Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой.
Фаросский маяк, Александрия, который называли среди семи чудес света. На протяжении полутора тысячи лет его существования огонь фаросского маяка был виден мореплавателям на расстоянии более ста миль.
Скульптура.
Прославленные парки Александрии были украшены декоративной скульптурой.
Статуя Афродиты Киренской (конец 4 и 3 вв. до н. э., Рим, Музей Терм) – в которой традиции классического искусства нашли продолжение.
Статуя реки Нила (Рим, Ватикан) -внешне занимательна и декоративна аллегорическая, несколько вялая и дробная по формам.
Александрийские мастера обратились к портрету, бытовому жанру, к образам людей из низов общества, разных возрастов, народностей. В них резче подчеркивается харатерное и индивидуальное.
«Резной камень с портретом Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н.э., Ленинград, Эрмитаж) (ил. 43).
«Старый рыбак» (2—Г вв. до н. э., Рим, Ватикан).
«Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Католический музеи).
«Мальчик-нубиец» (Париж, Национальная библиотека).
ПЕРГАМ
Архитектура.
Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии), оказавшее сопротивление грозному Риму.
«Алтарь Зевса» (ок. 180 г. до н. э.) -был возведен в столице - Пергаме, на Акрополе, представляет собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза.