Автоматические прачечные вместо индивидуальных стиральных машин

В современных многоквартирных домах в Северной Европе, а также в штатах на восточном и западном побережье США достаточно широкое распространение получила практика установки автоматических прачечных с тем, чтобы семьи не прибегали к услугам стиральных машин в своих квартирах (Штаэль и Гомрингер, 1993). Среднее увеличение энергоэффективности при стирке оценивается в этом случае на уровне «фактора четыре». Эффективность использования материалов может возрасти еще больше, приблизительно в 10 раз. Ресурсосберегающая стратегия состоит в том, чтобы вместо большого количества машин, которые будут находиться в личной собственности, продать несколько машин в совместное пользование.

Выигрыш энергии зависит главным образом от выбора источника энергии. Личные машины, как и барабанные сушилки, — почти всегда электрические. Что касается автоматических прачечных, то здесь вода нагревается природным газом (это гораздо более эффективный и экономичный метод), причем часть горячей воды используется повторно или тепло регенерируется благодаря более высокой частоте цикла стирки. Кроме того, отработанное тепло пригодно для повторного применения в барабанных сушилках.

Повышение эффективности использования материала обусловлено более интенсивной работой стирального автомата. Имеющая прочную конструкцию машина «Лондромат» обычно обладает ресурсом в 30 тысяч стиральных циклов. Семейные машины отрабатывают в среднем только 23 тысячи стиральных циклов.

В социальном плане недостатком «Лондромата» является его расположение в непривлекательных местах, например, в холодных и пустующих подвальных помещениях или на крыше дома. В Калифорнии нашли выход. В комплексах кондоминиумов стиральные автоматы нового поколения размещаются рядом с плавательным бассейном и площадками для отдыха.

Производя более долговечные машины, организуя их коллективное использование, а главное, переходя от товарного рынка к рынку услуг, можно уменьшить расход материалов для многих других бытовых функций (Джиарини и Штаэль, 1983).

Лифты

Еще одна иллюстрация принципа услуг—это «вертикальный транспорт», т. е. лифты. Высокие здания (и, следовательно, сбережение площадей при строительстве) немыслимы без эффективных подъемных систем. Лифты в основном состоят из набора рельсов, передвигающейся по ним кабины, противовеса, тягового двигателя с зубчатой передачей, механизма управления и системы аварийного торможения. Благодаря своей модульной конструкции, защищенной от вмешательства, это устройства с продолжительным сроком службы, которые можно сравнительно легко довести до уровня новых технологий (например, ввести электронное управление и двигатели с тиристорным управлением) и современной моды (замена пульта, изменение отделки или, наконец, всего интерьера кабины) (Штаэль и Гомрингер, 1993).

Компания «Шиндлер АГ» в Эбиконе (Швейцария) — вторая в мире по производству лифтов — решила воспользоваться долговечностью своих лифтов и сдавать их в аренду. Контракты на долгосрочную аренду включают в себя регулярное техническое обслуживание и услуги. Таким образом, клиенты получают гарантию, что не застрянут в «вертикальном пространстве». Ясно, что коммерческий интерес фирмы вытекает из замечательной долговечности и надежности ее продукции. К 1992 г. 70% доходов этой компании поступало от таких услуг.

Принимая во внимание долговечность лифтовой системы, можно сказать, что лифты примерно в 40 раз эффективнее по энергии и в 10 раз — по затратам материалов, чем средний автомобиль 1995г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: