Необходимо обозначить также феномены (1) гиперкомпенсации и (2) пседокомпенсации

При гиперкомпенсации органический процесс превращает болезнь в сверхздоровье, слабость в силу

Сущность гиперкомпенсации сводится к следующему:

Организм представляет относительно замкнутую и внутренне связанную систему органов,

Система организма обладает большим запасом потенциальной энергии, скрытых сил.

Всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны организма защитные реакции

И эти защитные реакции гораздо более энергичны и сильны, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

Организм действует в минуты опасности как единое целое

Мобилизуются скрытые запасы накопленных сил

Эти скрытые ранее силы сосредоточиваются в зоне опасности с большей расточительностью

Таким путем, организма не только компенсирует причиненный ему вред, но всегда вырабатывает излишек, перевес

Подобный пересев сил над возникшим дефектом приводит организм к более высокому состоянию защищенности, чем то, которое у него было до возникновения дефекта

Адлер обратил внимание на то, что неполноценные органы, функционирование которых нарушено вследствие дефектов, вступают в борьбу, в конфликт с внешним миром, к которому они должны приспособиться.

Эту борьбу сопровождает повышенное заболевание и смертность

Но борьба же таит в себе повышенные возможности сверхкомпенсации (A. Adler, 1927).

Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, является оценкой своей социальной позиции,

И она становится главной движущей силой психического развития. Сверхкомпенсация способствует развитию многих психических процессов в усиленной степени

Сверхкомпенсация приводит к сознанию сверхздоровья в больном организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности

Сверхкомпенсация способствует превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

По мнению Адлера, вся психическая жизнь индивида является сменой боевых установок

Подобные установки личности направлены к разрешению единой задачи — занять определенную позицию в человеческом сообществе, приспособиться к требованиям социального бытия.

Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация.

Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения и т. п. учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение

Наличие дефекта у ребенка есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей

Один из главнейших законов специальной психологии гласит: ребенок будет хотеть все видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха; будет хотеть говорить, если у него затруднения в речи или заикание. Желание летать будет выражено у детей, которые испытывают большие трудности уже при прыгании (А. Adler, 1927).

Если мы слышим: мальчик хромает и поэтому бегает лучше всех — мы понимаем, что речь идет все о том же законе.

Если экспериментальные исследования показывают, что реакции могут протекать с большей скоростью и силой при наличии препятствий, то перед нами все тот же закон.

Только благодаря затруднению, задержке, препятствию и становится возможной достижение цели для других психических процессов.

Точка перерыва, нарушения одной какой-нибудь автоматически действующей функции становится "целью" для других функций, направленных к этой точке

Вот почему дефект и создаваемые им нарушения в функционировании личности становятся конечной целевой точкой для развития всех психических сил индивида

Именно поэтому Адлер называет дефект основной движущей силой развития и целевой, финальной точкой жизненного плана.

Линия "дефект — сверхкомпенсация" и есть лейтлиния развития ребенка с дефектом какой-либо функции или органа.

Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что одновременно с дефектом (1) даны и психологические тенденции противоположного направления, (2) даны компенсаторные возможности для преодоления дефекта

Именно компенсаторные возможности выступают на первый план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила.

Построить весь воспитательный процесс по линии естественных тенденций к сверхкомпенсации — это значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из дефекта

Это значит (1) напрягать все силы для компенсации дефекта, (2) выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления всей личности под новым углом.

Но сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов этого процесса

(1) Сверхкомпенсация является одним из двух полюсов осложненного дефектом развития.

(2) Другой полюс-это неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз

Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни, в фиктивную цель, направляющую весь жизненный план по ложному пути.

Между этими двумя полюсами, крайними случаями, расположены все возможные степени компенсации — от минимальных до максимальных.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: