Тема 1. Стратегии социального воздействия

Тот, кто знает людей, благоразумен.

Знающий себя — просвещен.

Побеждающий людейсилен.

Побеждающий самого себямогуществен.

Лао-Цзы

Специального закона, регулирующего деятельность по связям с об­щественностью, не существует. Эта сфера подпадает под юрисдикцию сразу нескольких законов, прежде всего Конституции Российской Феде­рации, Уголовного кодекса Российской Федерации, законов Российской Федерации «О средствах массовой информации», «О свободе совести и религиозных объединениях» и «Об общественных объединениях».

Даже беглое знакомство с текстом преамбулы Конституции указы­вает на то, что в ее подготовке участвовали специалисты по связям с общественностью. В ней говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государствен­ность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Консти­туцию Российской Федерации». В этом тексте учтены все требования к миссии организации.

В главе 2 сформулированы права и свободы человека и гражданина. В том числе каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Поэтому сбор, хранение, использование и распространение инфор­мации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их долж­ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 29 гарантирует свободу мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, нацио­нальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Более того, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инфор­мацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гаранти­руется свобода массовой информации, а цензура запрещается[1].*

Конституционные права и обязанности охраняются законами. Специалисту по связям с общественностью надо чаще заглядывать в Уго­ловный кодекс Российской Федерации (УК РФ). Статья 129 УК РФ посвящена клевете, то есть распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. За такое преступление предусмотрено наказание от штрафа в размере 80 тыс. руб. до лишения свободы на трехлетний срок.

Статья 130 УК РФ посвящена оскорблению, то есть унижению чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной фор­ме. В ней особо выделено оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Следует помнить, что оскорбление наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или исправительными работами на срок до одного года.

Глава 19 УК РФ посвящена преступлениям против конституцион­ных прав и свобод человека и гражданина. Статья 136 направлена против дискриминации, то есть нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Такие действия наказываются штрафом в размере от 200 тыс. руб. до лишения свободы на пятилетний срок.

Статья 137 карает за нарушение неприкосновенности частной жизни. Таким нарушением считается незаконное собирание или рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. За это нарушение наказывают штрафом в размере от 200 тыс. руб. (возможно, с лишени­ем права занимать определенные должности на срок до пяти лет) либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Кроме того, ст. 138 наказывает за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообще­ний штрафом в размере до 80 тыс. руб., либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Сравнительно недавно в УК РФ появилась глава 28, посвященная преступлениям в сфере компьютерной информации, ст. 272 запрещает неправомерный доступ к ней. Если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, наруше­ние работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, то следует наказание штрафом в размере до 200 тыс. руб. или лишением свободы на срок до пяти лет[2].

Настольным документом для специалиста по связям с обществен­ностью должен стать Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», который устанавливает правила информационного процесса, а также определяет права и обя­занности всех его участников.

Некоторые новостные сайты не считают себя средствами массо­вой информации. Между тем в ст. 23 законодатели уточнили, что на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства мас­совой информации. Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным названием, учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке, установленном законом.

В статье 24 говорится, что правила для периодических печатных из­даний также применяются и в отношении периодического распростран­ения текстов, если их тираж — 1000 и более экземпляров: Это же поло­жение распространяется на СМИ, созданные с помощью компьютеров, и (или) сведения, хранящиеся в их банках и базах данных, а также на иные средства массовой информации, продукция которых распростра­няется в виде печатных сообщений, материалов и изображений.

Глава 3 устанавливает порядок распространения массовой инфор­мации. В статье 25 указано, что не допускается воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации СМИ со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и государственных органов.

Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого рас­пространения. Причем демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом прямо или косвенно не взимается плата, не считается распространением продукции средства массовой информации.

В статье 34 говорится, что в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для разрешения споров, редакция радио- и теле­программы обязана сохранять материалы передач, вышедших в эфир в записи, и фиксировать их в регистрационном журнале.

Обычные материалы передач хранятся не менее одного месяца со дня выхода в эфир. Аудио- и видеозаписи программ, содержащих пред­выборную агитацию и агитацию по вопросам референдума, хранятся не менее 12 месяцев.

Статья 39 закрепляет право редакции запрашивать информацию | о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руково­дители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Однако в ст. 40 говорится, что редакции могут отказать в предо­ставлении запрашиваемой информации, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представи­телю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

В свою очередь ст. 41 предупреждает, что редакция не вправе раз­глашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предо­ставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозрева­емого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Точно так же редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного предста­вителя.

Статья 59 напоминает об уголовной, административной, дисцип­линарной или иной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации[3].

Печально известный «карикатурный скандал» показал, как важно специалисту по связям с общественностью знать Федеральный закон от 15 июля 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует взаимоотношения граждан, рели­гиозных организаций и государства.

Кроме того, религия прочно связана с национальностью. Поэтому не следует забывать, что Россия — многонациональная страна, которая находится в центре различных миграционных потоков. В 2005 г. числен­ность мигрантов из других стран, проживающих на ее территории, до­стигла 12,1 млн. человек, что составляет 6,4% от общего числа мигрантов | на земле. По этому показателю Россия занимает второе место в мире после США, где мигранты составляют 38, 4 млн. человек, или 20,2% [4].

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях» запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи ] с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства,,1 с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой со­вершения таких действий. Также запрещаются проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих рели­гиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Статья 16 Закона гласит, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и боль­ничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан и в помеще­ниях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В статье 18 говорится, что для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Государство оказы­вает содействие и поддержку благотворительной деятельности рели­гиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Статья 26 предупреждает, что нарушение законодательства Россий­ской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о рели­гиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность.

В местном сообществе действует масса некоммерческих орга­низаций. Работая с ними, специалист по связям с общественностью должен знать основные положения Федерального закона от 15 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Он регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объедине­ний.

Деятельность общественных объединений основывается на прин­ципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

При этом деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных докумен­тах — общедоступной.

Причем включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Статья 24 Закона подтверждает, что общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Она не должна совпадать с государственной символикой Российской Федера­ции и ее субъектов, а также с символикой иностранных государств и не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Она подлежит государственной регистрации и учету.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

· свободно распространять информацию о своей деятельности;

· участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикети­рование;

· учреждать средства массовой информации и осуществлять из­дательскую деятельность;

· представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и обще­ственных объединениях;

· осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законом об общественных объединениях;

· выступать с инициативами по различным вопросам обществен­ной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

· участвовать в выборах и референдумах в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации.

В январе 2006 г. законодатели обязали информировать федераль­ный орган государственной регистрации об объеме получаемых обще­ственным объединением от международных и иностранных организа­ций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение настоящего феде­рального закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.

Европейское сообщество специалистов по связям с общественно­стью столкнулось с недоверием к своей деятельности еще в 1960-е гг. Вопросами этики занялась Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA), созданная в 1955 г. в Лондоне. На своей Генеральной ассамблее в мае 1961 г. в Венеции IPRA приняла Кодекс профессионального поведения связей с общественностью[5]. Вслед за IPRA в декабре 1963 г. свой кодекс профессионального поведения при­нял Британский институт PR-IPR, который был пересмотрен в 1985 и 1986 гг.[6]

Затем в мае 1965 г. в Афинах IPRA совместно с Европейской конфедерацией PR (CERP) приняли Афинский кодекс! Он был изме­нен в 1968 г.[7] CERP не ограничилась совместным кодексом и в апреле 1978 г. в Лиссабоне приняла Европейский кодекс профессионального поведения в области PR[8]. Этот Лиссабонский кодекс был дополнен в мае 1989 г.

В октябре 1991 г. в Риме была принята Профессиональная хартия Международного комитета ассоциаций ПР-консультантов (ICO)[9]. Сейчас в мире уже существует более 30 кодексов профессиональной этики.

Не отстает от международной практики и Россия. 3 июля 1991 г. при активной поддержке международных организаций ЮНЕСКО, IPRA и CERP появилась Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Ее учредили Союз журналистов России, Московский государ­ственный университет международных отношений при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) и Национальная рекламная ассоциация. С 1997 г. РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP).

Сегодня в состав РАСО входят более 140 организаций, среди них PR-агентства, PR-департаменты бизнес-структур и промышленных холдингов, отделы по связям с общественностью государственных и не­коммерческих организаций, редакции СМИ и крупнейшие вузы. РАСО имеет региональные отделения и представительства по всей стране. В 2006 г. президентом РАСО избран Владимир Мединский, депутат Государственной Думы Российской Федерации, доктор политических наук, профессор МГИМО.

В ноябре 1994 г. РАСО приняла Декларацию профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Затем 26 сентября 2001 г. РАСО приняла Российский кодекс профессио­нальных и этических принципов в области связей с общественностью, который основан на международном опыте.

Осознавая свою ответственность перед обществом и законом за достоверность, точность и честность распространяемой информации, руководствуясь пониманием важности формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, РАСО провозгласила не­сколько принципов и норм профессиональной деятельности.

Разработчики отнесли к общим профессиональным принципам то, что деятельность консультанта или агентства должна исходить из обще­ственного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности[8].

Таким образом, востребованная в настоящее время сфера деятельности PR в нашей стране становится не только практической областью, но и теоретической наукой, способной анализировать, сравнивать, обобщать социальные факты, находить ответы на вызовы времени, опираясь на русский менталитет, профессиональные и этические нормы.

Знакомство с литературой, поиск нужных источников.

Проработка материалов по конспектам.

Ответьте на вопрос: Выделяют ли средства в организации, предприятии, учреждении ваших родителей на проведение работы по связям с общественностью? Если, да, то какую часть это составляет от общего дохода предприятия?

Задание. Ознакомьтесь с материалами из Википедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: