Подготовка студентов к практическим занятиям осуществляется в форме самостоятельной работы.
Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.
Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.
Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.
В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.
Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:
|
|
· изучение рекомендуемой литературы;
· подготовка к зачету.
Подготовка к практиче6ским занятиям предполагает выполнение студентами заданий, предусмотренных для каждого практического занятия.
Задания для самостоятельной работы по теме 1: «Психологические основы профессионального общения»
1.Изучение литературы рекомендованной к практическому занятию.
2.Составление классификации активных групповых методов обучения общению в прикладной социальной психологии.
3. Используя рекомендованную по курсу литературу выписать различные подходы к определению понятия «тренинг», существующие в отечественной практической психологии /Петровская Л.А., Емельянов Ю.Н., Сидоренко Е.В., Вачков И.В./.
Задания для самостоятельной работы по теме 2: «Коммуникативная компетентность»
1.Изучение литературы рекомендованной к практическому занятию.
2.Изучив предложенную литературу, выявить факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетентности личности.
3.Подготовка к дискуссии по теме: «Какими качествами обладает гений общения?».
Задания для самостоятельной работы по теме 3: «Коммуникативные техники»
1.Изучение литературы рекомендованной к практическому
занятию.
2.Используя книгу Сидоренко Е.В. «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии», составить классификацию техник активного слушания. Для каждой техники активного слушания подобрать и записать примеры из сферы личного или профессионального общения.
3. Используя книгу Сидоренко Е.В. «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии» пранализировать области использования техник малого разговора.
|
|
4. Привести по 2 примера из сферы личного или профессионального общения, в которых демонстрируется использование техник малого разговора цитирование партнера, позитивные констатации, информирование, интересный рассказ.
Задания для самостоятельной работы по теме 4: «Тренинг активного слушания»
1. Используя литературу по проблемам общения составить краткий конспект на тему «Барьеры в общении и пути их преодоления».
2. Подготовка к дискуссии на тему «Профессиональная деформация психолона»
3. Провести диагностику 3 человек, используя тест «Умеете ли Вы слушать?».
Задания для самостоятельной работы по теме 5: «Развитие социально-перцептивных навыков общения»
1. Используя литературу, посвященную проблемам общения составить классификацию средств общения. Для каждого невербального средства общения /мимика, пантомимика, жесты, позы, дистанция в общении/ составить по 1 упражнению, направленному на развитие данных невербальных средств общения.
2. Используя список рекомендованной литературы, составить сценарий однодневного 4-5 часового тренинга, направленного на развитие профессиональной наблюдательности / для педагогов, психологов, специалистов по продажам/.
При разработке варианта тренинга необходимо использовать знания и умения, сформированные в процессе изучения учебной дисциплины «Методика проведения психологического тренинга»
Задания для самостоятельной работы по теме 6: «Групповая дискуссия»
1. Используя книгу Г.И.Марасанова «Социально-психологический тренинг» составить доклад на тему «Использование метода групповой дискуссии в тренинге общения».
2. Используя рекомендованную литературу составить классификацию трудных собеседников и указать возможные средства воздействия на каждую из категорий собеседников.
3. Используя книги Г.Б.Мониной, Е.К.Лютовой-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители), Сидоренко Е.В. «Тренинг влияния и противостояния влиянию», выписать типы манипуляции и способы эффективного противодействия им.