Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие
Идеальные нормы фиксировались в педагогике, политике, праве и др.
Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.
В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу и др.
Это направление характеризуют как «психологию эталонов»
Психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.
Отсутствие идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненормально, и когда человек имеет много противоречивых идеалов, или же резко их меняет или считает идеалом нечто, с точки зрения общества идеалом не являющееся.
Идеальные нормы заложены в определении Всемирной организацией здравоохранения здоровья человека
|
|
Человеческое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только состояние отсутствия болезней или физических дефектов
В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.
В число норм включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы, индивидуальные и групповые нормы.
Функциональные нормы | оценивают состояния человека * с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) * либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач) |
Социальные нормы | Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами — (1) объективностью, (2) историчностью, (3) универсальностью, (4) схематичностью, (5) безусловностью. Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать * некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) * или установленному властью образцу. Социальные нормы — феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время его реабилитации. Другой пример дают исследования трансформации социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала психологию коллективизма, сегодня на смену ему приходит индивидуализм. |
Индивидуальная норма | предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с тем состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше Это состояние соответствовало личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида состояние Индивидуальная норма не является предписанием доминирующей социальной группы или ближайшего окружения Индивидуальная норма учитывает работоспособность и возможности самореализации конкретного человека. |
Групповые нормы | Это специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм. Наличие в группе развитой, разветвленной и устойчивой системы норм * позволяет группе соотнести поведение каждого ее члена с эталоном * и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы Однако групповые нормы нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях |
Для оценки нормальности (соответствия норме) психологического состояния личности, в зависимости от цели, психологом или психиатром могут применяться любые из перечисленных норм.
|
|
Поэтому процесс оценки психологического состояния (статуса) индивида очень часто приобретает скрытый политический характер.
Процесс оценки психологического состояния индивида подвержен идеологическому влиянию
Ведь в конечном итоге критерием оценки оказывается система ценностей, доминирующая в обществе или в сознании отдельно взятой группы людей.
Специалисты-психологи и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не нормы» все еще не разработаны.
Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно.
Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Генная Константиновича Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:
детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; | |
соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность); | |
максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности; | |
гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; | |
адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; | |
соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей; | |
удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними; | |
умение уживаться с иными лицами и с самим собой; | |
критический подход к обстоятельствам жизни; | |
способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; | |
адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); | |
чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; | |
постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах; | |
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; | |
самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов; | |
способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. |
При анализе перечисленных параметров становится ясно, что единый образец жизни и поведения для всех людей — это скорее абстрактная схема
|
|
Эта схема слабо связана с многообразием реальной психической жизни.
Петр Борисович Ганнушкин[2], отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения
Знаменитый психиатр утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты.
Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.
Борис Сергеевич Братусь[3]: самым расхожим для многих психологов и психиатров остается понимание нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного к окружающей среде.
Такое, понимание согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании
Житейское сознание прочно отождествляет нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления о человеческом развитии
Житейское сознание низводит норму до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».
Французский психиатр Кюльер утверждал, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет — погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».
Иоганну Вольфгангу Гете принадлежит афоризм: «Дураки и умные люди равным образом безвредны. Опасны только полудурки и полумудрецы».
Карл Ясперс в «Общей психопатологии» цитирует высказывание Вильманса: «Так называемая нормальность — не что иное, как легкая форма слабоумия» и далее объясняет: «Логически это означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство людей слегка слабоумно. Но мера здоровья — это нечто статистически среднее, т.е. свойственное большинству; соответственно, легкая степень слабоумия — это и есть здоровье. Следовательно, нечто болезненное и есть норма. Таким образом, «здоровое — синоним «больного».
|
|
Такой логический ход мысли завершается очевидным распадом обоих понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждениях».
Абрахам Маслоу: общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» — лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею.
Однако он склонен считать такую норму скорее болезнью, уродством, задержкой человеческого развития, «недочеловечностью».