УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» |
для студентов специальности |
030301 «Психология» специализация «Социальная психология» |
Очной, заочной форм обучения |
Разработчик: Шабас С.Г.Канд.психол.наук. | |
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _________________ И. К. Кощеева (подпись) «______» __________ 20 ____ г. (дата) | |
СОГЛАСОВАНО: Декан факультета социальной психологии Гуманитарного университета _________________ Е.Б. Перелыгина «__5__» ___сентября__ 2011___ г. | |
ПРИНЯТО: Ученым советом Факультета социальной психологии | |
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры Общей и прикладной психологии Протокол заседания № 1____ от «__5_» _сентября_ 2011_ г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© С.Г. Шабас, 2011
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальная психология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки специалиста по специальности 030301 «Психология» специализация «Социальная психология »
|
|
Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла ОПД учебного плана.
Форма обучения | очная |
Семестр (семестры) | Vсеместр |
Трудоемкость дисциплины | 60 час., в том числе: |
Аудиторная работа: | 28 час. |
Лекций: Семинаров: | 14 час. 14 час. |
Самостоятельная работа: | 32 час |
Реферат Отчет по самостоятельной работе | 1, V семестр 1, V семестр |
Контрольные мероприятия: | |
Контрольная работа | |
Отчетность | |
Зачет: | V семестр |
Форма обучения | заочная |
Семестр (семестры) | VI семестр |
Трудоемкость дисциплины | 60 час., в том числе: |
Аудиторная работа: | 10 час. |
Лекций: | 10 час. |
Самостоятельная работа: | 50 час. VI семестр,в том числе: |
Реферат Отчет по самостоятельной работе | 1, VI семестр 1, VI |
Контрольные мероприятия: Контрольная работа | |
Отчетность | |
Зачет: | VI семестр |
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дисциплины
Современная тенденция изменения позиции общества к детям с особенностям в развитии приводит к осознанию необходимости научного анализа этих изменений, выявления особенностей психо-физиологического развития таких детей, квалификации различных нарушений и дисгармоний с тем, чтобы предметнее определить условия и пути оптимизации взаимодействия и коррекции нарушений.
Комплексная работа специалистов различного профиля с детьми с проблемами в развитии позволит достичь успешности их учебной деятельности, компенсации и реабилитации нарушенных функций, сохранении и укреплении соматического и психического здоровья.
|
|
Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии-сложная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки данного контингента детей к наиболее самостоятельному существованию и возможностям участвовать в социально-экономической деятельности общества.
Дефект, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, не означает наличие только отрицательных признаков. Учитывая компенсаторное развитие сохранных функций необходимо по возможности более полно адаптировать ребенка к окружающей среде. Практически всегда при дефектах в первую очередь страдает познавательная активность и происходит своеобразное изменение в формировании личности ребенка. В условиях специального обучения и воспитания существует возможность преодолевания или сглаживания их биологически обусловленной недостаточности.
Целью работы с особым ребенком является определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.
Центральной проблемой специальной психологии является изучение закономерностей психического развития и формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специальных методов и приемов обучения. В комплексном психолого-педагогическом воздействии возникает необходимость трудового воспитания и обучения, способствующего преодолению негативного самовосприятия и позиции иждивенчества.
Выраженность влияния тяжести дефекта на внутрисемейные отношения приводит к необходимости работы с семьей, к восстановлению позитивной атмосферы и уверенности в способности ребенка к самостоятельной жизни.
Таким образом, содержание дисциплины «Специальная психология» позволит студентам осознать причины отклонений в развитии ребенка, их патогенез и основные клинико-психологические проявления, поможет проектировать адекватные меры психологической коррекции нарушений развития с учетом соответствующих компенсаторных механизмов при взаимодействии с семьей.
Изучение данного курса позволит специалистам, работающими с детьми с отклонениями в развитии, развивать комплекс параллельных служб в структуре образовательных органов и учреждений и создавать медико- психокоррекционные и социальные программы для усиления профилактики нарушения здоровья данного контингента детей и формировать условия для их полноценной реабилитации и социальной адаптации
Цель курса: научить студентов понимать специфику психических проявлений врожденных и приобретенных нарушений функционирования нервной системы и анализаторов у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и применять полученные знания в психокоррекционной работе с ребенком и членами его семьи.
Задачи курса: В ходе изучения дисциплины студенты будут:
- понимать этиологию клинико-психологических проявлений и компенсаторного потенциала разных видов дизонтогений;
- знать основные понятия специальной психологии в тифло-, сурдо-, олигофренопсихологии, в психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами, патологией эмоционально-волевой сферы и поведения;
· объяснять необходимость использовать тех или иных методов диагностики клинических проявлений различных нарушений психофизического развития ребенка;
- применять технологии психокоррекционной работы специфической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям, основываясь на законодательных базе Российской Федерации
Место дисциплиныв программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами.
|
|
Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию в дальнейшему росту. Специальная психология органично связана с близкими по содержанию дисциплинами «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Клиническая психология», «Психофизиология», «Медицинская психология».
Требования к уровню освоения содержания курса: В результате освоения курса студенты:
Знают основные понятия: психический дизонтогенез и его параметры; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому.
Понимают: методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.
Применяют: общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
Анализируют: направления и методы корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители;.
Организуют: систему комплексного психолого-педагогического сопровождения, психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
Методическая новизна курса:
В преподавании используются методы активного обучения:
- интерактивное взаимодействие-актуализация личного опыта студентов;
- кейс-технологии- «case study»-метод конкретных ситуаций;
- проблемное обучение- лекции-дискуссии.
В процессе изучения курса студенты проделывают значительную индивидуальную самостоятельную работу, способствующую личностному и профессиональному развитию.
|
|