О вине и от нее произведенных действиях, что у философов еффектом называют
§ 100.
Рассуждая то, что мы повсечастно видим всех частей перемену и вещей начало, подает нам случай иметь понятие и о том, что значит вина, и что от нее произведение или еффект? Вина называется все то, что из себя другое нечто производит, а произведение,или еффект, то, что от вины произведено бывает. Существо, свойства и вообще, что не может называться ничто, или имеет свое начало, или безначально. Сие, что не имеет своего начала произошло или само от себя, или от другого. Но что сие есть быть произведену от другого? Есть то, когда вещь одна должна начало свое другой вещи, так что, ежели бы первая не была, то бы и другая не показалась на свете и не имела бы своего пребывания. Почему заключить надобно, что все то, что произведено от другого, имеет свое начало. И так поступая дале от небытия к бытию, наконец дойдем до такой вещи, которая быть должна вина первая всем другим в свете вещам, ибо что не имеет своего начала, то пребывает само через себя. И как все вещи, которые имеют свое начало были прежде ничто, то такая, которая безначальна и пребывания своего вину в себе самой заключает, есть весьма иного совершенства. Произведенные вещи могут быть и могли прежде не быть, но вещь по безначалию своему и столь великому совершенству, что она всех в свете других вещей виною, никогда не быть не могла. Чего ради то, что прежде не быть не могло, и впредь не быть не может, и об ней единой сказать можно, что она для того есть, что не быть не может. Предложение первое было так сказано, что все, что не имеет своего начала, есть само собою вина своему пребыванию. Сие самое и потому справедливо, что хотя бы и на другую сторону переворотя сказать, то разуметь то же должно, например, все, что само собою есть вина своему пребыванию, то начала своего не имеет, так как всякое животное дышит – правда, все, что дышит, то животное есть, правда ж. Но есть такие предложения, которые в противную сторону фальшивы. Например, все, что на четырех ногах ходит – то животное, но вопреки, все, что животное – то на четырех ногах ходит, сказать не можно. После таких твердых и непреоборимых винословий или аргументаций безспоримое следует заключение, что вещь, которая сама в себе вину своего пребывания имеет, не может иметь начала. Ибо, ежели она сама причиною или виною своему началу, то она же и прежде уже пребывала и действовала. Ничто не может действовать прежде, нежели оно есть, следовательно вещь безначальная не имеет вины своему пребыванию вне себя, но внутрь. Так как ничто не может никогда виною быть никакому произведению или еффекту, по тех пор, пока сие ничто будет, что ни есть.
|
|
§ 101.
|
|
Положив твердое основание первой вины весь мир производящей, видим, что все видимое и невидимое иметь должно свое начало, и все, что имеет начало, должно зачатием своим чему ни есть внешнему от себя. Господа разных сект и систем метафизики, дают разнообразные виды и разделения винам, однако ж мое не то намерение, что б в подробности их вступать, но показать только то, что нужно рассудилось к познанию генеральному философии. Итак, предлагаю такие только разделения, которые бы довольны к решению нужных вопросов. Все вещи, которые начало свое имеют от других, не происходят всегда непосредственно, но часто одна от другой происходят через посредство многих других. Так, например, человек человека живота лишил. Сие подлинно, что один есть вина смерти другого, однако ж надобно что б смерть одному случилась от другого через посредство или какого орудия, или иного какого способа. Чего ради по необходимости я делаю винам два разделения. Одну называю прямо и просто виною, а другую посредством, хотя сии два понятия так между собою соединены, что одно без другого в своей силе остаться не может. Например, ежели человек человека застрелил, то один другого смерти прямая вина, но с посредством или фузеи[8] или пистолета, или подобного чего. Так, слово в слово во всех вещах делается, что ничто без вины и посредства статься не может, и то самое, что мы называем азардом, удачею, слепым случаем или не нарочитостью, всегда свою праведную вину имеет, только временем от нашего понятия закрытую. Ибо слово сие, азард, по моему мнению, разума философского нисколько не имеет. Оно нам только служит на закрытие нашего незнания. Когда мы не умеем прямой сыскать вины какой-либо вещи, то обыкновенно ссылаемся на азард, или на ненарочность. Итак, всякая вещь свою вину имеет таким образом, что всегда к тому соединение посредством надобно, без которых вина в соей силе виною быть не может. У весков, например, когда одна чашка опускается, то в то же самое время другая поднимается. И так можно бы тотчас заключить, что одной чашки опускание есть виною другой чашки поднятию. Однако ж по правилам равновесия, сия вина не довольна собой к поднятию другой чашки, да надобно что б на чашке, которая книзу идет, был положен вес или тяжесть какая, которая в весках равновесие отнимает. Чего ради видим, что неопускание одной поднятию другой виною, да тяжесть та, которая чашку влечет книзу. От сего рассудить можно, как посредство к вине нужно. Отними посредство, отнимешь вину, которая действо производит. Сим способом поступая дале всегда найдем вины вину, и найдем, что одна вина виною другой вине, а та вина виною другому произведению. Между учеными людьми примеры для ясности употребляются таким образом. А вина есть к В. В, таким же образом виною может быть к С. Когда я кладу, что А производит по необходимости литеру в, а В необходимо производит литеру С, то потому следует, что А необходимо производит литеру С и так дале. То же самое есть, когда человек в другого чем стреляет. Зашибет пуля, а не человек, а однако ж человеку убийство приписывать надобно. Он тому причиною, что пуля силу приняла полететь. А пуля причиною, что человек умер. Да и все сии вины или причины можно еще на бесчисленные делить. А однако ж разуметь и говорить надобно, что человек убийству причиною. Надобно только при сем нам случае Бога и закон его познавшим, сие за правило себе принять, что от вины к вине не можно поступать бесконечно. Метафизики бесконечием называют, когда от вины поступать к произведению, а от произведения так как от новой вины к новому произведению и так без конца, и вопреки от произведения к вине и от той вины так как от прежнего произведения к третьей вине и так без начала. Но физики то только бесконечным называют, что ни прибавиться не убавиться не может. Ибо как скоро что прибавиться может, то уже не стало у них без конца, да знатно, что ему конец был. Однако ж, ежели надобно прийти к такому концу или началу, что или то первая вина или последнее произведение, то напоследок всегда обращаемся туда, откуда начало свое имеем. Вся натура начало свое имеет от первой вины, то есть от Бога. Потому и обращаться должна к Богу, поелику она удостоена быть может. На всякую вещь, когда мы посмотрим, в какой бы то момент ни было, всегда ее находим такову, каковой ей от Бога быть определил. Ежели же она переменилась или отменилась, то уже она больше не та. Но первая самая вина, которая есть начало всем произведениям, должна быть такого сложения, которая ни от чего другого не происходит, ибо как скоро она есть другой какой вины произведение, то и совершенство от нее отнимается, следовательно ни прибавиться ни убавиться сама в себе не может. Когда какая вещь переменяется, то в ней одно нечто пропадает, а другое на то место прирастает. Но совершенство первой вины по разуму быть должно. Итак, что есть, то не быть не может. Следовательно то, что есть в совершенстве первой вины, то таково есть без начала, то таково и без конца быть должно. Сие есть следствие бесспоримое того правила, о котором я упомянул выше. Итак, вина первая есть предвечная и вечная, происходящие же от оной вины произведения по взаимности своей суть временные, потому что все они перемене подвержены. А все, что переменяется, то имеет начало. Все, что имеет начало, то иметь должно и конец и потому временное. Сие все то, что касается до генерального рассуждения о вине и произведении ее. Много бы можно о сем изъяснений дать, но сего учинить было невозможно, не употребив многих разделений, которые обыкновенно к школам одним принадлежат. Отчего бы больше трудности, нежели изъяснения подать я мог.
|
|
§ 102.
Теперь видим, каким образом можно рассуждать о вещах генерально не прикасаясь их самих материи. Можно бы вступить в дальние подробности метафизические, однако ж к нашей нужде и того довольно, когда мы рассудили вообще, что значит бытие и существо всякой вещи, что значит существо и его свойства. Что разуметь надобно через взаимность или соответствие вещей и понятий, где изъяснено и о том, что мы понимаем под словом ничто. Таким же образом возможное и невозможное, нужное и случайное по возможности истолковано. Из чего последовало, что б изъяснить о продолжении пребывания вещей и о времени, рассуждая потом силу слова то же, или тожество. Напоследок о вине и ее произведениях или еффектах. Все сии рассуждения суть внешние души нашей мысли, в которых мы силой душевной упражняемся. Во второй книге приступим до сил внутренних души нашей, которой мы о всем внешнем рассуждали, и посмотрим какие и каким образом операции или действия в ней самой отправляются. Равномерно как и художник должен всегда силу и качество своих инструментов знать, а после ими работать, так мы, показав внешние души нашей помышления, в следующей книге покажем силы ее и приступим от того к правилам винословия или аргументации, которые называются логика.
|
|
Конец первой книги[9].