Это сочинение я бы начала вот такими бы словами

"На моем столе стоит глобус-маленькая планета в миниатюре. Как много здесь разных цветов: синий, желтый, зеленый, белый, оранжевый...Нет только черного и красного цветов, цвета горя и крови."

Главной целью, образованной сразу после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций, была ликвидация всех войн в перспективе. Сейчас такая цель кажется наивной и утопической. Но, возможно, в 1945-м году мир был ближе к ней, нежели сейчас. Так что слишком издеваться не стоит - мы не жили тогда.

А вообще однажды серьезные историки решили задаться следующим вопросом: сколько времени человечеству удавалось обходиться вообще без единой войны и вооруженного конфликта? Как говорится, подсчитали - и прослезились. В сущности, воевать и завоевывать, убивать и быть убитыми заложено в людской природе.

Отсюда, собственно говоря, и вытекает первый вопрос ко всему человечеству - возможно ли переломить эту негативную тенденцию, исправить несовершенную человеческую природу? И ответ на него, увы, напрашивается, скорее, отрицательный, чем положительный.

Люди так устроены, что им все мало, хочется еще. Это касается и зрелищ, и жизненного пространства, и острых впечатлений. К тому же, недаром некоторые писатели открыто называли человека самым опасным из всех животных - ведь он наделен разумом и весьма изобретателен в делании зла. Потому что в делании добра невозможно быть изобретательным - ты творишь добро потому, что не можешь иначе, ты таков по натуре. А волосы встают дыбом, когда узнаешь, сколько видов пыток и казней существует в мире. Вот где разгулялась изощренная фантазия самого опасного из всех животных! Так что воевать, видимо, человечество не прекратит никогда. Вот и мальчишки в свое время играли в «войнушку», как бы примеряя на себя роль будущего воина.

Другой вопрос - цена человеческой жизни. Есть ли она? Существует красивая легенда о том, что когда падает звезда с ночного неба - это своего рода напоминание - оборвалась, закончилась чья-то жизнь. И это трагедия, потому что пока человек жив - всё или очень многое еще можно исправить. Войны же, объективно говоря, послужили привыканию к смерти, боли, ужасу. Мы потеряли порог приличия и меры.

Имеются даже подсчеты, сколько времени жил рядовой, необстрелянный солдат на передовой в первые месяцы Великой Отечественной войны. Счет шел даже не на минуты - на секунды. На войне у солдат детская психология: день пережит - и, слава Богу. Не убили сегодня - авось, не убьют и завтра. Солдат живет одним днем. Наше сознание не может вместить информацию о сотнях и тысячах убитых, отторгает ее, ибо это слишком страшно и запредельно.

Наконец, третий вопрос - можно ли если уж не отказаться от войн совсем, то хотя бы свести жертвы, приносимые на алтарь победы, к минимуму, не посылать солдат на убой? Опыт некоторых отечественных полководцев и военачальников показывает, что да, это возможно. Особенно когда будущий маршал сам прошел путь к этому высокому званию от рядового солдата и знает не понаслышке, насколько тяжела эта ноша. Но есть и те, кто предпочитает воевать не умением, а числом.

Недаром иные историки до сих пор упорно предпочитают утверждать, что мы победили в той войне только потому, что завалили Европу трупами, что располагали огромными человеческими ресурсами, каких не было у побежденной в конечном итоге Германии. Своя правда в этом утверждении есть, отрицать трудно. Но решения принимает командир - причем, на месте, в экстремальной ситуации. И иногда он вынужден поступать по принципу наименьшего зла, чтобы не допустить наибольшего, например, послать на верную смерть одну группу бойцов, которые, ценой своих жизней, спасут целую армию.

Да, война ставит немало вопросов. Жаль только, что не всегда на них есть готовые ответы, если они есть вообще.

«Вопросы, заданные человечеству войной»

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Русская литература богата на военные сюжеты, потому как сама история давала их нам. Перечень произведений, которые рекомендуется прочитать для подготовки к итоговому сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной».

«Слово о полку Игореве». Здесь был задан, по сути, единственный вопрос: способна ли раздробленная Русь, самостоятельные княжества, дать отпор врагу, защитив свои земли? Разумеется, ответ категоричен: только в единстве заключается сила народа. Впрочем, тема единения в пору тяжелых для России дней – сквозная. Она поднималась во всех перечисленных ниже произведениях.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема чести и достоинства положены в основу пушкинского романа. Не зря эпиграфом послужила пословица «Береги честь смолоду». «Великий русский бунт, бессмысленный и беспощадный» обнажил у русского человека немало пороков. И если говорить конкретно, то на примере Петра Гринева, капитана Миронова, человек, находясь перед лицом смерти, способен находить в себе силы не отойти от своих взглядов, истинных, верных, высокоморальных убеждений.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если в «Анне Карениной» за основу взята мысль семейная, то в «Войне и мире» мысль народная. Действительно ли одна исключительная личность способна решить судьбы миллионов людей? Толстой характеризует народ, как «новую, не­ведомую никому силу».

«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные брат­скою любовью», — говорит в одном из эпизодов в первые дни войны Наташа Ростова. «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единст­во — мир — русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого.

Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматрива­ется кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «вели­чайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления че­рез Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, посколь­ку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение — единственное событие в истории этой кам­пании, имеющее нравственное оправдание — спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии (см. поведение батареи капитана Тушина в этом сражении). Шенграбен — линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечест­венной», спасительной для России в целом и для каждого из героев. 1812 год разрушает исторический произвол сильной личности — Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных — бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий.

М.А. Шолохов «Тихий Дон». В основу романа-эпопеи легли сразу два крупных исторических события – сначала Первая мировая война, затем гражданская. Гармоничный вековой уклад донского казачества рушится под напором охвативших потрясений страну. Главный герой, простой казак, Григорий Мелехов, который не нашел места в жизни, четко разделенной на два враждебных ла­геря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди. Это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, оче­видно, есть в этом обществе серьезные изъяны и немного у него пер­спектив.

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба». Судьба публикации этого произведения также заслуживает отдельной книги, почти сразу рукопись была изъята КГБ, а опубликовали спустя почти 20 лет.

В этом романе мы видим совершенно очевидные параллели между Гитлером – Сталиным, фашизмом – коммунизмом, нацистскими лагерями и сталинскими. «Гроссман вывел для себя моральную тождественность немецкого национал-социализма и советского коммунизма», — писал А. Солженицын.

Не существует плохих или хороших наций. Методично и безжалостно осуществляемый нацистами и их пособниками геноцид евреев, Холокост, является одной из главных тем романа. В романе также неоднократно упоминаются сталинский террор 1937-38 годов, раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 г. Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об ответственности простого человека, вовлеченного тоталитарным государством в такие кампании. Гроссман утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Именно такой выбор делает заключенный в концлагерь толстовец Иконников, отказавшийся работать на постройке газовой камеры.

Другой основной темой романа является противостояние природной доброты человека внушаемой ему государством ненависти к врагам. Гроссман описывает, как советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга.

М.А. Шолохов «Судьба человека». Впервые в русской литературе был показан образ человека, который прошёл нацистские лагеря, остался жив и вернулся на Родину.

«Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Находясь в лагере, в эпизоде, когда немецкий офицер Мюллер предлагает выпить Андрею Соколову за победу немецкого оружия, голодный и обессиленный, он отказывается пить. А когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Еще рекомендуем:

В.Л. Кондратьев "Сашка" (человечность, сострадание).

В.В. Быков "Сотников" (предательство).

В.О. Богомолов "Иван" (мужество).

А.И. Приставкин "Ночевала тучка золотая" (судьбы детей в годы ВОВ).

Примерные темы сочинений для подготовки:

·Человек и война в произведениях второй половины XX в.

·Подвиг народа в Великой Отечественной войне

·Любовь и война на страницах русской литературы

·Смысл названия романа "Война и мир"

·Нравственные проблемы войны

·Война обнажает человеческие пороки

·Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни... (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)

·Тема мужества на страницах русской литературы

·Истоки предательства

·Женщина и война

·В войне побеждает народ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: