КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
основной образовательной программы высшего профессионального образования
«Психология»
подготовки по направлению 030300.62 – «Психология»
по профилю:
для получения квалификации (степени): бакалавр психологии
код дисциплины ЕН.Ф.04 по учебному плану ___________, форма обучения очная
виды промежуточной аттестации: зачетов - нет, экзаменов - 1
Трудоемкость учебной дисциплины: 3 зачетных единицы
Санкт-Петербург
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 – Психология с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и направлена на приобретение студентами ряда культурных, личностно-ориентированных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности психолога при оказании помощи личности или семье с девиантным поведением.
|
|
Проблема отклоняющегося поведения представляется одной из наиболее сложных и актуальных в настоящее время. Данное обстоятельство связано с междисциплинарным характером понятия «отклоняющееся поведение», а также его сопряженностью с понятием «норма», границы которой оказываются весьма изменчивыми в условиях кардинальных социально-экономических перемен. За последнее десятилетие уровень социальных девиаций в России возрос в десятки раз. Прежние - идеологический и клинический подходы к девиантному поведению требуют серьезного переосмысления.
Исходя из этого в данной программе поставлены следующие цели и задачи.
Целью учебной дисциплины является формирование системы научно обоснованных представлений о современном состоянии проблемы девиантности и девиантного поведения, а также совокупности профессионально-важных умений и навыков, необходимых для оказания психологической помощи личности с девиантным поведением.
Задачи:
1) развитие системного взгляда на сущность (факторы и механизмы) девиантности и девиантного поведения личности как социально-психологического феномена;
2) формирование представлений о социально-психологической характеристике и клинической картине отдельных видов девиантного поведения;
3) формирование представлений о методах изучения девиантности и девиантного поведения;
4) формирование навыков диагностики девиантности и девиантного поведения личности;
|
|
5) развитие представлений о современных методах превенции и интервенции отклоняющегося поведения;
6) формирование профессионально-важных навыков психологического консультирования по проблемам девиантного поведения;
7) развитие конструктивной профессионально-личностной позиции по отношению к проблеме девиантности и личности с девиантным поведением.
1.2. Язык обучения – русский
1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
Данный курс является важным компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 030300 – психология. Дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» является обязательной в подготовке бакалавров психологии, ориентированных на оказание психологической помощи населению. Она тесно связана с такими дисциплинами, как «ГСЭ.Ф.08 - Социология», «УПР.Р.08 – Психология социальной работы», «СД.09 - Психологическое консультирование в наркологии», «ОПД.Р.03 - Юридическая психология», «СД.05 - Психологическое консультирование в кризисной службе», «ОПДФ.09 – Психодиагностика».
Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Для успешного изучения дисциплины «Консультирование личностей с девиантным поведением» студенты должны иметь базовые знания, умения, навыки по дисциплинам: «ГСЭ.Ф.05 - Культурология», «СД.01 - Консультативная психология», «СД.07 - Семейное консультирование», «ОПР.Ф.08 - Психология личности», «Клиническая психология», «СД.09 - Психотехнологии группового тренинга».
1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины
Общекультурные компетенции:
ОК-3 - владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
ОК-4 - использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
ОК-6 владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
ОК-7- восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей).
Профессиональные компетенции:
ПК-1 - реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
ПК-2 - отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;
ПК-4 -осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-5- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-7- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.
1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины
В случае успешного освоения дисциплины студенты должны знать:
основные понятия и категории девиантологии (психологии девиантности и девиантного поведения);
|
|
основные концепции девиантности и девиантного поведения;
факторы и механизмы формирования девиантности и девиантного поведения личности;
специфику отдельных видов поведенческих девиаций;
сценарии девиантного развития личности;
внешнюю и внутреннюю мотивацию девиантного поведения личности;
современные диагностические, преветивные и коррекционные технологии психологической работы с девиантным поведением;
уметь:
проводить комплексный анализ девиантности и девиантного поведения личности;
выявлять систему взаимосвязанных факторов, детерминирующих девиантное поведение личности (социальные факторы, конституциональные предпосылки, ситуативные провокации и личностные причины девиантного поведения);
составлять программы профилактики отдельных видов девиантного поведения в для конкретных социальных групп;
устанавливать качественный психологический контакт с личностью с девиантным поведением;
проводить диагностическую и коррекционную работу с личностью с девиантным поведением;
работать с семьей;
иметь навыки:
диагностики видов и особенностей девиантного поведения;
психологического анализа девиантного поведения;
поведенческого интервью (поведенческого анализа), раскрывающего особенности и мотивацию девиантного поведения конкретной личности;
психологической коррекции девинтного поведения (эмпатического выслушивания клиента; снижения сопротивления; стимулирования мотивации позитивных изменений; угашения нежелательного поведения, подкрепления конструктивной активности)
1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине
Для реализации цели и задач учебной дисциплины используется комплекс организационных форм в следующем соотношении: аудиторная работа – 50%; самостоятельная работа студентов – 50 %. Для стимулирования учебной мотивации и повышения качества подготовки студентов в ходе аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий широко используются методы активного обучения: групповая дискуссия; выполнение творческого задания в малых группах; проектирование (разработка альтернативных проектов профилактических программ); моделирование (сценариев развития личности, консультативной ситуации); выступление с докладом по заданной теме; анализ литературных произведений и видеопродукции; прочее.
|
|
Особое внимание уделяется творческой самостоятельной подготовке студентов. Для этого учащимся предлагаются необходимые методические материалы, а также серия заданий, позволяющих организовать систематизацию и отработку знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. В качестве обязательных заданий предлагаются: конспекты первоисточников; разработка и защита собственной рабочей концепции девиантного поведения (на основе существующих теорий); проведение самоанализа любой формы отклоняющегося (нежелательного поведения) на основе предложенной схемы поведенческого интервью; выбор и обоснование одной или нескольких техник работы с девиатным поведением личности в формате психологического консультирования.
1.7. Виды учебной работы
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
(очная форма обучения)
Код модуля | Аудиторная учебная работа обучающихся | Самостоятельная работа | Объём активных форм учебной работы | Трудоемкость | ||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | без участия преподавателя | |||
Очная форма обучения | ||||||||||||
часов | часов | Часов | Часов | Часов | часов | часов | часов | часов | часов | часов | зачётн. единиц | |
Распределение часов по модулям: | ||||||||||||
1) 12 2) 8 3) 12 | 1) 4 2) 0 3) 4 | 1) 2) 2 | 1) 2 2) 0 3) 10 | 2)8 | ||||||||
студентов не огр. | студентов 20- 30 | студентов | студентов 20-30 | студентов | студентов | студентов | студентов 20- 30 | студентов 20-30 | студентов не огр. | |||
ИТОГО: | часов 54 аудиторных + 8 консультаций часов часов часов часов часов | часов часов | зачётн. единиц |
1.8. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля | Период по учебному графику по учебному графику | Промежуточная аттестация | Всего зачётов и экзаменов | Текущий контроль | ||
Виды | Сроки | Формы | Сроки | |||
Очная форма обучения | ||||||
По текущему контролю | Устанавливаются деканатом | Экзамен | 1) 2 реферата с докладом 2) контрольная работа (поведенческий анализ) 3) тест | 2 недели на каждый 2 недели 1 час | ||
Заочная форма обучения | ||||||
По текущему контролю | Устанавливаются деканатом | Экзамен | 1) реферат с докладом 2) контрольная работа (поведенческий анализ) 3) тест | 1 неделя 1 неделя 1 час |
1.9. Структура и содержание учебной дисциплины
Учебная дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» состоит из трех содержательно-организационных модулей: 1) теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции); 2) психологический анализ отдельных видов девиантного поведения; 3) психологические методы и технологии работы с девиантным поведением.
Распределение часов курса по темам и видам работы:
Аудиторные занятия | Сам. работа | Всего: | ||
лекции | семинары и пр.зан. | |||
Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции) | ||||
1. Определение понятий «поведение» и «девиантное поведение личности» | ||||
2. Классификация видов отклоняющегося поведения | ||||
3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения | ||||
4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций) | ||||
Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения | ||||
5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования 5.1. Агрессивное поведение 5.2. Делинквентное поведение 5.3. Зависимое поведение 5.4. Суицидальное поведение | ||||
Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением | ||||
6. Методы изучения отклоняющегося поведения | ||||
7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения | ||||
8. Социально-психологические стратегии воздействия на девиантное поведение | ||||
9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности | ||||
Общая трудоемкость дисциплины: |
1.9.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции)
Тема 1. Определение понятий «поведение», «девиантность», «девиантное поведение личности».
Поведение как психологическая категория. Свойства и характеристики поведения личности. Отличительные особенности основных форм поведения: патологическое, маргинальное, нормативное (нормальное), креативно-позитивное, девиантно-деструктивное. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Определение понятия «отклоняющееся/девиантное поведение». Специфические признаки девиантного поведения. Девиантность как свойство личности и латентная форма девиантного поведения.
Психологический практикум: групповой анализ отдельных видов поведения (нормативное, патологическое, маргинальное, креативно-отклоненное, девиантное).
Тема 2. Классификация видов отклоняющегося поведения.
Проблема классификации поведенческих отклонений. Единство и многообразие подходов: социологический, правовой, медицинский, психологический (критерии деления и классификации). Медицинская классификация поведенческих расстройств. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, делинкветность, десоциализация.
Психологический практикум: работа с МКБ – 10 (медицинской классификацией болезней 10-го пересмотра).
Тема 3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения. Биологические основы отклоняющегося поведения. Гендерная обусловленность. Воздействие средовых условий. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Индивидуально-личностные детерминанты отклоняющегося поведения. Семейные взаимоотношения и влияние личностей родителей. Влияние стиля воспитания на поведенческие девиации. Взаимодействие со сверстниками и отклоняющееся поведение. Общественные предпосылки отклоняющегося поведения.
Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций).
Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения. Когнитивная модель девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как результат стрессонеустойчивости и малопродуктивных копинг-стратегий (копинг-теория).
Семинарское занятие № 1. Психологические теории девиантного поведения (анализ ведущих психологических концепций).
Задание: Выбрать одно из психологических направлений (гуманистическая психология, поведенческий подход, когнитивные теории, психоанализ или другие). Записать название направления. Назвать трех его представителей. Для каждого исследователя сформулировать: 1) ведущие идеи его концепции, 2) причины отклоняющегося поведения личности с позиций его теории. ( Выполнить в форме таблицы). Сделать вывод о ведущих психологических причинах отклоняющегося поведения личности. Назвать используемую литературу.
Литература к модулю 1:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб, 2004.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
9. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. - М. 1993.
10. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.
11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения.
Тема 5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования
Определение, виды и признаки агрессивного поведения. Условия формирования агрессивного поведения личности. Агрессия и делинквентное поведение.
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности: определение, формы и признаки. Условия формирования делтинквентного поведения. Противоправная мотивация. Психологический портрет антисоциальной (социопатической личности).
Зависимое поведение как социальная проблема (аспекты проблемы). Опреджеление. виды и общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели зависимого поведения. Факторы зависимого поведения. Химическая зависимость. Со-зависимость: определение, проявления, способы профилактики и преодоления.
Суицидальное поведение: понятие, виды и структура суицидального поведения. Понятие суицидального риска. Возрастные особенности суицидального поведения. Концепции формирования суицидальной динамики. Мотивация суицидального поведения.
Литература к модулю 2:
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
4. Криминальная мотивация. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
7. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.
8. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. //Специальный выпуск Журнала практического психолога. – М., 2000, № 1-2.
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,
11. Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., 2001.
Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением
Тема 6. Методы изучения отклоняющегося поведения.
Экспериментальные и не-экспериментальные подходы. Методы диагностики групп риска. Выявление девиантной направленности личности. Определение эмоционального профиля личности. Диагностика агрессивности. Оценка стрессоустойчивости и риска отклоняющегося поведения. Оценка степени сформированности химической зависимости. Диагностика депрессии. Оценка суицидального риска.
Поведенческое интервью (клиническое интервью) – как специфический метод анализа девиантного поведения.
Практическое занятие «Психологический анализ конкретного случая отклоняющегося поведения»:
Провести поведенческое интервью с человеком, имеющим выраженную форму девиантного поведения. Протестировать личность с девиантным поведением.
Подготовить выступление по результатам исследования личности по плану: история жизни, поведенческий анализ, результаты тестирования, внешние условия и психологические причины девиантное поведения, программа психологической помощи.
Тема 7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения.
Основные подходы к психопрофилактической работе. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: информирование; социальное воздействие через организацию средовых факторов или альтернативную деятельность; методы активного социального обучения эффективным способам саморегуляции и общения; психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем и коррекцию межличностных отношений; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств. Образовательные программы как форма психопрофилактической работы. Психопрофилактическая работа в школе. Трудности и ошибки в проведении психопрофилактической работы.
Психологический практикум: работа в малых группах по созданию программы профилактики конкретной формы девиантного поведения в определенной социальной группе.
Тема 8. Социально-психологические стратегии воздействия на отклоняющееся поведение.
Примерные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения на примере зарубежного и отечественного опыта. Репрессивная модель. Стратегия минимизации риска. Реабилитационный и личностно-реконструктивный подход.
Тема 9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности.
Сравнительный анализ эффективности различных форм психокоррекции и психотерапии при отклоняющемся поведении. Цели и принципы поведенческой коррекции и поведенческого консультирования. Специфика психологической работы с личностью с девиантным поведением. Типичные ошибки в работе консультанта.
Методы работы с девиантным поведением. Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения. Методы формирования позитивного поведения.
Техники усиления мотивации изменения поведения. Техники повышения самоконтроля и воздержания от нежелательного поведения. Техники когнитивного переструктурирования. Методики коррекции эмоциональной сферы. Работа с самооценкой. Логотерапия.
Семинарское занятие № 2. Методы коррекции отклоняющегося поведения личности.
Задание: Выбрать одно из психологических направлений, записать его название. Перечислить основные методы интервенции отклоняющегося поведения, применяемые в рамках данного подхода. Описать конкретную методики коррекции поведения (разработанные в данной психологической школе) по плану:
· Название методики и ее автор.
· Показания (сферы применения).
· Задачи.
· Условия применения.
· Ограничения.
· Процедура (описание методики).
· Эффективность в случае коррекции отклоняющегося поведения.
(Выполнить в форме таблицы).
Варианты направлений: психодинамическая традиция (в том числе классический психоанализ), гуманистическая психология, духовная психология, позитивная психология, поведенческая психология, теория социального научения, гештальт-теория, когнитивная психология, НЛП, копинг-теория, другие.
Литература к модулю 3:
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.
4. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
- Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. /Под общей редакцией А.Н. Моховикова. – М., 2001.
6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.
7. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
8. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,