Формы психологической профилактики. Отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии
Отношение
| Реакция на дефект
| Схема поведения
|
Принятие ребенка и его дефекта
| Родитель принимает дефект ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку
| Родители не испытывают чувство вины или неприязни к ребенку. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенкп дает родителям душевную силу и поддержку
|
Реакция отрицания
| Отрицается, что у ребенок имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает эмоциональное влияние на них
| Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности
|
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки
| Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей
| Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него; поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У ребенка формируется пассивность, психическая и социальная незрелость.
|
Скрытое отречение. Отвержение ребенка
| Дефект считается позором
| Отрицательное отношение и отвержение к ребенку скрываются за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители педантично стараются быть хорошей матерью и отцом
|
Открытое отречение, отвержение ребенка
| Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему
| Для обоснования враждебных чувств и преодоления чувства вины за них родитель использует психологическую защиту. Общество, врач или учитель оказываются виноватыми во всех бедах. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение
|
Приложение 7.
Уровень профилактики
| Объект работы
| Цель
| Основная задача
|
Первичный
| Практически все люди
| Забота о психическом здоровье и психических ресурсах
| Коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств
|
Вторичный
| Группа риска
| Раннее выявление трудностей в обучении и поведении
| Преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми
|
Третичный
| Дети с ярко выраженными проблемами
| Коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем
|
|
Приложение 8.