Особенность оздоровительных мероприятий

83. Оздоровительные мероприятия разнятся по уровню вмешательства в дело управления банком своим бизнесом. Специальные мероприятия, используемые органами банковского надзора, зависят от характера и уровня серьезности проблем и трудностей, с которыми столкнулся данный банк, а также от того, насколько менеджмент проблемного банка готов к сотрудничеству.

84. Как правило, органы банковского надзора выражают готовность принимать неформальные меры и оздоровительные действия с меньшей степенью вмешательства в тех случаях, когда проблемы, с которыми столкнулся данный банк, не очень серьезны. Приветствуется также, если менеджмент банка проявляет готовность к сотрудничеству и проявляет сноровку и энергию при решении своих проблем.

85. В случае если банк сталкивается с более серьезными проблемами или если нет готовности к сотрудничеству со стороны руководства банка, то орган банковского надзора может быть вынужден предпринимать официальные действия, с тем чтобы обеспечить соответствие со своими рекомендациями. Официальные действия связывают свободу действий банка, предусматривают штрафные санкции за несоблюдение требований. В зависимости от местных правил регулирования к таким санкциям может относиться и издание органом банковского надзора некоторых форм предупреждения принудительного характера с описанием конкретных действий, подлежащих исполнению банком и его менеджментом, а также график их исполнения. Сюда можно также отнести и "приказы о запрещении продолжения противоправного действия", требующие от банка и/или его менеджмента прекратить конкретный вид деятельности или нарушение правил. В некоторых странах подобные приказы могут также издаваться в отношении аффилированных с банком организаций, например, бухгалтеров или аудиторов банка, с тем чтобы предотвратить или прекратить нарушение правил или ненадлежащую/небезопасную деятельность 19.

86. Более серьезные оздоровительные мероприятия должны рассматриваться в том случае, если существует и развивается опасность возникновения несостоятельности банка. В этих случаях орган банковского надзора может налагать запрет на банк в отношении операций по продаже и платежных операций для предотвращения или ограничения истощения активов. Для того чтобы избежать разочарований новых клиентов, банку может быть запрещено принимать платежи, не предназначенные для погашения долгов банку, если не существует схемы страхования депозитов, которая в полной мере устраивала бы заинтересованные стороны. Может также рассматриваться вопрос о назначении внешнего администратора. Такие жесткие меры, применяемые в основном при ликвидации юридического лица, могут привести к дальнейшему снижению уровня общественного доверия к банкам и должны применяться очень осторожно.

87. Эскалация оздоровительных мероприятий означает рост интенсивности банковского надзора. Существуют ресурсные и затратные моменты, которые орган банковского надзора должен хорошо понимать и учитывать. Однако отсутствие ресурсов не может служить оправданием для бездействия. Органы банковского надзора должны обеспечить в соответствии с Базельскими основными принципами такие условия, чтобы их оперативный бюджет позволял дополнительные издержки, связанные с оздоровительными мероприятиями, например, оплату услуг юристов и консультантов. Органы банковского надзора должны также указать в своих планах на случай непредвиденных обстоятельств (раздел 4.4) то, каким образом дополнительные ресурсы - финансовые и людские - будут привлечены в случае необходимости.

План действий

88. При составлении плана действий оздоровительных мероприятий имеет смысл отдать приоритет более серьезным проблемным и слабым местам. Может потребоваться координированный план, предусматривающий согласованную работу в отношении различных проблемных областей, поскольку зачастую разные проблемы бывают взаимосвязаны.

89. Следовательно, любой план действий должен содержать пакет оздоровительных мер, которые при комплексном применении решат проблему не только симптомов, но и причин. Учитывая то, что ненадлежащий менеджмент является, как правило, фактором в составе прочих, оценка способностей менеджмента должна включаться в план действий.

90. Как часть своего плана действий банк должен обязываться разрабатывать подробный капитальный и операционный план, отражающий программу восстановления финансового здоровья данного банка. Такой план должен отражать перспективную оценку прибыли, дивидендов, активов, обязательств, капитала, неработающих активов и списаний непогашенных ссуд, оценку, произведенную консервативным способом.

91. Ключевым фактором при определении, насколько успешным будет план действий, являются обязательства совета директоров, а в конечном счете и основных акционеров банка. Для органа банковского надзора очень важно установить открытый и откровенный диалог с советом директоров, и особенно с основными акционерами банка, с тем чтобы сохранить их приверженность данному банку, включая возможность срочного вложения новых капитальных средств или поиски новых акционеров.

92. Очевидно, что если менеджмент сконцентрирует свое внимание на проблеме оздоровления банка, то у него должно быть как можно меньше необязательных и отвлекающих моментов, с тем чтобы он отложил на время в сторону любые планы открытия новых отделений, планы поглощения или другие крупные новые деловые инициативы. Добровольное следование в этом направлении должно быть отражено в плане действий.

93. План действий, подготовленный банком, должен получить одобрение совета директоров и должен содержать разумные аргументы, убеждающие орган банковского надзора в том, что слабые места будут удовлетворительным образом разрешены в пределах приемлемого временного периода. В некоторых случаях, например, если были нарушения правил регулирования или если были предприняты в отношении данного банка официальные надзорные действия, то могут быть основанные на законе требования об официальном одобрении плана действий также и со стороны органа банковского надзора.

94. В некоторых странах обязательства совета директоров в отношении плана действий, а также графика его выполнения сформулированы в письменном соглашении, подписываемом органом банковского надзора и конкретным банком, и такой банк подпадает под режим интенсивного надзора.

95. Совет директоров и менеджмента банка, а также и орган банковского надзора должны осуществлять тщательный мониторинг реализации плана действий. От банков следует требовать направлять в орган банковского надзора регулярную обновляемую информацию о прогрессе программы оздоровления на фоне плана действий. В свою очередь, орган банковского надзора должен быть способен оценить, имеется ли удовлетворительный прогресс или необходимы дополнительные оздоровительные мероприятия. Обычно подобный метод помогает восстановлению большого числа банков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: