Качество активов

111. Проблема качества активов может превратиться в "серьезную проблему" различными способами. Резервирование и списание средств со счетов могут привести к убыткам данного банка, вызывающим сокращение коэффициента достаточности капитала. Однако, если даже данный банк продолжит приносить прибыль, ненадлежащее качество активов может по-прежнему создавать проблемы по трем основным причинам:

- если проблема не разрешается посредством надлежащего управления проблемным кредитом, то списание ссуд, вероятно, останется значительным или даже будет возрастать;

- проблемные кредиты, превышающие нормы банковского сектора, могут сигнализировать не только о ненадлежащих стандартах кредитного страхования, но, по всей вероятности, и о ненадлежащем управлении, что может послужить предупреждением о зарождении повсеместных проблем;

- знание общественностью и рынком о сравнительно неудовлетворительном управлении качеством активов данного банка может отрицательно сказаться на доверии к нему, что приведет к изъятию депозитов или росту издержек, связанных с привлечением средств.

112. Для решения проблем, связанных с качеством активов, проверки на месте являются, как правило, наиболее благоприятным методом оценки масштабов проблемы. Проверка должна концентрироваться на том, насколько быстро и четко была выявлена проблема, связанная с кредитованием; наличествует ли в данном банке подразделение по управлению/разрешению проблем, связанных с кредитованием; насколько эффективно работает такое подразделение; насколько правильно классифицировались проблемы, связанные с кредитованием; насколько адекватна величина резервов, выделенных на решение этой проблемы. Хотя наличие адекватных резервов является на первый взгляд предметом первостепенной важности для данного банка и его аудиторов, тем не менее орган банковского надзора играет основную роль в определении того, насколько разумна политика выделения резервов и насколько эффективно она применяется. Если величина резервов неадекватна, то коэффициент достаточности капитала данного банка будет завышен.

113. Орган банковского надзора, вероятно, будет способен использовать: (1) сопоставление с группой равноценных банков (например, с опытом других проверок на местах) и (2) стресс-тестирование для определения масштаба данной проблемы и конкретных областей, вызывающих озабоченность. Органы банковского надзора все с большей энергией требуют от банков проводить стресс-тестирование и ввести его в повседневную практику банковской деятельности.

114. Конкретный банк, испытывающий сложности, связанные с качеством активов, должен разработать соответствующий план оздоровительных мероприятий. Сюда можно отнести:

- переговорный процесс о новом соглашении с его ослабленными, но жизнеспособными дебитораослабленными, но жизнеспособными дебиторами (посредством продления сроков погашения кредитов, снижения процентных ставок, частичного прощения долгов, задолженности по свопам, сумма которых определяется рыночным индексом, и пр.;

- приобретение (в собственность) обеспечения по кредиту и других активов дебиторов;

- списание долгосрочных проблемных ссуд;

- реализация активов или перевод активов в специальный инструмент по управлению задолженностью (хотя следует сказать, что орган банковского надзора должен определить, что подобные операции не осуществляются только как форма регулятивного арбитража).

115. На практике, однако, какой бы метод ни выбрал проблемный банк, существуют определенные принципы, которым необходимо следовать. Во-первых, проблемному банку нужно постараться добиться реалистической оценки своего текущего качества активов и не подвергаться искушению скрыть проблему "косметическим" реструктурированием с использованием несостоятельных дебиторов. Во-вторых, банку нужно направить ресурсы на укрепление подразделения по управлению проблемными ссудами, с тем чтобы оно могло ускорить процесс оздоровления. В-третьих, ему нужно подготовиться и "проглотить пилюлю" отчислений средств в резервы. Проблемы с качеством активов, ставшие достоянием гласности, бросают тень на данный банк на долгие годы. Чтобы быть эффективной, величина резервов должна определяться на основе стоимости быстро реализуемого обеспечения или консервативной оценки текущей стоимости, рассчитанной по вероятной сумме выплат заемщикам, а не по долгосрочным потенциально оптимистическим прогнозам будущей стоимости. Если у данного банка окажутся ресурсы или он сможет мобилизовать дополнительные ресурсы, например, за счет инъекций капитала, то предпочтительнее будет попытаться "очистить баланс" как можно скорее. Это, однако, может привести банк к большому потрясению в части прибыльности и капитала.

116. Орган банковского надзора почти определенно ждет от банка, чтобы тот наметил цели в части сокращения проблемных ссуд до определенного уровня в конкретный период времени и может изъявить желание осуществить мониторинг прогресса банка в этом направлении посредством посещения банка и изучения отчетов внешних или внутренних аудиторов данного банка. Он должен обеспечить условия для того, чтобы все реструктурированные долги были классифицированы как неработающие и были обеспечены резервами до тех пор, пока данный банк не продемонстрирует, что дебитор восстановил свою способность полностью погасить свою задолженность.

117. Кроме работы в отношении безотлагательных проблем, орган банковского надзора должен также обеспечивать условия для того, чтобы данный банк в полной мере произвел анализ процессов оценки, одобрения и мониторинга своих кредитных операций. Обнаруженные здесь слабые места почти гарантированно сыграли главную роль в возникновении общих проблем в части качества активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: