Подходы к практике психологического консультирования: рационально-эмотивная терапия А.Эллиса

Рационально-эмоциональная (рационально-эмотивная) терапия (РЭТ) была создана А. Эллисом в 1955 г. Первоначальный ее вариант назывался рациональной терапией, но в 1961 г. она была переименована в РЭТ, поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 г. Эллис стал использовать новое название своего метода – рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин «поведенческая» был введен, чтобы подчеркнуть то большое значение, которое это направление придает работе с актуальным поведением клиента.

В соответствии с теорией рационально-эмоциональной терапии, люди наиболее счастливы тогда, когда ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философии эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению. РЭТ рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть счастливыми. Она гедонистична, но приветствует не сиюминутный, а долгосрочный гедонизм, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной стабильности. Она также утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение РЭТ придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими факторами.

Показания к проведению рационально-эмоциональной терапии. А. Александров выделяет следующие категории клиентов, которым может быть показана рационально-эмоциональная терапия:

• клиенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью, а также с супружескими проблемами;

• сексуальные нарушения;

• неврозы;

• расстройства характера;

• прогульщики школы, дети-правонарушители и взрослые преступники;

• синдром пограничного расстройства личности;

• психотические клиенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью;

• индивиды с легкими формами умственной отсталости;

• клиенты с психосоматическими проблемами.

Понятно, что РЭТ не оказывает прямого воздействия на соматическую или неврологическую симптоматику, имеющуюся у больного, однако она помогает клиенту изменить отношение и преодолеть невротические реакции на болезнь, усиливает его желание бороться с заболеванием. РЭТ показана клиентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Она предполагает активное участие клиента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близких к партнерским. Этому помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить клиент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта). Начало работы включает информирование клиента о философии рационально-эмоциональной терапии, утверждающей, что эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка.

Теоретическая основа рационально-эмоциональной терапии. Если поведенческая психотерапия ставит задачу достигнуть изменения поведения, воздействуя на внешнее окружение человека, целью рационально-эмоциональной терапии является изменение эмоций, воздействуя на содержание мыслей. Возможность таких изменений основана на связи мыслей и эмоций. С точки зрения РЭТ когниции являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние. В норме мышление включает чувства и в некоторой степени стимулируется ими, а чувства включают когниции. Как индивид интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и получает в данной ситуации. Не внешние события и люди вызывают у нас негативные чувства, а наши мысли по поводу этих событий и людей. Воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения наших эмоций и, следовательно, поведения. Поэтому рационально-эмоциональная терапия, по определению Эллиса, это «когнитивно-аффективная бихевиоральная теория и практика психотерапии».

Суть концепции Эллиса выражается традиционной формулой А–В–С, где А – activating event – возбуждающее событие; В – belief system – система убеждений; С – emotional consequence – эмоциональное последствие. Когда сильное эмоциональное последствие (С) следует за важным возбуждающим событием (А), тогда может показаться, что А вызывает С, но на самом деле это не так. На самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое, как сильная тревога, его корни можно найти в том, что Эллис называет иррациональными убеждениями человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезает.

Эллис различает два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял из окружающего мира. Оценочные когниции являются отношением к этой реальности. Дескриптивные когниции соединены с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. С точки зрения рационально-эмоциональной терапии не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

С точки зрения РЭТ патологические нарушения эмоций основаны на аберрации мыслительных процессов, когнитивных ошибках. Для обозначения различных категорий когнитивных ошибок Эллис предложил использовать термин «иррациональные суждения». К таким ошибкам он относил преувеличение, упрощение, необоснованные предположения, ошибочные выводы, абсолютизацию.

Рациональные и иррациональные идеи. Рациональные идеи – это оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (т. е. неабсолютными) по своей природе. Они выражаются в форме желаний, стремлений, предпочтений, предрасположенности. Люди испытывают чувства удовлетворения и наслаждения, когда получают то, чего хотят, и отрицательные эмоции (грусть, озабоченность, сожаление, раздражение), когда этого не получают. Негативные чувства (сила которых зависит от важности желаемого) считаются здоровой реакцией на негативные события и не препятствуют достижению намеченных или постановке новых целей и задач. Таким образом, эти идеи являются рациональными по двум причинам. Во-первых, они гибки, и, во-вторых, они не мешают претворению в жизнь основных целей и задач.

Иррациональные идеи отличаются от рациональных по двум признакам. Во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо». Во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу). Здоровые идеи лежат в основе здорового поведения, в то время как нездоровые идеи – в основе дисфункционального, такого как уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм, злоупотребление различными веществами. Возникновение иррациональных суждений (установок) связано с прошлым клиента, когда ребенок воспринимал их, не имея еще навыка проводить критический анализ на когнитивном уровне и не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне. Он еще не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть, или получал определенные подкрепления от социального окружения. Люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, к другим и к миру в целом. Человек выдвигает такие требования, и если они не удовлетворяются в прошлом, настоящем или будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает в себя процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного. По Эллису существуют 4 основные группы таких установок, чаще всего создающих проблемы у клиентов:

Установки долженствования – отражают иррациональное убеждение в том, что есть универсальные долженствования, которые должны реализовываться всегда независимо от того, что на самом деле происходит в окружающем мире. Такие установки могут быть обращены к себе, к людям, к ситуациям. Например, утверждение, что «мир должен быть справедливым» или «люди должны быть честными», часто выявляются в подростковом возрасте.

Катастрофические установки – часто отражают иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Этот тип установок приводит к катастрофизации, т.е. к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях клиентов в виде оценок, выраженных в крайней степени (типа: «ужасно», «невыносимо», «потрясающе» и т. д.). Например: «Ужасно, когда события развиваются непредсказуемым образом», «Невыносимо, что он так обращается со мной».

Установка обязательной реализации своих потребностей – отражает иррациональное убеждение, что человек, чтобы существовать и быть счастливым, должен обязательно осуществлять свои желания, обладать определенными качествами и вещами. Наличие такого рода установок приводит к тому, что наши желания разрастаются до уровня необоснованных императивных требований, которые в результате вызывают противодействие и конфликты, что приводит к негативным эмоциям. Например: «Я должен быть полностью компетентным в этой области, иначе я ничтожество».

Оценочная установка – состоит в том, что людей, а не отдельные фрагменты их поведения, свойства и т.д., можно оценивать глобально. При такой установке оценка какого-либо ограниченного аспекта характера человека отождествляется с оценкой всего человека. Например: «Когда люди ведут себя плохо, они должны быть осуждены», «Он негодяй, поскольку вел себя недостойно».

В связи с тем, что РЭТ связывает патологические эмоциональные реакции с иррациональными суждениями (установками), самый быстрый способ изменения состояния дистресса – изменение ошибочных когниций. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное самопринятие, которое включает в себя отказ давать собственному «Я» однозначную оценку (это невыполнимая задача, поскольку человек – существо сложное и развивающееся, да и вредная, так как это обычно мешает достижению человеком своих главных целей) и признание своей подверженности ошибкам. Самопринятие и высокая толерантность к фрустрации – вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.

Сформировавшись, иррациональные установки функционируют как автономные, самовоспроизводящиеся структуры. Механизмы, которые поддерживают иррациональные установки, наличествуют в настоящем времени. Поэтому РЭТ концентрируется не на анализе прошлых причин, приведших к формированию той или иной иррациональной установки, а на анализе настоящего. РЭТ выясняет, как индивид сохраняет свои симптомы, придерживаясь определенных иррациональных когниций, за счет чего он не отказывается от них и не подвергает их коррекции.

Иррациональные когниции можно изменять. Но для этого необходимо сначала их идентифицировать, что требует настойчивого наблюдения и самоанализа, использования в этом процессе определенных методов. Только реконструкция ошибочных когниций приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе РЭТ человек приобретает способность управлять своими иррациональными когнициями по собственному усмотрению, в противоположность начальному этапу терапии, когда иррациональные установки управляют поведением человека.

У нормально развивающегося человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной схеме установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго, поэтому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей. При возникновении трудностей индивид легко осознает рациональные установки, которые не соответствуют требованиям ситуации, и корректирует их.

Напротив, с точки зрения Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они выступают в виде предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Как говорил Эллис, они носят абсолютистский характер. Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности – как по силе, так и по качеству предписания. При отсутствии осознания иррациональных установок они приводят к длительным неразрешаемым ситуациям, эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей. Иррациональные установки включают выраженный компонент оценочной когниции, запрограммированного отношения к событию.

Рационально-эмотивную терапию, отмечает А. Александров, не интересует генезис иррациональных установок, ее интересует, что подкрепляет их в настоящем. Эллис утверждает, что осознание связи эмоционального расстройства с событиями раннего детства (по Эллису – инсайт №1) не имеет психологического значения, поскольку клиенты редко освобождаются от своих симптомов и сохраняют тенденцию к образованию новых. Согласно теории РЭТ, инсайт №1 вводит в заблуждение: суть не в возбуждающих событиях (А) жизни людей, которые якобы вызывают эмоциональные последствия (С), а в том, что люди интерпретируют эти события нереалистично, и поэтому у них складываются иррациональные убеждения (В) о них. Настоящая причина расстройств, стало быть, кроется в самих людях, а не в том, что случается с ними, хотя жизненный опыт, безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют. В рационально-эмотивной терапии инсайт №1 должным образом подчеркивается, но клиенту помогают увидеть его эмоциональные проблемы с точки зрения его собственных убеждений, а не с точки зрения прошлых или настоящих возбуждающих событий. Психолог добивается дополнительного осознания – инсайтов № 2 и №3.

Эллис поясняет это следующим примером. Клиент испытывает тревогу во время психологического сеанса. Психолог может сосредоточиться на возбуждающих событиях в жизни клиента, которые, по-видимому, вызывают тревогу. Например, клиенту можно показать, что мать постоянно указывала ему на недостатки, что он всегда боялся, что учителя будут ругать его за плохой ответ на уроке, что он боится разговаривать с авторитетными лицами, которые могут не одобрить его и т. д. Следовательно, из-за всех его прежних и настоящих страхов в ситуациях А-1, А-2, А-3…А-n, он сейчас испытывает тревогу во время беседы с психологом. В результате такого анализа клиент может сказать себе: «Да, теперь я понимаю, что испытываю тревогу тогда, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами. Неудивительно, что я тревожен даже с собственным психологом!» После этого клиент может почувствовать себя значительно лучше и временно избавится от тревоги.

Однако, отмечает Эллис, было бы значительно лучше, если бы психолог показал клиенту, что тот испытывал тревогу в детстве и продолжает испытывать ее сейчас при встречах с различными авторитетными фигурами не потому, что они авторитетны или имеют какую-то власть над ним, а потому, что он всегда был убежден в том, что его должны одобрять, и ужасно, если какая-нибудь авторитетная фигура не одобрит его, и он будет уязвлен, если его будут критиковать.

При таком подходе тревожный клиент склонится к двум реакциям: во-первых, он перейдет от «А» к рассмотрению «В» – своей иррациональной системы убеждений, во-вторых, он начнет активно разубеждать себя в своих иррациональных установках, вызывающих тревогу. И когда в следующий раз он столкнется с какой-нибудь авторитетной фигурой, то будет менее предан этим наносящим ущерб его личности («самопоражающим») убеждениям.

Следовательно, инсайт №2 состоит в понимании того, что хотя эмоциональное расстройство возникло в прошлом, клиент испытывает его сейчас, потому что он имеет догматические, иррациональные, эмпирические, необоснованные убеждения. Он обладает, как говорит Эллис, магическим мышлением. Его иррациональные убеждения сохраняются не потому, что он когда-то в прошлом был «обусловлен», то есть эти убеждения закрепились у него по механизму условной связи и теперь сохраняются автоматически. Нет! Он активно подкрепляет их в настоящем, «здесь-и-сейчас». И если клиент не примет полной ответственности за сохранение своих иррациональных убеждений, то не избавится от них.

Инсайт №3 заключается в осознании того, что только посредством тяжелой работы и практики можно исправить эти иррациональные убеждения. Клиенты осознают, что для освобождения от иррациональных убеждений недостаточно инсайтов №1 и №2 – необходимы многократное переосмысление этих убеждений и многократно повторяющиеся действия, направленные на их погашение.

Итак, основной догмат рационально-эмотивной терапии состоит в том, что эмоциональные нарушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убеждения иррациональны, потому что клиенты не принимают мир таким, какой он есть. Они обладают магическим мышлением: настаивают на том, что если в мире нечто существует, то оно должно быть другим, отличным от того, что есть. Их мысли обычно принимают следующую форму утверждения: «Если я хочу чего-то, то это не просто желание или предпочтение, чтобы так было, – так должно быть, и если это не так, то это ужасно!»

Так, женщина с выраженными эмоциональными расстройствами, которую отверг возлюбленный, не просто рассматривает это событие как нежелательное, а считает, что это ужасно, что она не может этого перенести, что ее не должны отвергать, что ее никогда не полюбит ни один желанный партнер, что она недостойный человек, раз возлюбленный отверг ее, и поэтому она заслуживает осуждения. Такие скрытые гипотезы бессмысленны и лишены эмпирических оснований. Они могут быть опровергнуты любым исследователем. Рационально-эмотивный психолог уподобляется ученому, который обнаруживает и отвергает абсурдные идеи.

Основную цель эмоционально-рациональной психотерапии, считает Александров, можно сформулировать как «отказ от требований». В какой-то степени, отмечает автор, невротическая личность является инфантильной. Нормальные дети в процессе созревания становятся более разумными, они все меньше настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетворялись. Рациональный психолог пытается побудить клиентов до минимума ограничивать свои требования и стремиться к максимуму терпимости. Рационально-эмотивная терапия нацелена на радикальное редуцирование долженствования, перфекционизма, грандиозности и нетерпимости у клиентов.

Таким образом, в соответствии с представлениями основоположника рационально-эмотивной терапии Эллиса, расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере. Нарушения в когнитивной сфере Эллис назвал иррациональными установками. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, например, сильная тревога, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезает. Эллис идентифицировал базовые иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

Идеи Эллиса последовательно развиваются в работах его ученика Г. Кассинова. С точки зрения когнитивного вмешательства, отмечает Кассинов, основной проблемой, с которой психолог помогает справиться своему клиенту, является склонность к сверхзапросам и сверхтребованиям. Клиент с нарушениями эмоциональной сферы всегда требует от окружающих следующее:

• чтобы все, что бы он ни делал, считали хорошим, и чтобы все, что бы он ни пожелал достигнуть, ему удавалось бы;

• чтобы его любили те люди, от которых он желает получить любовь;

• чтобы другие люди обращались с ним хорошо;

• чтобы вся вселенная вращалась вокруг него и чтобы мир, в котором он живет, был удобен для жизни и никогда не причинял никаких огорчений и не был бы источником конфликтов (Кассинов Г.,1995).

Психологическая работа с такими клиентами требует их отказа от предъявления требований, диктатов и ультиматумов окружающим, заменив требования запросами, пожеланиями и предпочтениями. Основной задачей является отучение клиентов от драматизации своих неудач, от проявлений паники и от предъявления обществу завышенных требований. Реалистично ориентированные методы лечения стараются приучить клиента к тому, чтобы он добивался одобрения путем достижения реальных успехов в реальном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: