Жизнь настоятельно выдвигает требование внедрения в практику новых, прогрессивных методов преподавания и особенно методов с использованием технических средств программированного обучения. Известно, что средства обучения выполняют функции своеобразных каналов связи, по которым происходит взаимодействие (обратная связь) между учителем и учеником. Точность работы схемы обратной связи зависит от точного посыла сигнала к ученику. В связи с этим слова, замечания и действия преподавателя, контролирующие выполнение движений учеников, в процессе обучения имеют решающее значение.
С этих позиций учебно-тренировочный процесс по обучению борьбе представляет собой постоянную циркуляцию определенных сигналов между преподавателем и борцом. Борец, освоив начальное движение преподавателя, затем по памяти повторяет его. От того, насколько точно был послан сигнал ученику и в какой степени правильно воспроизвел ученик этот сигнал, во многом зависит успех тренировочного процесса. Поэтому преподаватель должен отрабатывать программу (нужные замечания, задания) так точно и обоснованно и так изменять ее по ходу роста спортивного мастерства борца, чтобы спортсмен правильно воспринимал все его задания.
|
|
Наиболее важной задачей процесса управления движением является формирование у занимающихся точных представлений о движении. В процессе формирования представлений о движении и овладения самим движением можно использовать программирование, как новый и эффективный метод обучения.
Одним из основных недостатков имеющейся системы группового обучения является слабо организованная и не оперативно действующая (с большим запаздыванием) обратная связь. Несвоевременно замечаются и исправляются ошибки.
Проверка формирующихся у спортсменов представлений и навыков осуществляется тренером с помощью наблюдений, а это средство довольно несовершенно.
Достижение науки и техники сегодняшнего дня позволяет более эффективно строить процесс обучения спортивной борьбе. Можно усовершенствовать систему усвоения необходимых борцу знаний, умений и навыков.
Для этого необходимо программный материал расчленять на задания. Эти задания следует предельно сжато формулировать и расчленять на краткие и элементарные задачи.
Программирование также предусматривает рациональную последовательность подачи материала. Программированное обучение может быть рассчитано на самостоятельное изучение по учебнику,
В настоящее время существует два типа учебников: 1) с выбором правильного варианта ответов из нескольких; 2) с заполнением пропущенной части содержания.
|
|
Содержание учебной информации и вопросы находятся на одной странице, варианты ответов — на следующих.
Чтобы увеличить количество информации, получаемой спортсменами, применяются различные устройства, которые находятся на местах занятий или передаются спортсмену для работы дома. Так, могут применяться магнитофоны с записанными лекциями, беседами или объяснениями различных тактических или технических действий, киносъемка, позволяющая спортсмену просмотреть свои действия и сличить их с образцовым выполнением; динамометрические и динамографические платформы; проекторы, позволяющие воспроизводить выполнение приемов лучшими мастерами, и др.
Эти приспособления должны действовать так, чтобы каждый борец мог по мере необходимости по указанию преподавателя во время занятий использовать установки и получить нужную информацию по уроку. Для программированного обучения большое значение имеет ясная и четкая терминология.