Коммуникации в системе управления

Коммуникация — это передача информации от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит меж­личностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнении, намеков, ощущении или восприятия, чувств и отношений от од­ного лица к другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

«Коммуникация» и «информация» хотя различные, но взаимосвя­занные понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходи­мо как минимум наличие двух людей. Эффективная коммуникация требует от каждой стороны определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.

Многообразие коммуника­ций определяется различными критериями их классификации.

Коммуникации внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия с другими объектами.

Коммуникации одноканальные и многоканальные. Одноканальная коммуникация часто выступает в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте под­хода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.

Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот и другой их вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом — неустойчивые. Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Фор­мальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполне­ния функций и полномочий, связи, определяемые характером и систе­мой распределения функций.

Неформальные коммуникации возникают в процессе человече­ского общения по различным интересам: житейским, психологическим, ситуационным.

Коммуникации могут быть постоянными и ситуационными.

Си­туационные коммуникации нередко отражают возникновение конфлик­тов и тем самым требуют дополнительного внимания.

Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. В качестве мнимых коммуникаций выступают те связи, которые существуют по ка­ким-то установленным организационным положениям, но не реализу­ются в практической деятельности, не оказывают заметного влияния на взаимоотношения служащих.

Коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На основе этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации труда.

Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информацион­ных потоков. Такой подход рассматривает не индивидов, а коммуникационные отношения между ними.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, гори­зонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководство — подчиненные. Горизонтальные связи осуществ­ляются между равными по уровням индивидами или частями органи­зации. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и дру­гими подчиненными. Сеть этих связей создает структуру организации.

Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого ин­дивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими лицами.

За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи. Построив матрицу отношений, можно выделить пять стилей в межличностной коммуникации.

1)Коммуникационный стиль индивида может быть определен как открытие себя.

2)Коммуникационный стиль индивида опре­деляется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью.

3)Коммуникационный стиль направлен на за­мыкание в себе и характеризуется одновременно низким уровнем от­крытости и обратной связи.

4) Коммуникационный стиль связан с защи­той себя и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи.

5) Индивиды «продающие» себя в обмен, если другие делают то же самое.

Практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, когда индивид реализует себя, более желателен и используется в боль­шем количестве ситуаций. Владение им является настоящим досто­инством


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: