Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Методическое обеспечение дисциплины осуществляется за счет использования современных учебников и учебных пособий по девиантологии, социальной работе, социологии, социальной психологии, криминалистике, медицинской психологии. Базовым руководством для данной учебной дисциплины является учебное пособие автора «Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009».

Для проведения занятий по данной дисциплине используются следующие методы и инновационные технологии обучения: презентации материалов по некоторым темам; художественные и видеофильмы (например, «Реквием по мечте»); интерактивные методы обучения (групповые дискуссии, групповые супервизии, моделирование ситуаций, тренинговые упражнения и игры). При изложении части тем предусмотрено использование мультимедийной аппаратуры и видеоматериалов, например, учебный фильм Ф. Зимбардо «Тюремный эксперимент».

Основу обеспечения учебного процесса составляют опубликованные отечественные и зарубежные учебные материалы по проблеме девиантного поведения, а также российские и зарубежные сайты.

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.

Настоящей программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:

- подготовка конспектов первоисточников – трудов исследователей, внесших значительный вклад в развитие девиантологии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Шнейдман и др.);

- подготовка и выступление с докладами на заданную тему;

- подготовка выступлений на семинарах, составление плана выступления и методические приемы фокусирования внимания на определенных аспектах излагаемого материала, темы, проблемы;

- подготовка выступления, презентации, научного проекта программы профилактики в составе рабочей группы студентов;

- организация и проведение публичной дискуссии;

- подготовка контрольной работы с анализом случая девиантного поведения;

- групповые супервизии - разбор случаев (феноменологии, причин и стратегий работы) с различными формами девиантного поведения.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя составляет 24 (14) часов.

Задания для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа № 1 «Самоанализ отклоняющегося поведения»

1. Выбрать для себя любую форму отклоняющегося поведения, имеющуюся в наличии или в потенциальной возможности.

2. Провести по заданной (в учебном пособии) схеме анализ собственного поведения.

3. Сделать выводы о причинах и факторах, поддерживающих девиантное поведение.

4. Сформулировать гипотезу о предполагаемой психологической выгоде от девиантного поведения.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.

2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.

3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

5. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.

6. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,

Самостоятельна работа № 2 «Психологический практикум»

Сформулировать примерную стратегию диагностики и оказания психологической помощи в следующих случаях:

1. Воспитатели детского сада жалуются на агрессивное поведение мальчика 5 лет – «дерется и кусает детей».

2. Мальчик 11 лет дважды замечен в воровстве денег (крупных купюр) из кошелька родителей.

3. Младший подросток 12 лет пропускает уроки в школе, игнорирует требования родителей, в случае их давления устраивает «истерику», общается со старшими подростками, курит, выпивает.

4. Девочка подросток 13 лет в течение нескольких месяцев периодически не ночует и не бывает дома от 3- до 10 дней. В это время не посещает школу, живет в подвалах или у мало знакомых людей.

5. Подросток 13 лет воспитывается в неполной семье, груб с матерью, издевается над бабушкой, бьет ее, требует или крадет у родителей деньги.

6. Родители просят помочь отучить 15-летнего сына от курения (считают, что он курит около года).

7. Девушка 17 лет занимается проституцией.

8. Девушка 19 лет дважды совершала попытку самоубийства.

9. Молодой человек 22 лет в течение года не работает, злоупотребляет спиртным.

10. Мужчина 28 лет. С 22-х лет периодически принимает наркотические препараты (с его слов «все перепробовал»), последние 2 года принимает героин. Дезадаптирован (не работает, утрачены прежние социальные связи), имеются изменения личности.

11. Администрация цеха по производству косметики обеспокоена резким увеличением бракованной продукции; и расценивает это как намеренное хулиганство с чьей-то стороны.

12. Группа подростков «вымогает» деньги у младших школьников.

13. Девушка 22 лет, первоначально с подругой, а затем одна грабила женщин, отнимая у них шапки и золотые украшения.

14. Группа подростков-десятиклассников уличена в гомосексуальных контактах и промискуитете; употреблении наркотиков и спиртного.

15. Супружеская пара обратилась по поводу склонности мужа к азартным играм (проигрывает крупные суммы денег в казино).

16. Мужчина 35 лет систематически издевается над женой и детьми (оскорбляет, угрожает расправой).

17. Женщина 42-х лет склонна к бурным аффективным вспышкам, проявлению гнева и агрессии.

18. Женщина 22-х лет решила отказаться от ребенка.

Литература:

1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.

2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.

3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.

4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.

5. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

6. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.

7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:

- составление библиографии по темам курса;

- знакомство с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, необходимых для углубленного изучения отдельных аспектов тем рабочей программы учебной дисциплины;

- чтение специальной научной литературы – монографий, журнальных статей, иных публикаций, в том числе размещенных на Интернет-сайтах;

- самостоятельный анализ содержания текста или его фрагмента, рекомендованного преподавателем;

- самостоятельное написание научного, публицистического текстов, текстов кратких презентаций научной проблемы или проблемной ситуации;

- подготовка проблемно-ориентированных записок, эссе, проектов, сценариев, стратегий исследовательской деятельности для обсуждения с преподавателем или в рабочей группе;

- чтение научной, публицистической и художественной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе.

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя составляет 30 (20)часов.

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине

Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института. Текущий контроль успеваемости проводится в течение семестра и может осуществляться в следующих формах: реферата, выступления на семинаре, контрольной работы; тестирования. Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.

Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Консультирование личности с девинтным поведением» предусмотрен экзамен в 1 семестре.

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Консультирование личностей с девиантным поведением»

1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

2. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».

3. Понятие «отклоняющееся поведение личности».

4. Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.

5. Проблема классификации поведенческих отклонений.

6. Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).

7. Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).

8. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.

9. Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.

10. Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

11. Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.

12. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.

13. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.

14. Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.

15. Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.

16. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.

17. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).

18. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.

19. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.

20. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.

21. Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.

22. Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.

23. Факторы делинквентного поведения.

24. Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.

25. Социопатическая личность.

26. Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.

27. Общая характеристика зависимого поведения личности.

28. Факторы зависимого поведения личности.

29. Феномен со-зависимости.

30. Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.

31. Психологическая характеристика суицидального поведения личности.

32. Концепции формирования суицидального поведения личности.

33. Суицидальная мотивация.

34. Методы изучения отклоняющегося поведения.

35. Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.

36. Современные модели психопрофилактической работы.

37. Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.

38. Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.

39. Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.

40. Кризисная помощь при суицидальном поведении.

41. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.

42. Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.

43. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.

44. Методы стимулирования позитивной мотивации.

45. Методы коррекции эмоциональных состояний.

46. Методы саморегуляции.

47. Когнитивное переструктурирование.

48. Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.

49. Методы формирования позитивного поведения.

50. Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.

Экзамен может проводиться в устной или в форме письменного теста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: