Отрасли специальной психологии
1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология).
Олигофренопсихология - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое и возможности его коррекции у людей умственно-отсталых с тяжелыми формами недоразвитости мозга головного.
2. Психология глухих (сурдопсихология).
Сурдопсихология - (психология глухих) - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности — в условиях специального обучения.
3. Психология слепых (тифлопсихология).
Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением
2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.
Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Нахождение на пересечении других наук приводит к неопределенности положения любой новой науки, каждая из «родительских» дисциплин зачастую рассматривает ее в качестве своей составной части.
|
|
Внутрисистемные связи
Связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.
Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта — развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации — нарушении взаимодействия личности с окружающей средой.
С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы.
Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента.