилия дат, ^}Мен и названий запоминает именно князя Боголюбско-•о. Слово «Боголюбский» - не пустой звук. А так как богоугодное прозвище досталось ему по результатам всей ГО деятельности, можно сказать, что владимирский Нязь сам добился того, чтобы остаться на слуху и через ввять веков...
Для православных его имя имеет особое значение. За-{Тупница Москвы, икона Владимирской Богоматери, пришла к нам из Киева именно благодаря Боголюбскому. Роцерковленные люди знают, что празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери совершаются три раза в ГОД. И забыть Боголюбского, чье имя связано с символом Православия, получается, просто невозможно.
Первые профессионалы древнерусского PR
^1ы привычно считаем летописцев историками. Но чем Вльше от нашего времени, тем меньше историографии и больше - идеологии. От Карамзина до Нестора истори-ИФСКие источники правильнее следует называть документами по идеологии. А самые старые летописцы — просто работники идеологического отдела Киевского обкома ПЦртии!
Летописей было много. Каждая состояла из множества других, более ранних, у каждой из которых когда-то был СВОЙ автор. Билл Гейтс с ума бы сошел от того отношения к ||Т0рскому праву, которое практиковалось летописцами.
214
215
Особенности национального пиара
Шапками Мономаха закидаем
ГЕЙТС Билл (р. 1955)- американский программист. Стал самым богатым человеком в мире благодаря собственным маркетинговым талантам, странностям капиталистической экономики и практически монопольному положению, которое занимает его компания «Майкрософт» на мировом рынке программного обеспечения для персональных компьютеров. Анекдот: «Журналисты: "Господин Гейтс, почему вы назвали свою компанию Microsoft?" Билл застенчиво: "Better ask my wife"»
Коровин К. А. (1861-1939). Северная идиллия |
И при этом их работа чем-то очень напоминает сегодняшнее отношение к информации, существующее в интернете. Скопировал текст, что-то поправил по своему вкусу или по прямому заказу, вставил на свой сайт - и он уже как бы твой. В резшьтате тексты становятся общенародной собственностью. Но некоторые фигуры профессионального древнерусского PR нам известны.
Нестор. Приоритет
Его труд «Повесть временных лет» охватывает несколько веков русской истории и до сих пор служит главным источником сведений о Киевской Руси. Летопись кончалась НИ) годом и, как считается, была дописана в 1111 году. fltCTop был иноком Киево-Печерского монастыря и лето-иш'цсм Святополка.
Историко-географическое введение в историю Киевской Руси (от V-VI веков нашей эры до 860 года) изложено в «Повести» с небывалой широтой и достоверностью. В «Повести временных лет» нет легендарных Чеха, Леха и 'уса, привычных для западнославянских хроник. Нет, зна-ЧКТ, одной из наиболее известных и распространенных мифологем - о трех славянских братьях, имена которых явно ■Ояникли от названий этнических общностей, «основате-ММИ» которых были братья. Зато у Нестора указаны все Действительно существовавшие крупные союзы племен в области первоначального расселения славян.