Понятие и функции интернет-магазина

Преимущества интернет-магазина по сравнению с интернет-витриной в том, что покупателю могут предложить персональное обслуживание, гибкую систему скидок, сразу выписать счет с учетом стоимости достав­ки, вида платежа и страховки, налоговых отчислений. Кроме того, поку­патель может получить информацию о прохождении своего заказа. Исполь­зование данной модели в электронной коммерции позволяет существенно уменьшить товарные запасы на складах и получить таким образом значи­тельную экономию на издержках по сравнению с офлайновыми торговы­ми комплексами. Поскольку заказы в интернет-магазине обрабатываются автоматически, менеджер уже не является необходимым звеном при об­служивании покупателя, его задача — общий контроль работы системы.

Интернет-магазин выгоден торговой компании, которой необходим полный контроль и управление всеми процессами интернет-торговли и различными маркетинговыми акциями (торговлей и на заказ, и со склада, проведением рекламных кампаний, организацией распродаж и т. д.). На создание интернет-магазина требуются большие разовые затраты по срав­нению с веб-витриной, но при значительном обороте использование ин­тернет-магазинов оказывается существенно рентабельнее.

Интернет-магазин включает следующие основные компоненты:

· интернет-витрину — фронт-офис, расположенную на веб-сервере и снабженную виртуальной потребительской корзиной;

· систему приема платежей;

· систему учета и контроля исполнения заказов;

· бэк-офис,информационные системы которого интегрированы с системами фронт-офиса.


Интернет-магазин предназначен для выполнения следующих задач:

· предоставление онлайновой помощи покупателю;

· регистрация покупателей;

· предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа);

· работа с электронной корзиной ("тележкой") покупателя;

· оформление заказов с выбором метода оплаты, доставки, страховки и выпиской счета;

· резервирование товаров на складе;

· проведение расчетов (при выборе электронных методов оплаты) или контроль оплаты (при использовании традиционных форм расчетов);

· формирование заявок на доставку товаров покупателям и выписка сопроводительных документов;

· предоставление покупателю средств отслеживания исполнения за­казов;

· доставка товаров;

· сбор и анализ различной маркетинговой информации;

· обеспечение безопасности личной информации покупателей;

· автоматический обмен информацией с бэк-офисом компании.

Существенно отличает друг от друга варианты построения интернет-магазинов используемая модель бизнеса:

  1. онлайновый магазин (отсутствует традиционная торговая сеть);
  2. совмещение офлайнового бизнеса с онлайновым (когда интернет-ма­газин создается на основе действующей реальной торговой структуры).

Несомненным преимуществом обладают магазины второго типа. В этом случае симбиоз добавляет новые возможности обоим видам бизнеса:

· интернет-магазин пользуется преимуществами доставки с существу­ющей сети розничных магазинов, он может предлагать вариант по­лучения товара в выбранном магазине, в отличие от чисто онлайно­вого магазина для него нет проблем при возврате товаров;

· офлайновые покупатели могут предварительно ознакомиться с то­варным ассортиментом и характеристиками на сайте, а потом прийти в ближайший реальный магазин.

По наличию товарных запасов интернет-магазины можно подразде­лять на:

1. работающие по договорам с поставщиками (отсутствие сколько-ни­будь значительных собственных товарных запасов);

2. имеющие собственное складское хозяйство (наличие товарных запа­сов).

Модель работы по договорам с поставщиками базируется на электрон­ном посредничестве виртуального торгового предприятия между произво­дителями или дистрибуторами товаров и розничными клиентами. Более привлекательные, чем у офлайновых конкурентов, цены объясняются от­сутствием затрат на приобретение (аренду), содержание и оборудование торговых помещений и складов и невысоким уровнем расходов на персо­нал.

Эта бизнес-модель сразу приобрела популярность, однако столь же быстро стало очевидным, что, будучи легковоспроизводимой, она не обес­печивает стратегических конкурентных преимуществ. Другими словами, когда на рынок электронной коммерции выходит много интернет-магази­нов с неизвестными прежде (или малоизвестными) названиями и стан­дартным ассортиментом, отдельный продавец не может быть уверен, что сколько-нибудь значительное число покупателей выберут для приобрете­ния товаров именно его сервер.

Другой тип интернет-магазинов — те, кто имеет собственный склад и товарные запасы. Это может быть организация (интернет-подразделение) офлайновой торгово-сервисной или производственной фирмы. Схема вза­имодействия между продавцом и покупателем в данном случае почти не отличается от схемы первой модели. Разница состоит лишь в том, что в этом случае магазин оперирует товарами собственного склада, а не склада поставщика и, следовательно, менее зависим от внешних факторов. Эта модель не так легко копируется конкурентами, как предыдущая, посколь­ку требует капитальных затрат на создание складской системы и товарных запасов.

Развитие электронной торговли не обязательно приводит к суммарно­му росту числа покупателей и оборота торгового предприятия в целом. Часто происходит так называемая "каннибализация" рынков сбыта, т. е. интернет-магазин начинает конкурировать с офлайновыми подразделени­ями фирмы и наращивать оборот путем переманивания их клиентов.

Таблица 3.1Достоинства и недостатки различных систем ведения розничной электронной торговли

Модель Достоинства Недостатки
Электронный тор­говый ряд Дешевое решение, подходит для рекламы товарных предложений, размешенных в уже существующих магазинах; широкий ассортимент Отсутствие единых стандартов ка­чества обслуживания, зависимость от уровня развития торгового ряда, сложность индивидуализа­ции товарного предложения, вы­сокая конкуренция среди его участников
Интернет-витрина Относительно недорогое и не­сложное интернет-решение, быстрота выхода на рынок Реализуется только оформление заявки, отсутствуют все остальные составляющие процесса продажи (выписка счета, интерактивные взаиморасчеты, отслеживание выполнения заказа, предоставле­ние скидок и т. д.), невозможно использовать полностью средства автоматизации бизнес-процессов и этим существенно повысить эффективность коммерческой деятельности
Интернет-магазин, не имеющий собст­венных складов и работающий по до­говорам с постав­щиками Более высокий уровень автомати­зации бизнес-процессов, чем в интернет-витрине; относительная легкость выхода на рынок (нет необходимости в создании склад­ских запасов) Ограниченная эффекгивность ло­гистики и, как следствие — дли­тельные сроки комплектации и доставки заказа, при увеличении аудитории сильно возрастают из­держки на логистику, отсутствие дополнительных услуг
Интернет-магазин, имеющий собст­венные складские запасы Гибкая система цен, обладает всеми преимуществами интернет-торговли Наиболее капиталоемкий способ ведения электронной коммерции

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: