Глава 1. 1 С немусульманского населения взимался другой, подушный налог-джизья, который просуществовал до конца XVIII в

1 С немусульманского населения взимался другой, подушный налог-джизья, который просуществовал до конца XVIII в., слившись с поземельным налогом — хараджем.

2 Дословно — "обычные налоги", т. е. взимаемые по обычаю. Термин "орф" ("обычай", "правило") применялся в тех случаях, когда распоряжения правителя дополняли положения писаных законов (см.: Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. 1. с. 761).

3 О злоупотреблениях при сборе чрезвычайных налогов в середине XVII в. см.: Тверитинова А. С. Второй трактат Кочибея, с. 244-245. Главный из четырех "классических" чрезвычайных налогов- авариз — взимался деньгами. Остальные — сюрсат, нюзюль и иштира — были натуральными поставками войскам во время похода и на стоянках. Специальные чиновники должны были частично выплачивать налогоплательщикам за эти поставки деньги, частично выдавать расписки (векселя). На деле же население не получало никакого возмещения (см., например: Pakalm M. Z. Osmanh tarih deyimleri... Fasc. XXI, с. 300).

4 О попытках преждевременной коммутации земельной ренты см.: Мейер М. С. Влияние "революции цен"..., с. 102-107.

5 Дословно — "тяжелые", "трудные" налоги.

6 Ulufayagatay M. 18 ve 19 yfizyillarda Saruhan'da.., с. 36-37. О незаконности этих поборов говорят сами их названия: селямие (т. е. налог "с гостеприимства"'), нал баха ("на подковы"), кафтан баха ("на кафтан"), чубук акчеси ("на трубку") и т. д.

7 Хиляф-и шер ве канун — "противные шариату и закону".

8 Т. е. "помощь мирного времени".

9 Аяние — "аянский" налог; аянлык джаизеси — "подношение аянам"; хардж-и имза — "издержки на подпись"; дефтер акчеси — плата за занесение в книгу записей.

10 Avdo Suceska. Promjene u sistemu izvanrednog..., c. 111.

11 Gibb H. A. R. and Bowen H. Islamic Society and the West. Pt I.e. 256.

12 Uzunfftrstli I. H. Ayan, c. 41; Fekete L. Die Siyaqat-Schrift..., c. 84.

13 Подробнее о его деятельности см. гл. II.

14 Dimitrof Sir. A. Les timars et le "Nizam-i Cedid" selon le defter des affermages des fiefs en 1804 et 1805.- Mutafdeva V. P. Dimitrof Sir. A. Sur 1'Etat du Systeme..., c. 33. o

15 Цветкова Б. К исследованию аграрных отношений в Османской империи..., с. 428.

16 Yucel Y. Osmanh imparaforlugtmda desantralizasyona dair ge-nel gozlemeler, c. 683.

17 Aktepe M. Patrona isyani..., c. 4.

18 Uzutifftrsih I. H. Osmanh tarihi, В 1, с. 6.

19 Ozkaya Y. XVIII yuzyilda..., c. 454.

20 Avdo Suceska. Promjene u sistemu izvanrednog.., c. 111.

21 Мейер М. С. Народные выступления..., с. 10.

22 Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар, с. 40.

23 Тодоров Н. Балканский город..., с. 12.

24 Bayer C. Guilds in Middle Eastern History, с. 24.

25 Тодоров Н. Балканский город..., с. 126; Мейер М. С. Народные выступления..., с. 7.

26 Производство фаянса получило некоторое развитие в "Эпоху тюльпанов" (1718-1730) в связи с оживлением строительства (Uzun-f.arsih I. H. Osmanh tarihi. В. 1, с. 157-158).

27 [Толстой П. А.]. Состояние народа турецкого..., с. 215.

28 Новичев А. Д.-История Турции, с. 215. О подобных фактах сообщают и другие авторы. Например, в статье Траяна Стояновича (Stoianovich T. Material Foundations of Preindustrial Civilization in

the Balcans, с. 222) приводятся такие данные: доходы от рудников в Османской империи в 1545 г. составляли 600 тыс. дукатов, в 1590 г.-500 тыс, а в начале XVIII в.-только 100 тыс. дукатов.

29 Мейер М. С. Народные выступления в городах, с. 10

30 Подробно об этом восстании см.: Мейер М. С. Восстание городских низов Стамбула.., с. 77-89.

31 Мутафчиева В. П. К вопросу об упадке спахийства..., с. 434.

32 Мутафчиева В. П. Проверочные списки..., с. 213.

33 Тверитинова А. С. Восстание Кара Языджи — Дели Хасана в Турции, с. 52.

34 D'Ohsson М. Tableau general de 1'Empire Ottoman, t. Ill, с 414.

35 [Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с. 71. Английский писатель и путешественник А. Хилл (1685-1750) приводит следующие данные: всего в империи было 3504 займа и 51 579 тимариотов (Hill A. A Full and Just Account..., с. 25). Эти цифры относятся, возможно, к более раннему времени. (Напомним, что каждый заим был обязан выставить от 4 до 19, а тимариот — от 1 до 4 вооруженных воинов.)

36 Mehmed Pacha, Sari. Ottoman Statecraft., с. 44.

37 Другую часть войска капыкулу составляла сипахийская конница на жалованье, сведенная в шесть полков. Этот род войск находился в начале XVIII в. в упадке: "...в прошлые времена сие войско и многочисленно и работорственно, а ныне пришло в великую скудость" ([Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с 70).

38 Так назывались антифеодальные восстания крестьян на рубеже XVI-XVII вв.

39 Исключение составляла Босния, где в корпус набирались дети из мусульманских семей (боснийцы были обращены в ислам).- Inalcik H. The Ottoman Empire, с. 78.

40 Wright W L. Ottoman Statecraft, c. 39.

41 Смирнов В. Д. Кучибей Гёмюрджинский..., с. 133.

42 Mordtmann I H. Devshirme, с. 978.

43 Djevad Bey A. Etat Militaire Ottoman.., с. 251-253.

44 Марсильи Л. Военное состояние Оттоманской империи..., с. 21.

45 Inalcik H. The Ottoman Empire, с 48.

46 Марсильи Л. Военное состояние Оттоманской империи..., с. 70.

47 Wright W. L. Ottoman Statecraft, с. 103-104.

48 {Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с. 67.

49 Lewis В. The Emergence of Modern Turkey, с. 48. Существовавшая в Галате еще в XVI в. (1577-1580) астрономическая обсерватория Мехмеда Такаютдина была разрушена янычарами по указанию шейхульислама. В качестве предлога была использована.. эпидемия чумы (Inalcik H. The Ottoman Empire, с. 179).

50 Марсильи Л. Военное состояние Оттоманской империи..., с. 21.

51 Одно из значений слова "нефир" -o "вступающая в битву группа людей" (см.: Pakaltn М. Z. Osmanh tarih deyimleri... Fasc XVI, с. 672); "ам" — "всеобщий", "народный" — имеется в виду "простой" народ (см.: Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. 1, с. 758).

52 Толстой П. А.] Состояние народа турецкого., с. 64.

53 Поскольку собственность вакфов была сравнительно защищенной, этим пользовались ростовщики, которые выступали не столько держателями зеаметов и хассов, сколько управляющими вакфов. По этой причине вакфы начиная с XVI в. стали играть роль кредитных учреждений (Cvetkova В. A. Le capital commercial..., с. 45).

54 Gibb H. А К. and Bowen H. Islamic Society and the West Pt 2, c. 174.

55 Wright W. L. Ottoman Statecraft, c. 90-91 (свидетельство дефтердара Сары Мехмед-паши).

56 [Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с. 66.

57 Sicard P. Discours sur 1'Egypte, c. 97-98.

58 Эшрафы — в данном случае аяны из числа представителей духовенства.

59 Ydcel У. Osmanh imparatorlugunda desantralizasycm, с. 658-687.

60 АВПР, 1729, д. 8, л. 195. Во время войны с Венецией (1714- 1718) эти страны предоставили Порте 16 кораблей.- Там же.

61 [Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с. 114.

62 Hourani A. The Changing Face..., c. 96.

63 АВПР, 1726, д. 6, л. 623.

64 Там же.

65 Hourani A. The Changing Face..., c. 95.

66 Маликяне-и дивани ("государственное поместье") -так назывались земельные пожалования с практически полным налоговым иммунитетом, представлявшиеся членам османской династии. Арпалык (буквально "на ячмень") — земельное пожалование с частичным налоговым иммунитетом, предоставлявшееся в качестве пенсии крупным гражданским или духовным чиновникам при их отставке.

67 Смилянская И. Н. Структура и эволюция господствующего класса Ближнего Востока..., с. 77.

68 Имеется в виду их положение в обществе. Для лиц, принадлежащих к классу феодалов (как мусульман, так и немусульман), существовал термин "берайя" (см.: Новичев А. Д. Аграрные отношения и положение крестьян в Османской империи..., с. 73-74).

69 Гасратян М. А., Орешкова С. Ф. Петросян Ю. А. Очерки истории Турции, с. 63.

70 Орешкова С. Ф. Некоторые проблемы эволюции феодального землевладения в Османской империи..., с. 143.

71 Мейер М. С. К. вопросу об изменениях в структуре..., с. 59.

72 Даже в XIX в., считает И. М. Смилянская, "внутри господствующего класса стран Ближнего Востока не произошло глубокого размежевания помещичье-землевладельческих и предпринимательских групп. Социальное и политическое напряжение возникало между религиозными общинами, поскольку верхушка немусульманских общин не имела доступа к некоторым видам собственности. Но соперничество сохранило религиозно-этническую окраску" (Смилянская И. М. Структура и эволюция господствующего класса Ближнего Востока с. 79).

73 Itzkowitz N. Eighteenth Century Ottoman Realities, с. 87. Ицкович считает, что эта группа (efendis turned Pasas) играла важную роль в реформаторском движении XIX в, и поэтому ее изучение заслуживает особого внимания.

74 Shaw S. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey, c. 280 и далее.

75 Так, сыновья мамлюков и военно-служилой знати (в Египте) могли рассчитывать самое большее на службу в качестве рядовых сипахи. Поэтому в большинстве случаев они покидали военную службу и стремились к духовной или чиновничьей карьере (Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма' с. 65-66).

76 В турецкой официальной истории "Тарих" 1683 год назван рубежом перехода от "эпохи остановки> (теваккуф деври) к "эпохе отступления" (риджат деври).-Tarih, с. 253. В известной книге немецкого историка К. фон Сакса приводилась такая периодизация: 1683-1699/1700 гг.-упадок внешней силы; 1700-1737 гг, (до Не-мировского конгресса) — шаткое положение во внутренних и внешних делах (Sax С. R. Geschichte des Machtverfalls der Tflrkei..., с. 77-94).

77 В советской литературе иногда годом образования Лиги указывается 1686-й--после вступления в нее России.

78 К Священной лиге присоединились также Мальта и курфюрст бранденбургский.

79 Чочиев В. Г. Международные отношения Ближнего Востока..., с. 44.

80 Напомним, что афганские племена гильзаев придерживались, как и турки, суннизма в отличие от шиитов-иранцев. Из турецкой армии тысячи солдат перебежали к "единоверному" Ашрафу (Hek-mat M.-A. Essai sur 1'histoire..., с. 179).

81 [Рико]. Монархия Турецкая, описанная через Рикота..., с. 3. Одной из причин, по которой османы не вводили книгопечатание, по мнению Рико, было опасение, что это изобретение могло бы распространить в народе "тонкость знания", которая не согласуется должным образом с "жестокостью их правления" (там же, с. 43).

82 Там же, с. 4. Автор отмечал, что авторитет шейхульислама не нарушал единовластия султана: "Я видел многих муфтиев, отставленных от их чина за противность его (султана) намерению, поставляя скоро иных на их место, которые лучше его изволению согласовали" (там же, с. 6).

83 X. Иналджик настаивает на дате 1569 г. (Inalcik H. Imtiyazat, с. 1213; он же. The Turkish Impact on the Development of Modern Europe, c. 56).

84 По свидетельству Турнефора, купцов из Франции называли на Леванте по-итальянски "merkanti di baretti", т. е. "торговцы шапками", поскольку долгое время головные уборы были самым заметным товаром французского экспорта (Tournefort J. P. Relation d'un voyage du Levant... Т. Ill, с. 373).

85 В 1673 г. Франция добилась возобновления капитуляций и снижения таможенных пошлин с 5 до 3%, как платили англичане и голландцы.

86 Masson P. Histoire du commerce franjais dans le Levant.., c. 476-477.

87 Dictionnaire universel du commerce, c. 997.

88 [Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с. 125; KU-rat А. N. XVIII yuzyil ba§i..., с. 259.

89 Carriere Ch. Negotiants marseillais.,., c. 58.

90 Davis R. English Imports from the Middle East, c. 204.

91 Issawi Ch. The Ottoman Empire in the European Economy..., c. 114.

92 Осуществлялась Левантийской торговой компанией, созданной в 1583 г. Свободная торговля с Левантом английским купцам была разрешена в 1754 г.

93 Davis R. English Imports from the Middle East, c. 193-194.

94 Английские ткани дали название многим другим, продававшимся на Леванте. Так, голландские и французские сукна назывались, как и английские, "лондринами" (от фр. Londres — Лондон). Французские промышленники сумели хорошо приспособиться к турецкому рынку: их ткани были тоньше, легче, яркой расцветки, но, главное,- более дешевыми, чем английские (близость их портов позволяла французским купцам совершать по три рейса в год на Лебайт, в то время как английские — только одни; кроме того, в распоряжении французских мануфактур была дешевая испанская шерсть). Тем не менее английское сукно сохраняло свою высокую репутацию.

95 Цифровые данные см.: Wood A. S. A History of the Levant Company, с. 120, 140.

96 П. А. Толстой отмечал уважение, с которым турки относились к голландским купцам: "И глаголют о них турки, что голанцы люди тихи, не имеют с ними сваров, так же и разбойников морских не имеют, суть купцы, от которых приходит пожиток, того ради турки их любят, и не было у них послов никогда в презрении" ({Толстой П. А.] Состояние народа турецкого..., с. 122). О торговле Нидерландов на Леванте см.: Grenvule Н. Observations sur 1'etat actuel de 1'Empire Ottoman, c. 64.

97 Ястржембский В. О капитуляциях в Оттоманской империи, с. 155.

98 Sheet H. Preussens Diplomatic in der Turkei.., с. 6.

99 Семенов Л. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленносш..., с. 33-35.

100 Eton W. Tableau historique.., с. 295-296.

101 Наиболее успешно торговали на внешнем рынке греки.

I; Во второй половине XVIII в. у них имелись торговые колонии в Ве-I неции, Ливорно, Амстердаме, Петербурге и других городах.- D'Ohs-р son. Tableau general de 1'Empire Ottoman. T. II, c. 166. Турнефор I сообщал, что армянские купцы доставляли шелк, закупленный ими I в Иране, в Ливорно, регулярно совершали торговые рейсы в Марсель и другие города Европы (Tournefort J. P. Relation d'un voyage I du Levant..., c. 252). О торговле сербских купцов см.: Достян И. С. \ Борьба сербского народа против турецкого ига..., с. 103. I 102 Dogu?., Rhodes R. I. The Impact of the World Capitalist System on Ottoman Society, c. 86.

103 D'Ohsson M. Tableau general de 1'Empire Ottoman. T. II, c. 166.

104 Inalcik H. The Turkish Impact on the Development of Modern I Europe, c. 57.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: