Составитель: Кондратьева Е. С. / ______________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры Михайлова Е.В./___________
.09.2013
Пояснительная записка
Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и возможности. Такая позиция определяет общие направления перестройки школьного математического образования, главными из которых являются усиление общекультурного звучания курса и повышение его значимости для формирования личности подрастающего человека.
Главные цели курса, отвечающие указанным выше направлениям совершенствования школьного математического образования:
ü выдвижение на первый этап задачи интеллектуального развития учащихся и прежде всего его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость, независимость мышления;
ü создание более широкого круга математических представлений и соответственно отказ от формирования некоторых специальных математических умений;
|
|
ü перенос акцентов с формального на содержательное, развитие понятий и утверждений на наглядной основе, повышение роли интуиции и воображения как основы для формирования математического мышления и интеллектуальных способностей;
ü формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры, усиление практического аспекта в преподавании, развитие умения применять математику в реальной жизни;
ü приведение курса в соответствие с возрастными особенностями учащихся, что выразилось в живом языке изложения, в опоре на жизненный опыт учащихся, доступный их пониманию, в организации разнообразной практической деятельности.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089)).
|
|
Указанные цели направлены на формирование математической, информационной, общекультурной, антропологической, методологической компетентности ученика 5 класса лицея.
Практическая математическая компетентность предполагает, что ученик:
ü имеет твердые навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений;
ü владеет геометрическим языком и учится его использовать для описания предметов окружающего мира;
ü имеет первичные пространственные представления и изобразительные умения, навыки геометрических построений и измерений;
ü владеет основными способами представления и анализа статистических данных;
ü умеет устанавливать вероятность событий, доступных для анализа на полученном уровне математических знаний, прогнозировать наступление событий на основе статистики и вероятности;
ü применяет изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Информационная компетентность предполагает:
ü произведение и представление информации в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней: ясно, четко, последовательно и доказательно, а также в соответствии с целью ее представления;
ü владение способами уточнения информации термина: сравнение, описания, определение и характеристика;
ü соблюдение логических последовательностей в рассуждениях при предъявлении информации;
ü владение способами аргументации, как дополнительной информации для обеспечения ясности или подтверждения истинности уже имеющейся информации;
ü умение выделить ключевые слова устного или письменного текста, несущие наиболее важную информацию;
ü умение перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот и представлять в графическом, символическом и других видах.
Общекультурная компетентность предполагает, что ученик должен:
ü знать этические нормы поведения в обществе, уважения личности;
ü уметь сотрудничать и общаться (продуктивно взаимодействовать) в условиях многонациональной, поликультурной среды на основе диалога культур;
ü уметь уважать права и достоинство людей, независимо от их национальности, расы, вероисповеданий;
ü уметь владеть нормами нравственно значимого взаимодействия, общения и коммуникации.
Критериями антропологической компетентности ученика можно считать
знание:
ü своих физических и психических особенностей;
ü особенностей взаимодействия между людьми;
ü морально-этических ценностей в обществе;
ü способов саморегуляции,
умение:
ü осознавать свою субъектность;
ü взаимодействовать и сотрудничать с людьми;
ü находить конструктивные пути выхода из конфликта;
ü уважительно относиться к мнению, позиции другого;
ü соблюдать приоритет гуманистических ценностей;
ü анализировать и регулировать собственное эмоциональное состояние;
ü планировать и организовывать свою деятельность;
ü совершенствовать способы своей интеллектуальной деятельности.