Н.Л.Коновалова - к. психол. н., доц.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по курсу "Специальная психология" предназначена для студентов психологических факультетов и отделений, выбравших в качестве специализации психологию лиц с проблемами в развитии. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания и реабилитации лиц с проблемами в развитии невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями как общих закономерностей развития лиц с различного рода аномалиями, так и знаниями о специфических особенностях психического развития ребенка в условиях сенсорной, интеллектуальной и социальной де-привации.
Кроме вооружения будущих психологов теоретическими знаниями, курс "Специальная психология" предусматривает подготовку и проведение психодиагностических, психокоррекционных и экспериментальных исследований в рамках практических занятий. Кроме уже обозначенных задач курс "Специальная психология" нацеливает студентов на овладение категориальным аппаратом современной науки, на формирование у будущих психологов умений и навыков самостоятельного определения потенциальных возможностей детей с проблемами, на проведение профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии и, в целом, на уважительное и гуманное отношение ко всем людям, имеющим какие-либо проблемы в психическом развитии.
Процесс становления психологической науки характеризовался ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей и ветвей психологии, в том числе и таких отраслей специальной психологии, как тифяо-, сурдо-, олигофренопсихология и др. Предметом исследования этих наук был человек с конкретными нарушениями в сенсорной или интеллектуальной сфере. В последние десятилетия наблюдается обратная тенденция -к интеграции этих наук. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии психики людей с разного рода проблемами, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики, объектом которой все чаще являются дети и взрослые со сложными и сочетанными дефектами. Исходя из вышесказанного, авторы предлагают программу интегрированного курса "Специальная психология". В предлагаемую программу включены четыре раздела: I раздел предлагает чтение интегрированного курса по шести типам, обозначенными как "введение в специ-
альную психологию", разделы II, III, и IV - соответственно "Личность", "Деятельность" и "Познавательные процессы" в условиях сенсорной или интеллектуальной депривации могут читаться как интегрировано, так и дифференцировано, что предусмотрено делением на соответствующие темы каждого из предлагаемых разделов программы.
Необходимо также отметить, что программа курса "Специальная психология" ограничивается содержанием знаний по четырем наиболее разработанным на современном этапе развития психологической науки отраслям специальной психологии, а именно: тифлопсихология, сурдопси-хология, психология умственно отсталых и психология детей с задержкой психического развития. Особенности развития и нарушения психических функций у детей с другими формами патологии будут предложены в виде спецкурсов.
Настоящая программа рассчитана на 224 часа и предполагает 120 часов лекционных и 104 часа практических занятий. Примерное распределение часов по разделам и темам программы с литературой по каждому разделу предлагается ниже.