1. Растяжка «Звезда». И.п. — сидя на полу. Это упражне
ние выполняется в позе «звезды». Ребенку предлагается изоб
разить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а
затем — выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить
сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные)
растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала
правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога
2. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание». Ин-
структор «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
3. Глазодвигательное упражнение. То же. И п. — сидя на
полу.
|
|
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или
рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.
• «Волна».
• «Лягушка».
• «Лезгинка».
• «Змейка».
Усложнение—упражнения выполняются слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.
• «Массаж ушных раковин».
• «Паровозик».
• «Рисующий ел он».
• «Сова».
5. Когнитивное упражнение «Пуантизм». Цель: формиро
вание тактильных ощущений, элиминация агрессии. И.п. —
сидя на полу. Детям предлагаются чистые листы бумаги,
гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисо
вать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для
каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет
краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продол
жить другой и обеими одновременно..
6. Коммуникативное упражнение «Мост дружбы». Инст
руктор просит детей по желанию образовать пары, приду-
мать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ла-
дошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнениетем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы».
7. Коммуникативное упражнение «Распускающийся бутон».
Цель:развитие навыков совместной деятельности и двигатель
ного контроля, элиминация импульсивности. Участники раз
биваются на группы по 5 человек, садятся на пол и берутся
за руки. Необходимо всем вместе, не отпуская рук, встать
на ноги и превратиться в распускающийся бутон. Для этого
дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за
руки. Очень важно, чтобы группа была хорошо сбалансиро
вана. Для усложнения упражнения можно попробовать со
ставлять бутоныбольшего размера.
|
|
8. Релаксацля «Росток». И.п. — дети сидят на корточках
в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Инструктор: «Тредставьте себе, что вы маленький росток,
только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно
выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду по
могать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномер
но распределить стадии роста». В начале освоения этого
упражнения на каждый счет детям называется часть тела,
которая активизируется в данный момент при абсолютной
пассивности, расслабленности других: «один» — медленно
выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямлять
ся и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпоч
ки», «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от по
ясницы к плечам), «четыре» — разводим плечи и выпрям
ляем шею, поднимаем голову, «пять» — поднимаем руки
вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в бу
дущем это упражнение, педагог может увеличивать продол
жительность «роста» до 10—20 «стадий». После этого упраж
нения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись —
сломались».
Глава 6 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ