Второе направление в психологии, послужившее теоретической основой для создания специфической консультантической технологии, а также практики психологической коррекции и психологического консультирования – поведенческое направление, или бихевиоризм.
В противоположность динамическим концепциям личности сторонники поведенческого подхода рассматривают поведение клиента не как знак, символически выражающий реально существующие проблемы клиента, а как реальность, которую можно верифицировать, идентифицировать и измерить. Основы поведенческой терапии лежат в теории научения, а теоретические предпосылки методик поведенческой терапии начинаются, подобно теории научения, с философского убеждения, что методы работы с поведенческими проблемами человека должны основываться на научном подходе. Другая предпосылка поведенческого направления состоит в том, что все поведение предопределено, и переменные, обуславливающие его, можно обнаружить и измерить.
В поведении испытуемого во время исследования нет ничего случайного. Все особенности поведения, как вербального, так и невербального (в мимике, позе, походке, в жестах, манере сидеть, манере стоять), а также особенности общения и деятельности отражают некоторые глубинные психологические структуры, подлежащие исследованию. И наоборот: весь внутренний психологический мир больного – его переживания, страхи, страсти, комплексы, страдания, индивидуальные способы реагирования на стресс, методы психологической самозащиты, характеристики совладающего поведения – в той или иной степени, более или менее ярко проявляется во внешнем поведении.
|
|
В поведенческой психотерапии научение осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим, осознаваемым как консультантом, так и клиентом процессом. Консультант поведенческого направления рассматривает все проблемы как педагогические по своей природе и поэтому решить их можно путем прямого обучения новым поведенческим реакциям. Клиент должен научиться альтернативным формам поведения и тренировать их. Если задачи психотерапии состоят в обучении, то роль и позиция консультанта должны соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора, а отношения между клиентом и консультантом носят обучающий характер. Консультант совместно с клиентом составляет программу лечения с четким формулированием цели, разъяснением задач, механизмов, этапов лечебного процесса, определением того, что будет делать консультант, и что – клиент. После каждого консультативного сеанса клиент получает конкретные задания, а консультант контролирует их выполнение.
|
|
Основная функция консультанта состоит в организации эффективного процесса научения. Поведенческое направление в психотерапии, психологической коррекции и психологическом консультировании применяется очень широко. Поведенческие техники используются как для коррекции дезадаптивных эмоциональных переживаний, таких как тревога, страх, депрессия, злость, так и для коррекции нарушений поведения, в частности, при антисоциальных расстройствах личности.
Были разработаны различные формы бихевиоральной терапии для лечения отдельных психологических расстройств, а также для изменения вредных, нежелательных привычек, выработки новых навыков. В соответствии с рекомендациями Американской ассоциации бихевиоральных психологов, «бихевиоральная терапия включает в себя, главным образом, применение принципов, полученных из исследований по экспериментальной и социальной психологии, нацеленных на облегчение страданий и повышение функциональных возможностей человека. Бихевиоральная терапия делает акцент на систематической оценке эффективности применения этих принципов. Бихевиоральная терапия включает в себя изменение окружающей обстановки и социальное взаимодействие, а не непосредственное изменение соматических процессов биологическими методами. Цель ее, главным образом, образовательная. Данные методики помогают улучшить самоконтроль. При проведении бихевиоральной терапии заключается контракт, в котором определяются взаимно согласованные цели и методы. Ответственные профессионалы, используя поведенческие подходы, руководствуются общепринятыми принципами».
Все методы бихевиоральной терапии делают акцент на важности взаимоотношений между психологом и клиентом. Терапия должна начинаться с беседы между ними, во время которой оцениваются сущность проблемы клиента и ее доступность для бихевиоральной терапии. Первичная беседа может включать в себя некоторые бихевиоральные методики оценки, например, опросники или наблюдение. Предполагается, что доверие и понимание между психологом и клиентом крайне важны для успешности, как первичной беседы, так и всего лечения. Если психолог обязан закреплять поведенческие изменения, то психологические взаимоотношения должны стимулировать их. Бихевиоральные психологы понимают важность природы взаимоотношений психолог–клиент и роль сопереживания психолога в улучшении этих взаимоотношений.
В первую очередь собирается подробный анамнез проблем клиента: когда и как они начались; их частота и взаимосвязь; что является внешним стимулом, вызывающим эти проблемы; как клиент пытался их разрешить до настоящего времени. Психолог старается выяснить, чего именно клиент надеется достичь во время консультирования. Психолог также пытается облечь эти цели в бихевиоральные термины: какие типы поведенческих изменений должны будут увидеть клиент и психолог для того, чтобы понять, что терапия была успешной и цели ее достигнуты.
Когда суть проблемы и цели лечения определены, психолог подробно объясняет клиенту психологические процедуры и их рациональное обоснование. Врач может ссылаться на исследовательские работы, демонстрирующие эффективность данного метода у других клиентов, имеющих сходные проблемы. Клиент может согласиться на терапию, только полностью осознав ее стадии. В этом процессе психолог является в значительной степени наставником и консультантом, а клиент – равноправным партнером.
Одной из наиболее часто применяющихся в бихевиоральной терапии методик является систематическая десенсибилизация, основанная на классическом обусловливании новой реакции, которая несовместима со страхом или тревогой. Главная идея заключается в том, что человек не может расслабляться и одновременно испытывать страх. С клиентом работают в состоянии глубокой мышечной релаксации, несовместимой со страхом. Помимо этого, клиент и психолог создают иерархию состояний тревоги. Эта иерархия включает в себя предметы, события или ситуации, вызывающие страх или тревогу – от наименее до наиболее пугающих. Например, иерархия состояний тревоги в связи со страхом перед змеями может выглядеть следующим образом: змея в соседнем районе, змея в соседней комнате, змея в комнате клиента, но в безопасной клетке, змея на полу, змея, прикасающаяся к клиенту. Затем эта иерархия и релаксация объединяются для создания систематической десенсибилизации. Клиент десенсибилизируется, то есть делается менее чувствительным к тому, что он ранее считал пугающим.
|
|
Имплозивная терапия – другой метод поведенческой терапии – представляет собой как продолжение десенсибилизационной терапии, так и прямое практическое приложение академических исследований по угасанию. Почему бы вместо того чтобы обусловливать новую реакцию, просто массированно не погасить страх за один прием? Люди, вынужденные оставаться в пугающей ситуации, спустя некоторое время должны будут перестать бояться. Физиологически невозможно находиться в состоянии страха более 20–30 минут, и, если человек сможет остаться в пугающей ситуации вместо того, чтобы убежать немедленно прочь, то, в соответствии с исследованиями по научению, страх должен угаснуть. Имплозия заставляет клиента в воображении живо и ярко представлять себе все аспекты того, что вызывает страх, до тех пор, пока не наступит расслабление. Вариант in vivo удерживает клиента в реальной пугающей ситуации, пока страх не угаснет, а релаксация его не заменит. В обоих случаях постоянное присутствие поддерживающего, вызывающего доверие психолога является крайне важным.
Большое внимание поведенческая терапия уделяет выработке социально одобрямых, желательных форм поведения, таких, например, как уверенное поведение.