Скульптура

Скульптурный фриз Пергамского алтаря (Берлин, Музей) (илл. 45) -сохранившийся в значительной части фриз является одной из вершин мировой скульптуры, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея борьбы между богами и гигантами. Он создавался после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узковременного и местного значения. Напряжение всех сил и трудности, испытан­ные в борьбе против нашествия иноземцев, породили ту страстность и жиз­ненность, с какими выполнены горельефы фриза,порой переходящие в круглую пластику.

На всем протяжении фриза (длина ок. 120 м, высота 2,3 м) разверты­ваются эпизоды сказания об усмирении и уничтожении богами-олимпийцами восставших против них гигантов. Плиты плотно заполнены горельеф­ными фигурами; на восточной стороне алтаря изображены главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Убедительно решена композиция фриза: обе бо­рющиеся стороны размещены так, что создается впечатление переплетения фигур противниковв бою. И в то же время ясно выделены победители и побежденные.

Грозные сцены образуют звенья неразрывной цепи, в которую вплетены различные эпизоды. Здесь запечатлены гнев и страдание, предельное на­пряжение сил, ярость и отчаяние, душевные движения, выраженные с пластическим совершенством. Наиболее драматична сцена битвы Афины с гигантом Алкионеем. Пафос ожесточенной борьбы пронизывает всю эту драматическую композицию.

В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявилась присущая эллинистическому искусству грандиозность образов их сверхчеловече­ская мощь, бурная динамика, драматизм. Если Композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе, то гран­диозные образы Пергамского алтаря призваны потрясти человека, заста­вить его почувствовать свою слабость перед высшими силами. И все же зрителя не покидает чувство героического величия целого. Над патети­ческими жестами страха, страдания, отчаяния гигантов господствуют широкие, полные ликующей силы движения могучих и прекрасных олимпийских богов.

РОДОС

Скульптура.

Образцы поздней эллинистической пластики (2—1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для Родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но Родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повест­вовательной манере.

Скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», вторая половина 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей).

Группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н. э. (ил. 46) - самое прославленное произведение Родосской школы. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения.

Начавшийся в 2—1 вв. до н. э. кризис общественных отношений в эллинистических государствах нашел выражение и в искусстве.

На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Древней Греции и эллинизма было утрачено. Но в каждый из этапов расцвета гуманизма впоследствии художники всего мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, ут­верждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения античного искусства — нетолько памятники давно ушедшей эпохи, но и живые образы, шедевры человеческого творчества, которые до сих пор доставляют нам глубокую эстетическую радость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: