Т. В. Артемьева

Григорий Николаевич Теплов (1717–1779), как и все заметные фигуры Века Просвещения, соединял в себе качества государственного деятеля, философа, музыканта, моралиста, экономиста. Энциклопедичности интересов соответствовала и сложная “ломоносовская” судьба, если можно использовать в каче­стве нарицательного имя человека, не питавшего к Теплову особенно тёплых чувств. Теплов прошел путь от сына истопника до сенатора, советника Академической канцелярии. Первоначальное образование получил в школе, учрежденной Феофаном Прокоповичем, после че­го был послан им в Германию. Продолжил свое образование в Ака­демическом университете Петербургской Академии наук. В Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук хранит­ся его студенческое сочинение по естественным наукам, относящееся к 1741 г. В 1742 г. в объявлении о публичных лекциях Академии наук значилось: “Григорий Теплов, адъюнкт Академии, философию практическую Волфу, порядком Тиммиговым толковать публично будет”[10].

В 1743 г. адъюнкт Г.Н.Теплов был отправлен в Тюбинген и Па­риж для “усовершенствования в науках”[11]. Именным указом ему было велено “для дальнейшего и совершенного обучения и усмотре­ния в чужестранных академиях наилучших порядков и учреждений отправится в Вюртембергское королевство в город Тубинг, а оттуда в Париж, дабы возвратясь после четырех или пяти лет, достойным профессором быть”[12]. В “чужие края” Теплов поехал не просто как “стажер”, но в качестве воспитателя младшего брата всесильного фаворита графа А.Г.Разумовского Кирилла Григорьевича. В 1746 г. подопечный Теплова был назначен президентом Академии наук, а Теплов – его помощником, что дало ему «безграничную», как писали современники и позднейшие исследователи, власть в Академии. Как академический администратор, Теплов не оставил после себя доброй памяти. Практически во всех биографиях отмеча­ется его “деспотизм”, “безнравственность”, “партийность”, “при­страстность” и т.д. В академической расстановке исторических фи­гур на шахматной доске он играл роль своеобразного “черного фер­зя”. Однако не следует забывать, что цвет шахматных фигур явля­ется весьма условным и решается жребием. Настойчивость негатив­ной оценки Теплова и постоянное противопоставление ему в качестве “белых фигур” Миллера, Ломоносова, Тредиаковского вызывает некоторую настороженность. Не может ли быть такого, что эта фи­гура намеренно затемнялась исследователями, лепившими “светлые образы” национальных героев? Не связана ли эта оценка с социаль­ной ролью Теплова как крупного администратора в академической системе и с традиционным “российским” негативным отношением к любой администрации? Действительно, место “чиновника среди ученых” не очень выигрышно и обрекает персонажа, занимающего это положение, на роль “пятого колеса” в хорошо отлаженной теле­ге российской академической системы, триумфально продвигающей­ся по традиционному бездорожью. Образ Теплова как невежествен­ного бюрократа плохо вписывается даже в контекст традиционных биографий. Добросовестно приведенный список его научных работ, куда входят сочинения по философии, музыке, медицине, экономи­ке, ветеринарии, показывает, что он был не только администратором, принимавшим «политические» решения, но и таким же энциклопе­дически образованным, талантливым и творческим человеком, как и прославленные академики. “Познания и занятия Теплова были весьма разнородны, – пишет М. Н. Лонгинов. – Он много зани­мался, например музыкой, а так же домоводством, строительством, садоводством и лесным хозяйством в превосходном и большом име­нии своем селе Молдовом, Орловской губернии, Карачаевского уез­да, где цел доныне огромный каменный дом с обширными служба­ми, садом, превосходными фамильными портретами, старинной ут­варью, большим архивом и библиотекою, достойною просвещенного человека той эпохи”[13]. Он был почетным членом Императорской Академии наук и Академии художеств, почетным членом Мадрид­ской академии, действительным членом Вольного экономического общества, некоторое время преподавал наследнику Павлу Петровичу «политические науки».

Многообразные таланты Теплова, были замечены «сильными ми­ра». Он оказался чрезвычайно важной фигурой во время государст­венного переворота и воцарения Екатерины II. Теплов составил са­мые главные документы: «Все важнейшие акты, изданные в первые дни царствования Екатерины II, принадлежат перу Теплова: в самый день переворота он составил – и, пожалуй, он один только и мог составить в течение какого-нибудь получаса – манифест о восшест­вии и формулу присяги, и ему же принадлежит составление текста отречения Петра от престола, – акты, в которых каждое слово должно быть обдумано и взвешено. И если в них оказались недоче­ты и неясности, то нужно удивляться не этому, а тому, что они дос­таточно удовлетворительны, ибо их Теплову приходилось писать чуть ли не стоя, составлять наспех, почти экспромтом»[14]. Вместе с А. Г. Орловым он находился в Ропшинском дворце 6 июля 1762 г. в тот час, когда умер Петр III.

Интересно, что у Теплова служил секретарем Ф.В.Ушаков, которого Екатерина II называла его «вскормленником»[15]. Это был тот самый Федор Ушаков, который учился в Лейпциге вместе с А.Н.Радищевым и удостоился чести быть героем философского «жития». Радищев отмечает, что именно «успехи Федора Василье­вича в науках побудили тогда тайного советника Теплова взять его к себе в должность секретаря, с чином титулярного советника»[16].

Однако по-настоящему Теплов-ученый, Теплов-философ, автор крупной философской работы остался невыявленным, невостребо­ванным, неоцененным. Вместе с тем, его сочинение «Знания, ка­сающиеся вообще до философии для пользы тех, которые о сей ма­терии чужестранных книг читать не могут» (1751), начинает собой не только вторую половину века, но и новую эпоху в российском философствовании, отмеченную более трактатно ориентированным типом сочинений, обращением к специфической философской тер­минологии, стремлением к системности и аналитичности, словом, к тому, что составляло неотъемлемые признаки классического ме­тафизического текста.

В 1750 г. книгу Теплова рекомендовал к напечатанию М. В. Ло­моносов. Он писал в рапорте Канцелярии Академии наук: «Фило­софские учения в ней предлагаются понятным образом для всякого и весьма полезна будет российским читателям, которые, не зная иностранных языков, хотят иметь понятие или знание о философии вообще, во всех ее частях, и для того за благо рассуждаю, чтобы она была напечатана»[17].

Вероятно, увлечение Теплова философией Хр. Вольфа началось в Германии. В своих философских работах он продолжает и разви­вает идеи последнего, прежде всего, воззрения на принципы построения философской системы и разделения различных сфер зна­ния на обособленные области с целью их лучшего познания.

Теплов полагает, что философия дает общее представление о ми­ре, изучение ее необходимо для того, чтобы предохранить свой ра­зум от возможных заблуждений. Изучение философии «человека делает Богу угодным, Монарху своему верным и услужным, а ближнему в сообщество надобным»[18]. Он пишет не учебник, но по­пулярную книгу по философии, дающую не только общие представ­ления об этой науке, но помогающую сформировать мировоззренче­ские установки. «Мог я перевести какую ни есть Философскую сис­тему лучшего автора, – пишет Теплов, – но мне показалось дело невозможное, чтоб все методы, сколько я их знаю, на латинском и французском языке изданные в свете, могли служить к моему осо­бенному намерению, которое я предприял. Словом сказать, мой не тот конец, чтоб сия книга сочинена была для школы, по которой молодым людям учиться: но для тех, которые общее познание хотят иметь о науке философской, хотя притом никаких наук не учились и учиться не намерены»[19]. Теплов практически отказывается от про­фессионального языка, оговаривая употребление даже тех немногих по­нятий, без которых невозможно обойтись, таких как тождество, прав­доподобие, бытность, идея, предуверение, предрассуждение и т. д.

Теплов отказывается от принятой в первой половине XVIII в. традиции переводить философские термины буквально, используя «кальки» («номиналисты» – «словесники», «реалисты» – веществен-ники», «умозаключение» – «винословие», «философия» - «любо­мудрие», «логика» – «словесница», «физика» – «естественница», «метафизика» - «преестественница» и т. д.). Он отмечает, что не­которые понятия западноевропейской философии не имеют в рус­ском языке соответствующих эквивалентов («метафизика», «пневматология»), а некоторые употребляются в различных смыслах, на­пример, философском и обыденном («бытие», «материя», «вещество», и т. д.). Он полагает, что существует определенная терминоло­гия, основанная на международном «ученом языке», без которой не­возможно построить научный текст. В качестве примера он приводит Цицерона и Христиана Вольфа, пополнивших философский вокабу­лярий специальной терминологией. Поэтому его сочинение предва­ряет "Объявление слов, которые в философской материи по необхо­димости приняты в том разуме, как приложенные к тому латинские и французские".

Теплов не случайно уделяет такое внимание проблеме языка. Он полагает, что причины многих заблуждений и непонимания происходят от его нестрогости, оттого, что содержание и смыслы понятий не являются строго установленными и однозначными. Теплов гово­рит о своих планах написать сочинение по логике, в которой можно было бы обсудить эти проблемы. «В оной я показать намерен, – пишет он, - как всякое в словах непостоянство и темность или сумнительный разум происходит от того только, что о том, о чем речь наша, имеем темное и конфузное понятие, и что понятиям ме­жду собою больше или меньше разнствующим одно имя часто слу­чается давать. К сему я причитаю все риторические фигуры, мета­форы, аллегории, в которых, ежели прилежно станем разбирать, то безмерное множество найдем противоречия»[20].

Теплов предваряет свое рассуждение выяснением строгого смыс­ла понятия «философия» и отделяет его от обыденных коннотаций. Философия разделяется на теоретическую и практическую. К практической относится этика и политика, которые показывают «должность к Богу, монарху и ближнему, обязательство самому к себе, к дому своему и проч.»[21] К теоретической философии относит­ся физика (понимаемая как естествознание или даже натурфилосо­фия), логика и метафизика, которая, в свою очередь включает в се­бя естественную теологию (учение о Боге), пневматологию (учение о душе и духах), онтологию (учение о бытии).

Таким образом, объектом философского исследования может быть любое явление, принадлежащее к объективной или субъективной реальности, материальное или идеальное, реально существую­щее или гипотетическое. Если конечная цель – выявление причины, будь это действие закона природы или способ соединения души с телом, – это рассуждение философское, если нет, то пусть даже речь идет о философских системах (классификация их, изложение содержания и т. д.), рассуждение такого рода философским назвать нельзя. Рассуждая о различных видах познания, Теплов прекрасно понимает, что далеко не все из них могут принести немедленный эффект или «видимую пользу». Одно, например, магнитные опыты, исследование электричества, «которое по сие время от всех ученых людей для одной только забавы показывается»[22], может быть полез­но в будущем, другое развивается параллельно с бесполезным зна­нием, как химия и алхимия, третье может принести известность и славу – а лучше приобретать их научными открытиями, чем каким-либо иным способом.

Теплов задается мыслью о том, «в чем состоит должность прямо­го философа, который бы сим именем назваться мог по достоинст­ву»[23]. Он полагает, что тот, «кто одни только изъяснения к вещам сыскивает, или умеет правило какое в науке сочинить, тот и по мо­ему мнению в философии дале ничего не изобретает»[24]. Теплов пи­шет о том, что всякий, лишь только начинающий изучение филосо­фии, уже пытается присвоить себе звание «философа». Вероятно, эмоциональное отношение к тому, что в «и по сие время в Академи­ях <...> не одни те, которые обучают философии, но и те, которые лишь только почали учиться, называются философами»[25], связано с какой-то тайной (а может быть и явной) обидой. Дело в том, что Теплов, несмотря на образования, полученное в Европе, и очевид­ные способности как к языкам, никогда не занимался преподавани­ем, занимая в Академии наук и в Академическом университете важ­ные, но не ключевые административные должности. Безусловно, он был в числе первых, но не «самых» первых, а кроме того, не самых авторитетных фигур, уступая и здесь, например, М. В. Ломоносову. В своей книге он сознательно подчеркивает, даже утрирует своеоб­разный «дилетантизм», замечая: «Все мое предприятие в том только особливую новость имеет, что я сколько возможно о философии не философскими словами буду говорить и предлагать оную таким по­рядком, чтобы не трудно было всякому разбирать, хотя бы кто и предводителя в том не имел»[26].

Философию Теплов понимает прежде всего как метод исследования, позволяющий установить причины того или иного явления. О философском познании можно говорить, «когда мы о всем обстоя­тельно изведавши и имеючи понятия между собой отделенные о ве­щи или действии каком скажем, для чего оно подлинно так, а не инако сделалось, т. е. причину оного»[27]. Вслед за Вольфом он выде­ляет, помимо философского, познание историческое, или «голое известие о бытности»[28], и математическое, позволяющее «знать при­чины количество и силу»[29].

«Изъясняя мнения и мысли» своего учителя Хр. Вольфа, «слав­ного философских частей учителя нынешнего века», в частности об­ращаясь к его «Логике» или «Philosophia Rationalis», Теплов доста­точно тщательно анализирует возможные способы познания. «Трой­ственность» познания, или возможность трех когнитивных устано­вок во взгляде на исследуемый объект, определена, разумеется, не самим этим объектом, но заключается в возможностях разума. Та­ким образом, «об одной вещи три человека трояко знать могут, один будет знать по исторически, другой по философски, а третий по ма­тематически»[30].

Историческое познание представляет собой знание факта. Оно очевидно, наглядно, демонстративно, а потому общедоступно. Оно не требует «остроты ума», является «легким познанием» Вместе с тем, даже историческое познание не является очевидным и бесспор­ным. Основываясь на чувствах, оно допускает определенную вариативность, зависящую от возможного восприятия. Именно поэтому историческое познания составляет «самый низкий градус разума че­ловеческого, ниже которого уже никакого познания понимать не можно»[31]. Ошибки, могущие произойти «от слабости чувств», можно отчасти исправить рассуждением. Историческое познание, получен­ное с помощью специально поставленного эксперимента дает воз­можность увидеть причину явления, таким образом, «способ худо­жественный к получению познания исторического часто нам откры­вает познание философское, особливо когда мы через инструмент какой находим такую правду, о которой без посредства оного увере­ны быть не могли»[32].

Из этого можно сделать вывод о двоякой природе исторического познания. Оно может быть непосредственным и нерефлексивным, («простым») или опосредованным («осмотрительным»): «Первое служит для тех, которые кроме очевидного свидетельства ничего не ищут, а другое чрез посредство разума наибольше открывается в философии и математике»[33]. В соответствии с этим разделением ис­торического познания можно классифицировать науки. Так, напри­мер физика разделяется на «экспериментальную» или «истори­ческую» и «философскую». В свою очередь, «в философской нахо­дим или познаваем историческим познанием явлений тех причины, которые при показании самих экспериментов открываются, и потому на экспериментах основание свое имеют, так как бы теория на ис­кусстве»[34]. Таким образом, историческое и философское познание соотносятся как практика и теория.

Историческое познание не дает знание «подлинной правды» о вещах. Обладающие им «будто что знают», но «не инако, как через опыт, а опыт не знание делает в человеке, но только о том или о сем уверяет его»[35]. И далее: «Кто знает по-исторически, тот не знает, да только верит <...> Опыт верить его заставляет, а не знать»[36]. Таким образом, можно знать «по случаю», а можно «по разуму», можно знать «просто», а можно «с причиною».

Примером такого рода знания может служить медицина. В не­большом эссе «Рассуждение о врачебной науке, которую называют докторством» (1774) Теплов анализирует эту область знания, убеди­тельно показывая, что она носит скорее описательный, нежели кон­цептуальный характер. «Хотя рассудок есть такое в человеке ору­дие, которое на всякую вещь пригодно, и оным все в свете выраба­тывать можно, однако ж редкие из тех, которые разбирают и лечат болезни человеческие, орудием сим пользуются»[37]. Он обращает внимание на то, что медицина не имеет стройной теории, а доволь­ствуется лишь результатами неполного опыта. Особая роль, которая отводится медицине и медикам, связана не столько с успехами, дос­тигнутыми на этом поприще, сколько с естественным желанием из­бавиться от болезни: «Что мы всем их рассказам слепо верим, тому не иная причина, как нетерпеливость в нашей болезни, или самая боязнь смерти»[38]. Врач должен отказаться от роли «ученого» и вы­полнять единственную возможную для него функцию «друга», уха­живающего за больным. Роль лечения, лекарств и специальных предписаний – чисто психопрофилактическая. «Я сам, – пишет Теплов, – когда болен, люблю присутствие докторское. Они боль­ных умеют утешать, и я готов у них спрашивать совета, а за то и дарить, но больше права им над собой не дозволю. Пускай они меня одевают и прикрывают, ежели мне то надобно, и тому подобную хо­лю надо мною больным ведут»[39].

Философское познание является более высоким уровнем пости­жения сути вещей, чем историческое. Она представляет собой по­знание причин с помощью процедур логического вывода. «Философиею называем и изъясняем науку, которая в себе заключает дейст­вие разума такое, через которое кто может предложение некоторое, из праведных и прямых начал законными следствиями доказать, или называем такое знание, через которое можем вещь доказывать, через ее причины, или от известных вещей знать неизвестные»[40]. Ес­ли философия есть познание «довольных причин», то о философ­ском познании можно говорить, когда «объявляем такую причину, из которой заключается, для чего что действительно есть или слу­чайно быть может, и для чего сим, а не иным образом»[41]. Основани­ем для такого рассуждения является убеждение в том, что «нет в свете такого предлога, какой бы он ни был, при котором не можно иметь познания философского»[42]. Мы можем и не знать последова­тельность всех цепочек причинно-следственных сплетений. Разуме­ется, «находятся и такие вещи, которых причины хотя и суть, одна­ко ж от силы разума человеческого утаены и исследованы нами быть не могут»[43]. Человеческим разумом невозможно постичь то, что находится за пределами разума. Там, где кончается разум, начина­ется откровение. Однако это не делает познание бессмысленным, а просто определяет его границы и возможности.

Умозаключениям должен предшествовать анализ понятий, кото­рые не должны быть ни «темными», ни «конфузными». Именно эта аналитическая работа приводит к тому, что «познание философское делает в человеке через кратчайшее время больше разума и рассуждения в делах, нежели познание историческое»[44]. Вместе с тем, фи­лософское познание не может вытеснить другие виды познания. И историческое, и математическое познание необходимо для решения определенных задач, поэтому в каждом отдельном случае следует выбрать уровень познания, или, за недостатком данных, смириться с тем уровнем, на который удалось выйти. В любом случае, путь по­знания сути явлений начинается с исторического познания, продол­жается на уровне философского и завершается в математическом.

В своей книге Теплов дает небольшой экскурс в историю фило­софии. Он показывает, что и за две тысячи лет не было выработано всеми признанного и непротиворечивого учения о природе познания, человеческой сущности, основах строения общества. Польза изуче­ния истории философских учений заключается скорее в негативном, нежели в позитивном опыте. Теплов пишет о том, что он предлагает вниманию слушателей «краткую сей науки историю» не потому, что хочет научить ею, но «чтоб показать всех противные мнения, кото­рые до сегодняшнего времени в сей науке были, надеясь, что две противные вещи, когда вместе снесены бывают, всегда лучше изъяс­няются»[45].

В третьей, и последней, главе Теплов собирается описать процесс познания, проанализировать «средства, надобные для употребления разума нашего в исследовании истины». Одним из этих средств яв­ляется перцепция, которую Теплов толкует не очень внятно. В тек­сте девятой главы он пишет о том, что перцепция это «понятие» (в смысле «понимание»), однако в «Объявлении слов...» он пишет о том, что «perception» (фр.) или «perceptia» (лат.) – это «вообра­жение». С другой стороны, «воображением» в это время называлось не только «воображение в смысле фантазии», но и «представление» в современном эпистемологическом смысле. Собственно «понятием» здесь названы «notio sive idea» (лат.) или «idée» (фр.). Маловеро­ятно, что Теплов не давал себе отчет в употреблении понятий (терминов) или путал их. Я думаю, что он просто не употреблял их в строгом смысле, допуская определенную синонимию как в упот­реблении русского, так и «ученого» языка. Сам Теплов объясняет свои рассуждения следующим примером: «Перцепция или понятие есть самое первое дело во всей жизни человеческой. Все, что мы чувствуем, знаем, видим, делаем, должны наперед разумом пони­мать. Не понявши же разумом, ни до чего коснуться не можем. Но понимать есть дело так малое в рассуждении всего последующего действия, что почти действие не почато, когда мы только одно про­стое понятие о бытии вещи имеем. Напротиву того, столько спра­ведливость оного нужна, что оно, то есть первое основание во всех вещах искусства человеческого. Ежели первое понятие худо учреж­дено или поставлено, то все последующее рассуждение как бы ни остро было, так как на лживом основании положенное, не годно.

Например, будучи я уже прежде известен о часах, какая они маши­на, как скоро взгляну на них, то хотя не рассуждаю всех окрестно­стей, однако ж разумею уже, что они не животное, которое движет­ся собою, да серебряный или золотой сосудец, в котором приведена до известного времени обыкновенная машина в движение. И таким я образом имею о сей вещи самое первое понятие, от которого произ­водить могу все следующие заключения, то есть качество их, нуж­ность и прочая. Человек же, например, который от роду часов не видал и не слыхал про них, да, положим, что б и того знания не имел, могут ли какие быть на свете машины, которые бы оживотво­ряли будто какое ни есть тело не животное, то в таком случае, еже­ли он легкомысленно посмотрит на часы, тотчас возьмет мнение о них дикое. И напоследок как рассудит: что все, что не оживотворе­но, регулярно и долговременно двигаться не может, то без дальних хлопот скажет, что в сем сосудце сидит животное, которое движет­ся, что с малыми детьми случается. От такого-то первого самого по­нятия и пойдут у детей детские мысли. Я сам, когда еще был очень малолетен, думал, что в стенных боевых часах есть церковь, поп, дьячок и колокольня и что в них служба маленькими людьми от­правляется. Отчего сие слабое мнение? Оттого, что я о внутренно­сти часов и машине перцепции и понятия за малолетством еще не имел, а церковь с колокольнею уже видал. Но ежели бы такое же тупое понятие и в возрастном человеке случилось, то его надобно причесть к бессчетным глупцам»[46].

Единство мира Теплов видит в его бытии. «Все вещи, хотя нам известные, хотя неизвестные, то общее между собою имеют, что они пребывают. Итак, все, что пребывает, называться должно бытие»[47]. Восходя по цепочкам каузальных связей и зависимостей мы прихо­дим к идее первопричины и первоначала или Бога. Такого рода рассу­ждения относятся к компетенции натурального богословия.

Для философского осмысления вещного мира необходимо абстра­гироваться от материальных качеств и свойств вещей. Только так можно понять «существо вещи», как говорит Теплов, или ее сущность. Полнота бытия выражается понятием «вещество». «Все вещи, однако ж, поелику они таковы, каковых мы их видим, называются вещество или substantia; хотя они сами в себе к полному своему со­стоянию все имеют, хотя у других занимают», а так же «вещество называется то, когда все части вместе взятые вещь самую в полную бытность приводят»[48]. Части, составляющие материю («вещество»), могут быть двоякие – «одни называются образцы, другие приклю­чения»[49]. В определении этих понятий Теплов не очень ясен. «Образцом» он называет единицы, составляющие элементы некоей структуры, «приключением» – порядок этих элементов, их струк­туру. В то же время, «образец» – это постоянные свойства вещи, составляющие ее сущность, а «приключение» – временные, несу­щественный свойства («Приключение есть надлежность к телу, так как к веществу, а однако ж по воле отнято быть может, как, напри­мер, место, на котором стоит»[50]).

Материя («вещество») может быть и «то, которое разум имеет» (Бог, человеческая душа, ангелы и злые духи), и «не имеющее сего дара», обладающее лишь телом и протяжением («расстоянием мес­та»).

Философское представление о бытии включает в себя понятие «взаимности», «сношения», или соотношения. Так, понятие части требует знания того, что такое целое и т. д. К области «взаимности» принадлежит понятие небытия и отсутствия, ибо они могут быть поняты только через бытие.

Затруднение вызывает решение вопроса о том, обладают ли бы­тием абстрактные понятия. Теплов выходит на проблему рациона­лизма-номинализма, обсуждавшуюся еще в Средние века, отдает предпочтение концептуализму. В этом позиция Теплова близка воз­зрениям Дж. Локка. Однако концептуализм Теплова лишен извест­ной рационалистичности Локка. Теплов не считает, что универсалии являются результатом деятельности разума, напротив, он полагает, что они имеют объективный характер, обладают бытием. Однако, в понятие бытие он включает «все то, что есть и быть может, хотя нам ведомо, хотя неведомо, и что мы в бытии понимаем сопротивное небытию»[51], что безусловно расширяет понятие бытия, может быть, даже придает ему известную неопределенность, зато снимает про­блему.

Теплов, как и другие русские мыслители, далек от того, чтобы вдаваться в детали терминологического спора и высветлять истину прояснением понятий. «Я бы желал несколько из философии слов выкинуть, ежели бы только можно было без них обойтиться, но по необходимости делаю может быть читателю трудность и темноту принятием многих терминов. Слова или термины в философской науке не закон, но принимаются по произволению»[52]. Главное в фи­лософском обсуждении – это взаимопонимание между собеседника­ми. О понятиях всегда можно договориться.

Теплов различает уровни смыслов некоторых понятий. Так, гово­ря о «возможном» и «невозможном», он выявляет философскую, физическую («натуральную») и моральную «невозможность». Фи­лософская «возможность» объединяет по сути то, что соединяет возможность с действительностью, а «невозможность» – это обо­значение того, что называется «ничто». «Невозможность в натуре» бывает разных видов. Первая предполагает противоречие между формальной и реальной возможностью. Как пишет Теплов: «Часто случается, что вещь сама собою возможная, но к возможности ее помешательством бывает что ни есть постороннее, которое не допус­кает до того, что б она сталася. Таким же образом часто помеша­тельством видим и самосложение вещи, по которому она та, а не иная быть может»[53]. В качестве примера первого типа возможности он приводит арестанта, который имеет теоретическую возможность передвигаться где хочет, но не имеет фактической, ибо сидит под арестом, В качестве второй – довольно забавную ситуацию, пред­полагающую отсутствие даже теоретической возможности. «Пример другому, – пишет Теплов, – человек, когда мыслит, тогда он чувствует, что не рукою, но головою работает. Он бы хотел и в руке иногда чувствовать сей труд, когда голова его трудна, однако ж сия вещь сама собою уже так устроена, что ее переменить невозможно. И потому сие называется через себя невозможное»[54]. Может быть невозможность «через взаимность», или «физическая», то есть про­тиворечащая законам природы. Невозможность «моральная», или «нравоучительная» отражает действие, идущее наперекор разуму и здравому смыслу. «Например: разумный человек из доброй воли никогда не кинется в воду. И не только разумный, но и в дураке столько смысла есть, чтобы от добровольной смерти бегать и уда­ляться»[55].

Тема необходимости-случайности, или проблема того, «что необ­ходимо надобно и что по случаю только бывает», так же занимает Теплова. Он пытается понять, что же является «совершенной нуж­ностью», а что лишь возможным или случайным. «Необходимо на­добной» называет он такую вещь, «у которой противное не возмож­но»[56], а «совершенно нужной» такую, «у которой противное крайне почитается за невозможное»[57]. Таким образом, «необходимо надоб­ное» представляет собой абстрактную, а «необходимо нужное» - конкретную возможность. Случайное, по мнению Теплова, присут­ствует только в мире моральных поступков и есть результат душев­ных движений, или свободной воли.

С проблемой бытия Теплов связывает проблему времени. Он рассматривает понятия «долгоденствия», «вечности», «предвечности», «безначальности», «бесконечности»: «В пребывании или в продол­жении пребывания мы понимаем начало и конец, а ежели то отъимем, то продолжение пребывания называется вечное. Отъимем одно только начало от пребывания, то оное будет предвечное или безна­чальное. Возьмем прочь конец, то будет вековое или бесконечное»[58]. Время не имеет дискретного характера. Невозможно выявить «атом» времени, или, как говорит Теплов, «пункт или точку невидимую», составляющую единицу времени.

Временные последовательности характерны только для матери­ального мира. Бог находится вне времени, ибо является его твор­цом. «В Божием пребывании нет дней, ни моментов, ни в его свой­ствах каких отмен, но всегда един, всегда совершен, всегда собою самим доволен и всегда тот же, ибо время соединяется только с тва­рью временною, которой положено от Бога начало и конец, с вечным же существом время не соединяется»[59].

Вопрос изменения во времени тесно связан с проблемой тождест­ва. Могут ли существовать вещи, не изменяющиеся во времени (кро­ме Бога, конечно)? Может ли одна вещь быть равной (тождествен­ной) другой или самой себе в разные отрезки времени? Обыденное сознание отвечает на это положительно, однако строго, или «фило­софски» говоря это не так. Тождество – это понятие абстрактное, оно указывает на отношения, могущие быть помысленными, но не обязательно существующие в реальности. «Следовательно, мы ви­дим, – пишет Теплов, – что тожество вещи состоит только в ра­зуме нашем, а в яве философское тоже не находится»[60]. Тот или иной объект может быть тождествен сам себе только при выполне­нии определенных условий. Строго говоря, в реальной жизни не­возможно, что бы «существо в здравом и ненарушимом своем преж­де состоянии остаться могло и быть тоже, что прежде»[61].

Наблюдение в природе постоянных изменений наводит Теплова на мысль исследовать феномен причинности. Он рассматривает сис­тему категорий «причина-следствие», которая получает у него на­звание «вина-эффект». Конечно, Теплов здесь терминологически не­корректен, ибо смешивает традиционно антропоморфное и «суперполисемичное» понятие «вина» и строго научное физическое понятие «эффект». Следует отметить, что в эпоху «единства физики и мета­физики» понятия достаточно часто являлись достоянием двух раз­личных сфер знания. При этом при определенной синонимичности они сохранили существенную часть смыслов при переходе из одной в другую. Так, категория «причина» могла выражаться понятиями «вина», «сила», категория «следствие» – «конец», «эффект», «произ­ведение». Можно отметить так же «гуманитарный» образ таких понятий механики как «инертность», «грубость», «леность». «Стра­дать» означает буквально «испытывать воздействие».

Теплов «выпрямляет» каузальные переплетения, демонстрируя, что все линии сходятся в одной точке – Боге, являющимся «первой виной» всего сущего. Кроме «первовины» Теплов предлагает выде­лять «просто вину» и «посредство», то есть то, что послужило непо­средственным орудием совершаемого воздействия. Случайность, «азард», «удача», «слепой случай», «ненарочитость», «ненарочность», по мнению Теплова, служит нам лишь «на закрытие нашего незнания»: «Когда мы не умеем прямой сыскать вины какой-нибудь вещи, то обыкновенно ссылаемся на азард или ненарочность»[62]. На самом деле, все существующее в мире имеет причину, даже Бог, который есть причина самого себя. Следует, конечно, различать причину и «соединение посредств». Когда одна чаша весов опускается, то другая поднимается вверх, однако причиной этого является не то, что первая чашка весов опускается, а то, что она тяжелее второй. Двигаясь по узловым точкам соединений, мы можем исследовать причинные связи. Однако они не являются бесконечными: «от вины к вине не можно поступать бесконечной»[63], ибо метафизическим «концом», а точнее «началом», является Бог.

Теплов продемонстрировал, «каким образом можно рассуждать о вещах генерально, не прикасаясь их самих материи»[64]. В следующей книге он задумывал изложить «правила винословия» и аргумента­ции, то есть логику, однако она не была напечатана. В точности не­известно, была ли она написана. Возможно, вовлеченный в самый центр административной работы и политических интриг Теплов ос­тавил занятия философией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: