Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефекты. Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный (соче-танный) дефект. Учение Л.С.Выготского об аномальном развитии. Понятие о хронологичности в структуре аномального развития.
Компенсация и ее физиологические основы. Компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П.Павлова. Основные принципы рефлекторной теории (детерминизм, единство анализа и синтеза, структурность) - естественнонаучная основа специальной психологии.
Принципы компенсаторного приспособления по П.К.Анохину: сигнализация дефекта, прогрессивная мобилизация, непрерывное обратное аффектирование, санкционирующая афферентация, относительная устойчивость компенсаторных приспособлений.
Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и интеллектуальных нарушениях.
Биосоциальная природа компенсаторного приспособления. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.
Понятие о коррекции вторичных отклонений при различных нарушениях.
|
|
Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации при абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.
Общие и специфические закономерности психического развития детей с проблемами
Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений в структуре дефекта, обуславливающих аномальное развитие. Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами. Особенности проявления общих закономерностей в ходе аномального развития. Проблемы возрастной периодизации аномального развития. Особенности сензитивных периодов в развитии аномальных детей. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Нарушение общения со средой как закономерное проявление нарушенного развития. Замедление приема, переработки и хранения информации. Закономерное нарушение словесного опосредования и замедления в процессе формирования понятий при разных видах сенсорных и интеллектуальных нарушений.