Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
"Московский городской педагогический университет"
Педагогический институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры
Кафедра теории и методики спортивной тренировки
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________Д.Л. Агранат
«_____» ________________2014 г.
ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации
выпускников по специальности
Физическая культура
Квалификация (уровень) – педагог по физической культуре
Специализация – физическое воспитание в дошкольных учреждениях
Составители:
д.п.н., профессор В.Г. Никитушкин
д.п.н., профессор Г.Н. Германов
Москва - 2014
Программа итоговой государственной аттестации выпускников ГБОУ ВПО МГПУ по специальности 050720.65 «Физическая культура», специализации – физическое воспитание в дошкольных учреждениях, утверждена на заседании Ученого Совета Педагогического института физической культуры и спорта ГБОУ ВПО МГПУ 19 декабря 2013 г., протокол № 6.
|
|
Директор Педагогического института
физической культуры и спорта В.А. Родионов
Ученый секретарь Ученого совета
Педагогического института физической
культуры и спорта Е.Б. Деревлева
Заведующие кафедрами:
Заведующий кафедрой Г.Н. Германов
Заведующий кафедрой В.Г. Никитушкин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003г. № 1155; с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 «Физическая культура», утвержденным 31 января 2005 г. № 711 пед/сп (новый), Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ГБОУ ВПО МГПУ и Положением о выпускных квалификационных работах студентах ГБОУ ВПО МГПУ (приложение к приказу от 30 ноября 2012 г. № 620 общ. «Об утверждении локальных актов Университета»), Уставом ГБОУ ВПО МГПУ.
Итоговая государственная аттестация выпускников Педагогического института физической культуры и спорта (далее - ПИФКиС), завершающих обучение в Университете по образовательным программам высшего профессионального образования, является обязательной.
Студентам, успешно прошедшим все установленные виды итоговой государственной аттестации, присваивается квалификация педагог по физической культуре и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника Университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 «Физическая культура».
К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение дисциплин учебного плана по специальности 050720.65 «Физическая культура», в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Выпускник, получивший квалификацию педагог по физической культуре, должен быть готовым:
- осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
- использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать подготовку обучающихся, на уровне требований государственного образовательного стандарта;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший квалификацию педагог по физической культуре в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться:
- конституцией Российской Федерации;
- законами Российской Федерации, Решениями Правительства Российской Федерации и органами управления отечественной системой образования;
- конвенцией о правах ребенка.
В соответствии с П. 7.1. ГОС ВПО специалист физической культуры должен иметь представление:
- о роли и месте физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества;
об основах информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники;
- о проектировании, строительстве, эксплуатации объектов физкультурно- спортивной деятельности, затратах и источниках финансирования;
- о принципах организации трудовых процессов в сфере физической культуры и спорта, методике расчета необходимых ресурсов для выполнения работ, о контроле качества работы;
- о процедуре разработки, принятии и реализации управленческих решений в процессе профессиональной деятельности педагога по физической культуре;
- об основах законодательства о труде, методах организации, оплаты и нормирования труда, оценки условий труда специалиста физической культуры и спорта;
- об интеграционных процессах наука-производство, наука-образование, междисциплинарных связях в учебном процессе;
- о закономерностях формирования профессионализма;
- о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды, об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения;
- о правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности.
должен знать:
- основные этапы развития системы физического воспитания и спорта своего народа в контексте развития мировой культуры;
- эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта;
- дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте:
- методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;
- о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков;
|
|
- анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта;
- методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и физической подготовке;
- методы организации и проведения научно-исследовательской работы;
- основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- о биологической природе и целостности организма человека; анатомо- физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых;
- о взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
- о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды онтогенеза;
должен уметь:
- формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;
- владеть технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;
- планировать и проводить основные виды физкультурно- оздоровительных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий:
- оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;
- осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методов;
- планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;
- использовать различные средства и методы физической реабилитации организма;
- формировать физическую активность детей и взрослых, здоровый стиль жизни на основе потребности заниматься физическими упражнениями;
- организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки;
|
|
- осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно - спортивных занятий лиц различного возраста;
- владеть техникой речи (профессиональным языком) в процессе физкультурно-спортивных занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать различные положения;
- уметь в процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;
- владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий физической культурой и спортом;
- владеть средствами и методами формирования навыков здорового образа жизни, умений использовать физические упражнений, гигиенические и природные факторы с целью оздоровления и физического совершенствования;
- уметь применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;
- уметь применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
- уметь оказать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений:
- уметь определить причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения.
РАЗДЕЛ 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников по специальности 050720.65 «Физическая культура» относятся:
- междисциплинарный государственный экзамен (решение Ученого совета Педагогического института физической культуры и спорта, протокол от 19.12.2013 г., № 6);
- защита выпускной квалификационной работы.
К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, разработанной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.