Проектировочно-конструктивная деятельность педагога

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка предположительных вариантов предстоящей активности и прогнозирование результатов деятельности учащихся и педагогов. (Столяренко Л.Д.)

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогическая система,

педагогический процесс, педагогическая ситуация.

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.

«Любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему» (Л. Ф. Спирин).

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты педагогической системы: субъект деятельности, субъект – объект деятельности, их взаимоотношения.

В различных педагогических системах происходит изменение функциональных компонентов: цели, содержания, способов, средств, организационных форм деятельности. Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Считается, что возникновение педагогической системы происходит тогда, когда проявляется необходимость воспитания, образования и обучения каких-либо групп людей. Поэтому она является сложной, непрерывно изменяющейся социальной системой управления, решающей образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели.

Например, таким образом выглядит структура педагогических систем. Большие педагогические системы образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние педагогические системы, например, государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Малые педагогические системы: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам находятся у них в подчинении. Малые педагогические системы – совокупность непосредственных участников процесса: учащихся, педагогов, родителей. «В малых педсистемах воспитатели и воспитуемые взаимодействуют непосредственно. Их гражданские и дидактические отношения реализуются в повседневном общении» (Л. Ф. Спирин).

Педагогический процесс – совокупность специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), с согласованием содержания образования и использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с возможным определением цели решения задач образования, которые направлены на удовлетворение потребностей общества и личности.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии(Столяренко Л.Д.)

Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.Педагогическая ситуация концентрирует в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом.

Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться педагогом.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – это сложная многоступенчатая деятельность. Она совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Выделяют 3 этапа проектирования: моделирование,проектирование, конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) –это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей ее достижения. – это мыслительный этап в конструктивной деятельности педагога, при этом он основывается на цели педагогической деятельности. В качестве цели может быть идея, замысел, взгляд и даже убеждение. В результате педагог мысленно создает свой целевой идеал. т.е. модель своей деятельности с учащимися. Для успешного педагогического проектирования имеет большое значение правильное определение цели и прогнозирование. Педагогическое прогнозирование может осуществляться методами построения модели, в виде целостной конструкции, которая отражает систему взаимосвязей в реальном педагогическом явлении, с помощью выдвижения предположений, которые основаны на анализе реальной ситуации. Педагогический прогноз может выглядеть как мысленное построение схемы реализации эксперимента, предполагаемые этапы и результаты. После формулировки педагогической задачи для себя учитель включает в ее решение учащихся.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – это создание формы реализации, воплощения решения педагогической задачи посредством содержания, методических, технических, социальных, психологических, эмоциональных и коммуникативных средств. – это доведение модели до уровня практического использования. При проектировании содержания образования учитель отбирает самостоятельно то содержание, которое он должен предъявить ученикам на основе результатов предыдущих этапов своей конструктивной деятельности. Здесь возникает технология конструирования учебной информации, которая представляет собой процесс принятия решения педагогом, какой и в каком объеме учебный материал должны освоить учащиеся. Это решение основывается на данных диагностики и оптимального прогноза, т. е. уровне подготовленности и развития учеников, их возможностей, возможностей самого учителя, учебного заведения, в котором происходит процесс обучения. На основе этого педагог принимает решение о применении определенной системы задач познавательной деятельности учащихся, которая будет представлять собой учебный материал, а также дидактический материал. В проектировании содержания образования различают задаваемую, предъявляемую и усвоенную учебную информации. Таким образом, главным в действиях педагога по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала является построение системы учебных задач. Само понятие педагогического проектирования может быть истолковано как действие, как форма организации совместной деятельности педагога и ученика.

Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые направлены на конструирование как содержания и средств, так и программ действий самого учителя и учеников.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это детализация варианта педагогической разработки для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Конструирование еще болеедетализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. К конструктивной деятельности учителя относятся различные действия. Это может быть построение системы задач и целей в педагогическом процессе, взаимодействия на уроке и в других видах учебной деятельности. конструирование учителя может быть направлено как на педагогическую деятельность, так и на деятельность учеников. К конструктивным действиям относится отбор педагогических технологий, вариантов содержания, средств обучения и воспитания. Конструктивная деятельность педагога относится к содержанию учебного процесса – это конструктивно-содержательная деятельность, к материальной деятельности – это технология отбора материальных средств учебного процесса, к операциональной деятельности – это технология конструирования деятельности. Каждый из данных компонентов конструктивной деятельности включает в себя аналитическую, завершающуюся постановкой диагноза деятельность, деятельность прогнозирования, а также деятельность творческого проектирования.

Создание плана, плана-конспекта или конспекта является заключительным этапом конструирования процесса обучения и воспитания.

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: