И в различных видах практической деятельности

Программа

Учебно- методические материалы Учебник (содержание, вопросы) Учебник (содержание, вопросы) Учебник (содержание, вопросы)
Фонохрестоматия, нотная хрестоматия (академический музыкальный материал) Дневник музыкальных наблюдений (размышлений) (проблемно-творческие задания) Дневник музыкальных наблюдений (размышлений) (песенный материал и вопросы к нему), нотная хрестоматия (песенный материал)
Виды деятельности на уроке Слушание музыки Выполнение проблемно-творческих заданий Хоровое пение

I II III

Как видно из схемы:

1) основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки, II - выполнение проблемно-творческих заданий, III — хоровое пение;

2) организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического

комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений (размышлений), нотной хрестоматии для

учителя, музыкальной фонохрестоматии;

3) каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Особо отметим, что слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирования.) Ориентирами в выстраивании содержательного хода урока могут служить «Основные аспекты содержания», изложенные в методических рекомендациях, а также вопросы, данные в заключении каждого параграфа учебников и песенных разделов дневников.

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохрестоматии (в исполнении учителя) органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения, подробно разработанные в программе под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во многом определяется содержанием проблемных вопросов, приведенных в параграфах учебников. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно-интерпретаторскую деятельность

учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы.

Выполнение проблемно-творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома.

В классе ребятам предлагаются задания, не требующие сколько-нибудь продолжительных затрат во времени. Например:

— выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее для сочинения песни (5 класс. Раздел «Слово

и музыка»);

— определить по рисунку (репродукции) главные и второстепенные его элементы (5 класс. Раздел «Образы живописи в музыке);

— выделить в стихотворении различные содержательные пласты (6 класс. Раздел «Полифония»);

— определить контраст «динамического звучания» двух стихотворений (6 класс. Раздел «Динамика)

и т. д.

Кроме подобных заданий, выполняемых школьниками на уроке, в дневнике приводятся также проверочные задания-тесты, направленные на диагностику усвоенного материала.

В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы. Этому способствуют скоординированные проблемные вопросы, представленные в учебниках и песенных разделах дневников.

Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром.

Естественные процессы возрастания познавательной активности учащихся 5—8 классов обусловили

новый уровень проблематизации программного содержания. Понятие проблема рассматривается как задача, а порой даже трудность, возникающая в ходе изучения того или иного музыкального явления.

Многие творчески работающие учителя нередко применяют в педагогической практике проблемные ситуации, целью которых является активизация развития познавательных и творческих способностей школьников.

В нашей программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель — ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.

Среди наиболее часто используемых авторами методических приемов создания проблемных ситуаций укажем следующие.

В учебниках:

— изложение неоднозначных (порой противоречивых) точек зрения при рассмотрении каких-либо явлений с целью предложить учащимся самим найти верные ответы (заключительные параграфы в 5, 6, 7, 8 классах; трактовка понятия современность в теме 8 класса «Как мы понимаем современность»);

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос (5 класс. Тема «Музыка рассказывает обо всем»: приведение различных точек зрения по поводу различных способов изучения музыки;

7 класс. Тема «Драматические образы в музыке»: различная трактовка образа Лесного царя у И. В. Гёте и В. Жуковского и ее преломление в музыке Ф. Шуберта);

— постановка конкретных вопросов:

на обобщение (5 класс. Тема «Искусства различны, тема едина». Вопрос: «Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, приведенные в параграфе?»);

на конкретизацию (6 класс. Тема «Тонкая палитра оттенков». Вопрос: «Как динамические оттенки проявляют себя в «Пробуждении птиц» О. Мессиана?»);

на логику рассуждения (5 класс. Тема «Искусство открывает мир». Вопрос: «Почему возможно говорить о реальности духа?» — соотнесение понятий материальная реальность и духовная реальность);

— побуждение школьников использовать метод сравнения (6 класс. Тема «Музыка объединяет людей». Вопрос: «Как ты видишь силу музыки в двух разных произведениях — Симфонии М 9 Л. Бетховена и ноктюрне «Сирены» К. Дебюсси?»).

В дневниках: постановка проблемных заданий с недостаточными или избыточными исходными данными, а также с заведомо допущенными ошибками (проверочные тестовые задания в 5, 6, 7 классах).

Указанные методические приемы отражают лишь некоторые аспекты создания проблемных ситуаций на уроке. Личностный подход и мастерство учителя, способные активизировать познавательно-творческую деятельность учащихся, послужат залогом успеха в реализации проблемного обучения на уроках музыки.

Своеобразную часть программы представляет значительно обновленный музыкальный материал. Это наблюдается в каждом классе, однако наиболее очевидно — в восьмом, в рамках темы «Традиция и современность в музыке».

Введены ранее не звучавшие на уроках произведения П. Чайковского, И. Стравинского, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, А. Шнитке, А. Эшпая, Р. Щедрина; В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, Г. Малера, К. Дебюсси, А. Онеггера, О. Мессиана. В 8 классе предлагаются духовные музыкальные сочинения русских композиторов — М. Глинки, А. Лядова, П. Чайковского.

С учетом слушательского восприятия учащихся основной школы продолжительность музыкальных фрагментов в фонохрестоматии составляет от двух до пяти минут в 5 и 6 классах; до восьми-девяти минут — в 7 и 8 классах.

В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров

инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен.

Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников.

Критериями отбора академических произведений стали яркая образность музыкальных фрагментов, их интонационная выразительность, наличие контраста (конфликта) в развитии образных сфер.

Песенный репертуар составлялся с учетом его эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности. Объем песенного материала представлен в расширенном варианте, что позволит учителю применять вариативный подход к его использованию.

Большинство песен представлено в одноголосии, доступном для исполнения всем учащимся независимо от возраста. Двухголосие, а также некоторые примеры канонов возможно применять в практической деятельности при условии планомерной и регулярной вокально-хоровой работы, начатой в 1—4 классах. Единичные песенные произведения с использованием элементов трехголосия не являются обязательными для изучения. Право выбора в отношении изучения трехголосных произведений полностью остается за учителем.

Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебников. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры учащихся.

За время обучения в 5 - 8 классах учащиеся изучают:

— наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально-изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трехчастную, рондо, вариации, сонатную);

— средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).

Так же как и в программе для начальной школы, в помощь учителю авторы излагают содержание программы с учетом поурочно-тематического планирования. Допускаются вариативные изменения при составлении учителями собственных поурочных планов; вариативность возможна и в использовании музыкального материала. Однако при этом необходимо соблюдать условие: любое изменение должно быть органичным, не нарушающим содержательной концепции курса программы.

Содержание программы и примерное поурочно-тематическое планирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: