Коммуникация — это передача информации от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнении, намеков, ощущении или восприятия, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
«Коммуникация» и «информация» хотя различные, но взаимосвязанные понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух людей. Эффективная коммуникация требует от каждой стороны определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.
Многообразие коммуникаций определяется различными критериями их классификации.
Коммуникации внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия с другими объектами.
Коммуникации одноканальные и многоканальные. Одноканальная коммуникация часто выступает в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот и другой их вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом — неустойчивые. Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций.
Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения по различным интересам: житейским, психологическим, ситуационным.
Коммуникации могут быть постоянными и ситуационными.
Ситуационные коммуникации нередко отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания.
Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. В качестве мнимых коммуникаций выступают те связи, которые существуют по каким-то установленным организационным положениям, но не реализуются в практической деятельности, не оказывают заметного влияния на взаимоотношения служащих.
Коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На основе этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации труда.
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Такой подход рассматривает не индивидов, а коммуникационные отношения между ними.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководство — подчиненные. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает структуру организации.
Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими лицами.
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи. Построив матрицу отношений, можно выделить пять стилей в межличностной коммуникации.
1)Коммуникационный стиль индивида может быть определен как открытие себя.
2)Коммуникационный стиль индивида определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью.
3)Коммуникационный стиль направлен на замыкание в себе и характеризуется одновременно низким уровнем открытости и обратной связи.
4) Коммуникационный стиль связан с защитой себя и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи.
5) Индивиды «продающие» себя в обмен, если другие делают то же самое.
Практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, когда индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение им является настоящим достоинством