Неосакральные науки Ренессанса

Все сказанное о парадигме эпохи Возрождения, естественно, относится и к ренессансной науке. Это была "неосакральная наука", стремящаяся возродить мифологическое, одухотворенное, мистагогическое измерение, свойственное наукам полноценного традиционного общества. В Возрождении происходит расцвет ремесел и искусств, и представители каждой профессии более открыто, чем в предшествующие эпохи, обнаруживают эзотерические сценарии своей деятельности, запечатлевают в товарах и произведениях искусств цеховые доктрины и символы.

В анализе научной парадигмы эпохи Возрождения важно подчеркнуть ее натурфилософский аспект.

Парадигический смысл Природы
как холистской концепции

Натурфилософия (philosophia naturalis - термин, введенный римским философом Сенекой (5 до н.э. - 65 н.э.)), согласно историографической традиции, была общим знаменателем возрожденческой мысли и, как правило, собственно натурфилософский подход противопоставляется схоластическому или схоластико-аристотелевскому.

Однако при поверхностном рассмотрении содержания натурфилософии Возрождения может сложиться ошибочное представление, будто эта линия представляет собой перенос внимания на имманентные аспекты мира, сопровождающиеся прямой и завуалированнной критикой трансцендентно-богословских основ схоластики. В самом отношении к понятию Natura, "Природа", соответственно, у схоластов и натурфилософов содержится фундаментальное различие, которое не сводится к простому утверждению или отрицанию у бытия трансцендентного измерения (357). Натурфилософия - в соответствии с магистральной парадигмой античности - рассматривает Первоначало как имманентное миру и реальности, поэтому в понятие Природы вкладывается и понятие Абсолюта, по меньшей мере, в его "катафатическом" аспекте (апофатический, собственно трансцендентный аспект - там, где он упоминается (например, у Джордано Бруно) - не рассматривается как раз на основании его Непостижимости). Такое понимание Природы, иногда именуемой "субстанцией" или даже "материей", не имеет никакого отношения к концепции схоластов materia signata quantitae, означающей количественный аспект тварной Вселенной. У натурфилософов, как и в герметизме, Природа понимается как холистская качественная реальность, куда включены преображающие, духовные, божественные аспекты, составляющие "внутренний свет" мира (о котором, в соответствии с герметизмом, учил Бенедикт Спиноза). В этом вполне проявляется тот гераклитовский дух, о котором мы говорили выше.

Именно холистско-духовное понимание Природы и составляет ось возрожденческой мысли, лежит в основе развития наук и искусств той эпохи. Иногда дело представляется так, будто натурфилософы двигались в направлении рационалистических парадигм Нового времени прочь от схоластических сухих и догматических абстракций, а "мистический" и мифо-герметический элемент, пронизывающий их труды, был своего рода данью древним предрассудкам. Такая позиция в корне неверна, поскольку в основе натурфилософии лежит понимание духовной, относительно "трансцендентной" структуры самого имманентного. И гносеология натурфилософов и их научные открытия имеют смысл только в разрезе их "теургического" предназначения. Изучение Природы и экспериментальные контакты с ее секторами в натурфилософском контексте воспринимались и осознавались именно как мистико-религиозные акты, более непосредственные и духовно продуктивные, нежели отложенная и опосредованная форма религии, предлагавшаяся официальной Церковью. Герметизм и алхимия оказывались не просто дополнениями к натурфилософии, но ее методологической основой (331). Феномен Возрождения как идеологического движения заключался не в порождении нового оригинального ансамбля идей и концепций, но в радикализации и экстериоризации оппозиции между тем, что на более ранних этапах - в эпоху Средневековья - сосуществовало как экзотеризм и эзотеризм (внешняя и внутренняя стороны) западно-европейского общества.

Николай Кузанский
(coincidentia oppositorum)

К раннему Возрождению принято относить Николая Кузанского (1401-1464). Эта личность очень показательна, так как в ней просматриваются основные линии более позднего развития ренессансной парадигмы. Будучи внешне правоверным католиком, кардиналом и "легатом Германии", Кузанский в качестве эзотерического учения составил огромный компендиум знаний, где античная парадигма (сферичность, холизм, манифестационизм и герметизм) сопрягаются с темами мистического христианства, особенно развитого на Востоке (отсюда интерес Кузанского к восточной патристике и Ареопагиту).

Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и всенаправленная связь между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим. Любые горизонтальные взаимосвязи обеспечиваются наличием непрерывности между Принципом и его следствиями, что существенно противоречит парадигме луча и основному духу схоластики. У Кузанского мы сталкиваемся с линией, ранее разрабатываемой Иоанном Скоттом Эриугеной или Мейстером Экхартом.

Кузанский оказал огромное влияние на Джордано Бруно и все Возрождение. Он одним из первых занимался проблемой "бесконечно малых", ставшей основой современной математики у Декарта, Ньютона и Лейбница. Однако математические исследования Кузанского целиком и полностью вписываются в неоплатонический, "пифагорейский" контекст, а рассматриваемая им "научно" физическая реальность обретает смысл лишь как плотное и чувственно понимаемое выражение общего духовного Принципа, косубстанциального стихии мира. Природа у Кузанского тяготеет к ее натурфилософскому пониманию.

В новом контексте ставит Николай Кузанский проблему бесконечности, давая ей вполне холистское решение. Бесконечность у него (в отличие от схоластов) не есть атрибут внеположного миру Бога, строго противопоставленного конечному тварному миру. Кузанский настаивает на тождестве противоположностей (coincidentia opppositorum) и утверждает холистскую идею о сверхразумном совпадении того и другого в некотором парадоксальном моменте.

Бернардино Телезио
(гилозоизм)

Более поздним представителем натурфилософии является Бернардино Телезио (1509-1588). С его именем связывают такие направления, как сенсуализм или гилозоизм (учение о "живой материи"), оказавшие большое влияние на Томазо Кампанеллу (1568-1639) и Джордано Бруно. Его представление о материи и о вещах является типичным образцом герметического холистского подхода, где утверждается, что каждая вещь внутри самой себя имеет свою духовную причину, соединяющую ее с общим пластом живой субстанции. Чувственная сторона познания - а, следовательно, весомость и значимость опытного знания - трактуются Телезио в алхимическом ключе, где нет резкой черты между чувственным и разумным, где наблюдение за видимостями природных процессов непротиворечиво возводит к постижению духовных начал.

Подоплекой сенсуалистского метода Телезио, таким образом, является не чрезмерное доверие чувственной стороне познания, но общий мистико-герметический принцип непротиворечивого изоморфизма макрокосма и микрокосма, принцип прямой взаимосвязи внешней, феноменологической и внутренней, гносеологической, духовно явленной, природы вещей. Вещи мира, чувства и разум человека у Телезио предстают не разведенными неснимаемыми барьерами реальностями, но модификациями общего холистского ансамбля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: