История внешней политики римского государства: некоторые данные

Согласно принятой традиции, Рим был основан в 753 г. до н. э. ("aburbe conditia" - считая со дня закладки города). Но как город в собственном понимании значения этого слова Рим не мог возникнуть ранее 575 г. до и. э. В течение многих столе­тий, считая от этого периода, Рим представлял собой всего лишь один из великого множества городов-государств, боро­вшихся за свое господство в центральной части Италии. И только в 275 г. до н. э., когда римлянам - за счет захвата основанных в южной части Италии гречесхими колонистами городов - удалось установить в лих свое господство, Рим из доминирующего в центральной части Италии города-госу­дарства превратился, наконец, в грозную военную силу, начавшую играть большую роль во всем районе Средиземно­морья. Развязав затем военные действия против своего соперника Карфагена, Рим в результате двух Пунических войн (1-я в 264-241 гг. и 2-я в 218-202 гг. до н. э.) захватил все побережье и островную зону центральной и западной акватории Средиземного моря, установив там свое владыче­ство. Таких же крупных успехов римляне добились и после того, как они устремили свои взоры на запад. Уже в 130 г. до н. э. государственные границы этого воинственного народа охватывали огромное пространство от Испании на западе до Малой Азии на востоке. Благодаря военному и администра­тивному таланту таких крупных полководцев и политиков, как Помпеи, Юлий Цезарь и Октавиан (позднее получивший титул Август - "достойный почитания"), теперь уже не про­сто государство, а Римская империя незадолго до нового летоисчисления стала владычицей всего Ближнего Востока, державшей в своих руках огромную территорию от верхнего течения Евфрата до Аравийской пустыни, Северную Африку и всю современную Европу к западу от Дуная и Рейна. Под владычеством Рима оказалась также и Англия, завоеванная Римом в период царствования императоров Клавдия (41-54 гг. н. э.) и Веспасиана (69-79 гг. н. э.). Владычество Рима в Англии распространилось до современных границ Шотлан­дии.

Октавиан Август (31 г. до н. э. - 14 г. н. э.), преследовав­ший далеко идущие цели, пытался вынести границы госу-

* Помпеи Великий И06-48 гг. до н. э.), Гай Юлий Цезарь (102/100-44 гг. до н. э.), Октавиан Август (63г. до н. э. - 14 г. н. э.) (прим. пер.).

дарства вплоть до берегов Эльбы. Если бы эта затея ему удалась, то в этом случае чисто с военной точки зрения у римлян в северо-восточной части оказались бы слабо защи­щенные границы. Граница по линии Рейн-Дунай как раз и была исключительно невыгодной по стратегическим сообра­жениям, поскольку требовала значительных военных ресур­сов для сохранения своей безопасности как вдоль Рейна, так и Луная, да и само взаимодействие по распределению этих ресурсов по Рейну и Дунаю могло бы вызвать дополни­тельные затруднения. Таким образом, попытка императора Августа в решении этого вопроса не удалась, и римляне дол­жны были удовольствоваться прокладкой военной границы в виде вала, проходившего вдоль Майна и затем в направ­лении к Дунаю западнее нынешнего города Регенсбург. Эта военная граница играла для римлян ту же роль, что и в свое время Великая китайская стена, т. е., другими словами, она служила для защиты пограничных областей от внезапных разбойничьих нападений варваров, для чего по всей линии границы была проложена дорога с построенными на ней сторожевыми башнями и врытыми в землю пограничными столбами, что обеспечивало большую надежность границы. Когда военная мощь Рима в III в. н. э. начала ослабевать, то вслед за этим сразу же четко обнаружилась реальная угроза, нависшая над хрупкими и слабозащищенными границами Рима, проходившими в северо-восточном направлении. Рим, добившийся своего наивысшего могущества как военная дер­жава, в этот период начал испытывать проявление первых признаков развивавшихся в нем процессов внутреннего раз­ложения, которые проявили себя прежде всего в явной невоз­можности обеспечить надежную военную защиту своих гра­ниц, проходивших по рекам Рейн и Дунай. Правда, Риму все-таки удалось еще раз насладиться взлетом своего былого могущества. Это произошло в период царствования импера­тора Диоклетиана (243-313/316 гг. н. э.), проведшего в 284-305 гг. н. э. серию реформ, позволивших сконцентрировать внутренние и внешние военные силы империи и несколько стабилизировать ее положение, однако этот период был слишком непродолжительным. Нападения извне, а также разразившаяся в империи борьба за обладание властью в конечном итоге привели к утрате значительных территорий империи. В 476 г. н. э. произошло крушение западной поло­вины империи, Западного Рима, который был образован при разделе империи в 395 г. н. э. Восточный Рим, наоборот, хотя и начал сдавать свои позиции, постепенно утрачивая одну область за другой, тем не менее, все же выстоял это лихо­летье и продержался вплоть до завоевания турками Константинополя в 1453 г.

Возникновение, упадок и гибель Римской империи пред­ставляют собой лишь одну из целой серии крупных комп­лексных проблем, связанных с историей Древнего мира. В

обзорной работе такого характера, как эта, более или менее подробное рассмотрение всех проблем просто не представ­ляется возможным. Однако при исследовании их с иторико-правовой точки зрения, как нам кажется, один фактор все же заслуживает того, чтобы обратить на него особое внимание. Речь идет, в частности, о факторе, который облегчил римля­нам проведение своей завоевательной политики, несколько позже явился мощной движущей силой в процессе формиро­вания римского права и нашел свое воплощение в страстном стремлении римского народа к миру. Еще до появления рим­лян на исторической арене в большинстве плотно засе­ленных районов Средиземноморья в течение многих сто­летий, если не сказать тысячелетий, прямо-таки царила ситуация, которую лучше всего можно было бы охарактери­зовать словами: война всех против всех; войны велись между городами, племенами и целыми народами. Все то, что созда­валось в этих ранних, но уже высокоразвитых культурах из поколения в поколение на протяжении многих веков беско­нечным трудом, все это разрушалось в беспрерывно разго­равшихся войнах, полыхавших на огромных пространствах, войнах, часто отличавшихся исключительной жестокостью и полнейшей бессмысленностью. Римская завоевательная политика, реализовавшаяся в войнах именно такого харак­тера поэтому и была в большинстве случаев успешной, а результаты этой политики всецело признавались римским народом, но ровно до тех пор, пока Рим мог гарантировать ему полную защиту от нападений извне. Так называемый "Римский мир" (Pax Romano), длившийся со времен правления императора Августа вплоть до императора Септимия Севера (193-211 гг. н. э.), был для народов Средиземноморья поис­тине золотым веком, принесшим им духовное обогащение и материальное благополучие. Особенно большое значение для единства римской и эллинистической культур, которое, в основном было отличительной чертой этого периода, имело то обстоятельство, что римляне с огромной пользой для себя восприняли интеллектуальные и эстетические идеалы эллинистической культуры. Влияние этой культуры на куль­турную жизнь римлян так или иначе проявлялось и раньше, а после завоевания Южной Италии и Сицилии римляне ока­зались в непосредственном контакте с самими носителями этой культуры и сразу же были покорены их творениями. Известнейший римский поэт Гораций в одном из своих писем к императору Августу выразил это следующими сло­вами, ставшими классическими: "Graecia capta fenim victorem cepit et artes/intulit agresti Latio" (Греция одержала победу над серой властью победителей и ввела свою культуру в крестьянские дома Латии). Как мы увидим позже, этот исторический процесс спустя 500 лет найдет свое адекватное проявление в другой ситуации, когда более высокоразвитая римская культура - в особенности правовая - окажет аналогичное

влияние на германцев, в свое время завладевших прежними провинциями Западного Рима.

История римского права античного периода исчисляется приблизительно одним тысячелетием, а если говорить точ­нее, то периодом между проявлениями еще на относительно ранней стадии существования Римской республики так назы­ваемых Законов двенадцати таблиц (451-450 гг. до н. э.) и кодификацией в 533-560 гг. до н. э. действовавших во вре­мена императорского господства положений законов и основ­ных положений, сформулированных видными правоведами, выполненной восточноримским императором Юстинианом (482 или 483-565 гг. до н. э.). Проведенная им кодификация коснулась всех правовых норм Римской империи, действовав­ших в ее пределах в течение всего этого продолжительного отрезка времени. Закон двенадцати таблиц дает нам четкое представление о том, каким именно образом в сущности не­большая крестьянская община, члены которой жили как в са­мом Риме, так и в его окрестностях, сумела превратиться в одну из сильнейших держав Древнего мира с хорошо разви­тыми торговлей, мореплаванием и мануфактурами, которые наряду с сельским хозяйством имели огромное значение во всех отраслях экономической жизни страны. Достаточно ска­зать, что уже в самом начале нашего летоисчисления Рим по числу жителей стал миллионным городом.

Высокий уровень развития правовой культуры Древнего Рима был достигнут им одновременно с обретением самой империей наивысшего военного и политического могущества. Мы не можем в связи с этим не сказать здесь о наиболее характерных для Римской империи этапах ее развития, состо­явших из трех основных периодов: 1 - предклассический пери­од, охватывавший время до 150 г. до н. э., 2 - классический, имевший место в отрезке времени с 150 г. до н. э. до 250 г. н. э. и, наконец, 3 - постклассический, начавший свое шествие с 250 г. н. э. Такая хронологическая классификация, разуме­ется, дает нам Лишь приблизительное представление о фак­тически существовавших временньйх границах или, скорее, о переходных периодах между различными эпохами с разными уровнями юридической техники.

Что касается римской государственной религии, то в своей основе она несла черты эллинистической и как таковая была тесно связана с мифологией Древней Греции хотя бы уже потому, что всему сонму имен греческих богов, перешед­ших в лоно римской мифологии, были присвоены имена чисто римского происхождения. Так, например, греческий бог Зевс у римлян превратился в Юпитера, греческая богиня Гера - в Юнону, Афродита стала Венерой и т. д. Что касается области политики, проводившейся римлянами по отношению

Официальное название Кодификации Юстиниана - Свод римского граждан­ского права (прим. ред.).

к покоренным ими народам, то здесь следует отметить, что они (римляне) в большинстве случаев проявляли к побеж­денным религиозную терпимость и не притесняли их каки­ми-либо запретами в отправлении религиозных культов, позволяя им свободно преклоняться перед своими богами, однако с определенной долей ограничения. Дело в том, что в восточных районах империи, где вопросы религии имели весьма важное политическое значение, все без исключения побежденные народы, начиная с периода правления Юлия Цезаря, должны были безоговорочно преклоняться перед императором Римской империи как перед богом. Это прекло­нение было возведено в статус государственной религии, начиная с конца III в. и. э. Однако следует все же отметить, что одновременно с этим римляне признавали множество других религиозных течений. Все изложенное выше имело свои последствия, которые вплоть до настоящего времени продолжают оказывать на людей свое влияние во многих районах Средиземноморья.

Теперь о евреях. Евреи не могли, да й не хотели подчи­няться влиянию римской государственной политики, кото­рую римляне проводили по отношению к ним в области рели­гии, хотя вопрос в данном случае и носил характер чисто формального подчинения такому влиянию. Евреи видели и помнили, как был разрушен и опустошен их Иерусалим, а сами они были подвергнуты преследованиям в собственной диаспоре.

Тем не менее христианство все же имело возможность насаждать свой культ без слишком серьезных преследований вплоть до IV в. и. э., когда оно обрело статус государственной религии. После этого христианская церковь стала придержи­ваться строгой, "железной" твердости в последовательном соблюдении своих религиозных догм. Особенно большое вли­яние в этом отношении сыграл Церковный Собор, состояв­шийся в Ницце в 325 г., на котором было провозглашено абсолютное признание афинско-азиатского учения и сурово осуждено арианское. Любое стремление к сохранению арианс-ких догм и даже хранение в доме арианских книг каралось смертной казнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: