Год обучения
№
| Название раздела
| Теория
| Практика
|
| Развитие музыкальной грамотности и освоение инструмента
| Термины, интервалы, агогика, аккорды;
подбор по слуху;
транспонирование;
чтение с листа
| Развитие техники через игру упражнений, гамм, этюдов
|
| Работа над репертуаром
| Сведения о композиторе, эпохе и произведении;
Сведения о композиторе, эпохе и произведении
| Улубление и усложнение музыкально-хожественного материала;
формирование концертной программы;
работа над произведением;
активное участие в концертно-просветительской деятельности;
воспитание самообладания, исполнительской воли, артистизма
|
| Организация музыкальных интересов обучающихся
| Беседы о музыке (понятие музыкального образа, рассказ об инструментах и творчестве композиторов)
| Слушание музыки на концертах и в записи, в исполнении преподавателя; анализ прослушанных произведений
|
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
|
Первый год обучения
| Размер:2/4; 3/4; 4/4
Динамические оттенки: Р (пиано) – тихо; mp (меццо пиано) – не очень тихо; f (форте) – громко;
Приемы игры: апояндо – с опорой; тирандо – без опоры;
Знаки альтерацмии
|
Второй год обучения
| Знать материал 1 года обучения
Размер: 3/8; 2/4; 3/4; 4/4 (дробь, обозначающая строение такта; числитель – количество долей; знаменатель – длительность долей, образующих такт)
Динамика: сила звука.
Динамические оттенки: Р (пиано) – тихо; mp (меццо пиано) – не очень тихо; f (форте) – громко; mf (меццо форте) – не очень громко. (крещендо) – постепенное увеличение силы звука; (диминуэндо) – постепенное уменьшение силы звука.
Знаки в исполняемых гаммах.
|
Третий год обучения
| Размер: 3/8; 2/4; 3/4; 4/4 (дробь, обозначающая строение такта; числитель – количество долей; знаменатель – длительность долей, образующих такт)
Динамика: сила звука.
Динамические оттенки: Р (пиано) – тихо; mp (меццо пиано) – не очень тихо; f (форте) – громко; mf (меццо форте) – не очень громко; (крещендо) – постепенное увеличение силы звука; (диминуэндо) – постепенное уменьшение силы звука.
Темп: скорость исполнения музыкального произведения.
Анданте – не спеша; модерато – умеренно; аллегро – скоро; аллегретто – менее скоро чем аллегро.
Приемы игры: апояндо – с опорой; тирандо – без опоры; техническое легато; барре; флажолеты.
Штрихи: способ ведения звуков.
Легато – связанно; нон легато – не связанно; стаккато – отрывисто.
Знаки в исполняемых гаммах.
|
| | |
Четвертый год обучения
| Знать материал 3 года обучения
Динамические оттенки: рр (пианиссимо) – очень тихо; ff (фортиссимо) – очень громко; sf (сфорцандо) – акцентируя.
Темпы: ленто – медленно; адажио – медленно; андантино – несколько скорее чем анданте; виво – живо.
Отклонение темпа: rit. (ритенуто) – сдерживая; rall. (раллентандо) – замедляя; piu mosso – более подвижно; meno mosso – менее подвижно; a tempo - в прежнем темпе.
Приемы игры: глиссандо – скольжение; арпеджиато – быстрое исполнение нот, входящих в аккорд; вибрато – дрожание.
Знаки сокращенного письма: реприза; вольты; da capo al fine; повторить сначала до слова конец; сеньо; фонарь.
Знаки в исполняемых гаммах.
|
Пятый год обучения
| Знать материал 3- 4 годов обучения
Темпы: ларго – протяжно; граве – тяжело; состенуто – сдержанно; престо – очень быстро.
Термины – итальянские слова.
Дольче – нежно; эспрессиво – выразительно; кантабиле – певуче; росо а росо – постепенно; sul ponticello – у подставки; ordinario - обычным способом.
Приемы игры: пиццикато; тамбурин; расгеадо; тремоло.
Мелизмы (звуки, украшающие мелодию) – форшлаг, мордент, группетто, трель.
Форшлаг:
a. короткий (один или несколько коротких звуков, исполняющихся перед основным звуком за счет предшествующей длительности);
b. длинный (один звук, исполняющийся перед основным звуком всегда за счет его длительности).
Мордент (быстрое исполнение трех звуков: основного, вспомогательного и опять основного):
c. простой (вспомогательный звук исполняется на верхней ступени);
d. перечеркнутый (вспомогательный звук исполняется на нижней ступени).
Группетто (быстрое исполнение в определенной последовательности основного и вспомогательного звуков).
Трель (быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков).
Знаки в исполняемых гаммах.
|