Структура научного знания

В структуре системы научного знания принято выделять три составляющих «наука переднего края», «твёрдое ядро», «история физики» Каждая из составляющих имеет свои специфические цели.

Цель «науки переднего края» ‑ генерировать новое знание. Процесс генерации нового знания нельзя формализовать. Спектр знаний науки «переднего края» широк: от знаний, удовлетворяющих всем научным критериям, до «сумасшедших идей». К «науке переднего края» относятся незавершённые теории различных разделов физики, например, квантовая теория поля, кварковая теория, теория физического вакуума и т.п.

Цель «твёрдого ядра» ‑ играть роль базисного достоверного знания как фундамента для проведения практических действий прикладного характера и/или получения новых знаний; так, в него входят фундаментальные законы и их следствия, проверенные опытом, физические принципы, феноменологические законы с установленными границами существования.

Цель «истории физики» ‑ дать развёрнутую панораму динамики знания. Это позволяет использовать исторический материал в научной работе предметного или мировоззренческого характера, поскольку «аристотелевская динамика или термодинамика флогистонной теории – это некогда общепринятые концепции природы не были в целом не менее научными, не более субъективистскими, чем сложившиеся в настоящее время»

Нормально функционирующая научная познавательная система включает языковую(1), логическую(2), референциональную (3, т.е рефлексивную) компоненты (подсистемы).

1.В науке используется обычный разговорный язык, математический язык, графический язык символов и образов

2. Логическая компонента, содержащая правило вывода следствий. Логическая система не создаёт аксиом (посылок), но работает по ним. Получение новых знаний из старых производится в рамках строгих правил. Этими правилами в науке служат логические правила. В логике исходные знания носят названия посылок (аксиом), а новые, которые получают как результат проведения логических операций с посылками, называют заключениями (следствиями).

Цель логического процесса – полное перенесение значений с посылок на заключения (по формальным строгим правилам) с контролем последовательности выкладок (промежуточных выводов) и конечного результата.

3.Подсистема, содержащая средства для контроля за качеством знаний, называется рефлексивной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: